Слайд 2: История создания стихотворения
«Зимний вечер» - одно из самых грустных стихотворений поэта. Оно написано в ссылке в Михайловском, в 1825г., в очень тяжёлое время для Пушкина. Стихотворение прекрасно, образно передаёт это душевное состояние поэта.
Слайд 3
В Михайловское по приказу царя поэт был выслан за то, что в своих произведениях он смело осуждал несправедливость существующих порядