АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 – — презентация
logo
АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 – ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
  • Общий вид мозга
  • Головной и спинной мозг (вид снизу)
  • ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ А - разделы курса
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • ЛИТЕРАТУРА
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • Система БРС
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • - ответ ЭКЗАМЕН – устно в билете 3 вопроса : ответ - макс. 30 бал.
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • ОСНОВНЫЕ СЕЧЕНИЯ
  • САГИТТАЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ ГОЛОВЫ
  • Мозг рассеченный вдоль срединной плоскости – сагиттальный разрез
  • ФРОНТАЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ МОЗГА
  • Современный метод прижизненного исследования внутренней структуры мозга - томография
  • Компьютерная реконструкция томографического среза мозга во фронтальной плоскости (стрелкой указаны III- й и боковые желудочки)
  • Наблюдение за биоэлектрической активностью мозга – регистрация ЭЭГ
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОТДЕЛ с хема иннервации внутренних органов симпатическим ( слева ) и парасимпатическим ( справа )
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
  • АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –
1/30

Кандидат медицинских наук, профессор Гринченко Юрий Васильевич

Изображение слайда

Слайд 2: Общий вид мозга

Слева – наружная поверхность левого полушария и синим цветом выделен ствол. Справа – (увеличено) структурные отделы стволовой части и шейные сегменты спинного мозга таламус средняя и мостовая части продолговатый мозг спинной мозг масса ~ 30 гр. (= 2% ) головной мозг масса ~ 1,5 кг (1375гр.) Одна из особенностей мозга, как органа - чрезвычайная неоднородность

Изображение слайда

Hemispheriae полушарие (левое) (мозжечок) (спинной мозг) гипофиз

Изображение слайда

Слайд 4: ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ А - разделы курса

Раздел 1 Общие вопросы строения и морфологического обеспечения функций нервной системы человека (темы 1 - 5). В начальной части даются самые общие понятия о морфологии и функциональной организации структур нервной системы человека. Далее излагаются история развития научных представлений о структуре и функциональной значимости мозга и основные методы исследования в анатомической практике. Во второй части излагаются данные о гистологии нервной системы, лежащие в основе функциональных особенностей ЦНС, и описываются структурно-функциональные комплексы, защищающие ЦНС и создающие ее специфическую внутреннюю среду. Здесь же даются понятие о связи филогенетических и онтогенетических процессов, и излагаются основы онтогенеза – эмбриогенез (гистогенез нервной ткани, морфогенез структур мозга, системогенез) и возрастные изменения мозга, обеспечивающие функциональные возможности человека на этапах его развития и жизни.

Изображение слайда

Слайд 5

Раздел 2 Структурно-функциональная организация спинного мозга и мозгового ствола (темы 6 - 11). Излагаются конкретные анатомические сведения о взаиморасположении отдельных структурных образований спинного мозга и мозгового ствола, и о структурно-функциональной организации серого и белого вещества этих частей ЦНС. Также дается морфологическое описание специфических комплексов базовых регуляторных систем: активирующая ретикулярная формация; экстрапирамидная система настройки скелетной мускулатуры; система мозжечкового контроля произвольных движений; группы гипоталамических ядер, образующих мотивационные центры и обеспечивающих эмоциональный компонент текущего поведения.

Изображение слайда

Слайд 6

Раздел 3 Топография и структура конечного мозга (темы 12-16). Это основной раздел для студентов психологических факультетов. Вначале излагается общая морфология конечного мозга и особенности его эмбриогенеза, так же дается топография поверхностей полушарий и их внутренняя структура. Далее студенты знакомятся с морфологией коры полушарий и принципами выделения отдельных специфических ее участков: отделов, долей, зон, полей. Особое внимание уделено топографии и морфофункциональной характеристике ассоциативных зон – специфическим для человека полям коры. В отдельную тему выделено рассмотрение морфологии структур старой коры, подкорковых ядер и функционального объединения их в лимбическую систему. В заключение рассматривается структура белого вещества полушарий. Раздел 4 (тема №17) посвящен обзору строения проводящих путей ЦНС и топографии черепных нервов.

Изображение слайда

Слайд 7

Информационное обеспечение дисциплины В целях обеспечения оптимального усвоения материалов дисциплины по изучаемым темам используются авторские электронные презентации (лекционный материал), а также традиционные плакаты со схемами, муляжами мозга, и демонстрацией натуральных препаратов (семинарские занятия). Рубежный контроль знаний – 3 письменные контрольные работы. Итоговый контроль знаний – устный экзамен по билетам. Основная литература (на выбор): Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. Учебное пособие для студентов – М.; «Мир», 2008. ( ISBN 5-03) Атлас «Нервная система человека – строение и психофизиологические нарушения» под ред. Астапова В.М. М., изд-во «ПЭР СЕ», 2011. (ББК 28.864.41- 6) Хомская Е.Д. Нейропсихология. – Учебник для студентов по направлению «Клиническая психология» М.: – СПб, «ПИТЕР» 2007. ( ISBN 978-5-469-00620-6) Александров Ю.И. Психофизиология. – Учебник для студентов вузов по направлению 022700 «Клиническая психология» М./СПб., «ПИТЕР» 2011. [ ISBN 978-5-94723-732-0; УДК 159/91(075)].

Изображение слайда

Слайд 8

Дополнительная литература The Facts on File illustrated guide to the human body. Brain and nervous system. Перевод Борисовой И. А. с англ. «Иллюстрированный справочник-мозг и нервная система» М. изд-во «Астрель», 2010. (УДК 61-035). Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). Учебн. пособие для студентов. М., изд-во «Академия», 2007. (ББК 28.86я722). Лурия А.Р. Основы нейропсихологии Учебн. пособие для студ. вузов. М., изд-во «Академия», 2006. ( УДК 57.024[075.8]). Гринченко Ю.В. Анатомия ЦНС (основы неврологии) Учебно-методическое пособие для студ. психологических факультетов. М., изд-во «Высшая школа психологии» 2003. (УДК 616.8, ББК 56.1). Хомутов А.Е. Анатомия нервной системы. Учебное пособие, изд. 4-е, Ростов Н/Д, Изд-во «Феникс», 2008. [ ISBN 5-94405-003-9]. Интернет-ресурс http://www.koob.ru/bloom/brain_mind_and_behavior http :// univertv. ru / video / psihologiya / psihofiziologiya / kurs _ lekcij _ anatomiya _ cns _ yuv _ grinchenko /? mark = all Материально-техническое обеспечение дисциплины: а) видеотехника; б) мультимедиа техника

Изображение слайда

Слайд 9

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ Промежуточный контроль: а) участие в семинарских занятиях; б) выполнение контрольных заданий; в) выполнение домашних заданий. Оценивается качество и своевременность выполнения домашних заданий к семинарам. Оценивается правильность и полнота ответов на письменные контрольные работы или тесты, проводимые по завершению очередного раздела дисциплины. Оценивается посещаемость и активность работы на семинарах. Оценивается (в особых случаях) реферативная работа по основным темам. Итоговый контроль – экзамен (устно) по билетам, которых 30, в каждом по 3 вопроса. (часть вопросов дублируется). 1-й – собеседование по какому-либо из рисунков домашнего задания 2-й – анатомическое описание какой либо части мозга (положение, границы, рельеф), или ее внутренней структуры (строение белого/серого вещества). 3-й – физиологическая характеристика одного из объектов мозга или элементов нервной ткани.

Изображение слайда

Слайд 10: ЛИТЕРАТУРА

1. Анатомия нервной системы. Козлов В.И., Изд. «МИР», М., 2003 г., или – Анатомия центральной нервной системы. Воронова Н.В. и др. Изд. «Аспект Пресс», М., 2006 г. или – Хрестоматия по анатомии ЦНС. Ред. сост. Хлудова Л.К., Изд. «РПО»,М. 1998. 2. Атлас: «Нервная система человека» Под ред. Астапов В.М. Изд. «ПЕР СЕ», М., 2005 г. 3. ИНТЕРНЕТ – ресурс: http://www.koob.ru/bloom/brain_mind_and_behavior

Изображение слайда

Слайд 11

Изображение слайда

Слайд 12

Изображение слайда

Слайд 13

Изображение слайда

Слайд 14

ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ Промежуточный контроль: а)участие в семинарских занятиях; б) выполнение домашних заданий (см. приложение). Рубежный контроль - выполнение контрольных заданий и тестов; Порядок зачета баллов, набранных студентом в процессе изучения дисциплины. Оценивается качество и своевременность выполнения домашних заданий к семинарам (расчетная задача или зарисовка анатомических структур): макс. – 4 бал. за рисунок. Оценивается правильность и полнота ответов на письменные контрольные работы или тесты, проводимые по завершению очередного раздела дисциплины: макс.– 10бал/раб. Оценивается посещаемость и активность работы на семинаре: макс. – 5бал/выступление. Оценивается реферативная работа по основным темам: макс. – 12 баллов за реферат.

Изображение слайда

Слайд 15: Система БРС

Посещаемость (7 семинаров) - 1 балл – макс. 7 б. Семинар (подготовленность) - 4 балла – макс.28 б. Дом. задание (6 рисунков) - 4 балла - макс.24 б. Контрольная работа (3) - 10 баллов-макс.30 б. Зачет = мин. 45 баллов, более 70 б. = экзамен автомат. Система БРС

Изображение слайда

Слайд 16

Итоговый контроль – экзамен (устно) по билетам; - всего билетов 30 Экзаменационный билет содержит 3 вопроса: 1-й – краткое собеседование по одному из рисунков «домашнего задания» или схемам нервной системы из Атласа. 2-й – анатомическое описание какой либо части мозга (положение, границы, рельеф), или ее внутренней структуры (строение белого/серого вещества). 3-й – структурно-функциональная характеристика одного из объектов мозга или элементов нервной ткани. Время сдачи – 1-я зимняя сессия (январь) Экзамен принимается только при наличии у студента полного комплекта «домашних заданий», результаты фиксируются в Экзаменационной ведомости и сдаются в деканат. Пересдача экзамена проводится в последний день сессии при наличии у студента допуска (выдается в деканате). Пояснения. При ответе не следует ограничиваться простым перечислением названий или терминов. Каждое понятие или термин необходимо пояснить, дать его описание. Например: (Бил.№1, вопр.1) «Периферические структуры: а)ганглии – это …, имеются следующих типов - …, анатомически располагаются в : …, состоят из : …, их функциональное значение заключается в …,» и т.п. Важно знать, что оценивается не только правильность ответов, но их полнота и использование соответствующих терминов.

Изображение слайда

Слайд 17: ответ ЭКЗАМЕН – устно в билете 3 вопроса : ответ - макс. 30 бал

Оценка по 4-бал. шкале Оценка по 30-бал.шкале «Отлично» -- 25 – 30 Получены совершенно полные ответы на все вопросы билета с использованием необходимой терминологии «Хорошо» -- 18 – 24 Получены достаточно полные ответы на все вопросы билета «Удовлетв.» -- 10 – 17 Получены неполные ответы на все или часть вопросов билета «Неудовл.» -- 9 и менее Получены фрагменты ответов на вопросы билета или вопросы раскрыты в самой общей форме, или совсем не раскрыты 2 вопроса и нет ответов на дополнительные

Изображение слайда

Слайд 18

Изображение слайда

Слайд 19

Дистальный – проксимальный Латеральный – медиальный Ипсилатеральный - контрлатеральный Афферентный – эфферентный Интра- Экстро- Пара- Эпи- Гипо- Диффузный (гомогенный) – ретикулярный, сегментарный, ганглионарный

Изображение слайда

Слайд 20: ОСНОВНЫЕ СЕЧЕНИЯ

ДОРСАЛЬНО РОСТРАЛЬНО ЛАТЕРАЛЬНО КАУДАЛЬНО ВЕНТРАЛЬНО САГИТТАЛЬНОЕ ФРОНТАЛЬНОЕ МЕДИАЛЬНО горизонтальное

Изображение слайда

Слайд 21: САГИТТАЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ ГОЛОВЫ

ЧЕРЕП ПОЛУШАРИЕ МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО ЭПИФИЗ МОЗЖЕЧОК СТВОЛ МОЗГА СПИННОЙ МОЗГ ПОЗВОНОЧНИК ГИПОФИЗ ЖЕЛУДОЧКИ

Изображение слайда

(вид изнутри – медиальная поверхность) Лобный полюс Затылочный полюс теменная доля мозолистое тело IV желудочек

Изображение слайда

Слайд 23: ФРОНТАЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ МОЗГА

срединная щель теменная доля мозолистое тело III -й желудочек таламус сильвиев водопровод боковая борозда височная доля мозжечок спинной мозг ствол мозга

Изображение слайда

Слайд 24: Современный метод прижизненного исследования внутренней структуры мозга - томография

Изображение слайда

Слайд 25: Компьютерная реконструкция томографического среза мозга во фронтальной плоскости (стрелкой указаны III- й и боковые желудочки)

Изображение слайда

Слайд 26: Наблюдение за биоэлектрической активностью мозга – регистрация ЭЭГ

Изображение слайда

Слайд 27

Ц Н С головной и спинной мозг ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА РЕЦЕПТОРНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЗЛЫ (ГАНГЛИИ) а- симпатические б- спиномозговые черепные нервы (12 пар) спиномозговые нервы (32 пары) нервные сплетения

Изображение слайда

Слайд 28: ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОТДЕЛ с хема иннервации внутренних органов симпатическим ( слева ) и парасимпатическим ( справа )

Центральные нейроны сосредоточены в боковых отделах сегментов спинного мозга Периферические нейроны сосредоточены в отдельные узлы, объединенные в непрерывную цепочку – симпатический ствол Центральные нейроны образуют ядра в стволе мозга (основной центр) и в крестцовом отделе спинного мозга (2-й центр) Периферические нейроны рассредоточены в стенках внутренних органов

Изображение слайда

Слайд 29

СОМАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ соотношение головного - спинного мозга и функциональное значение речь анализ анализ Память Прогноз локомоция манипуляция

Изображение слайда

Последний слайд презентации: АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ № 1 – ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ № 2 –

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Изображение слайда

Похожие презентации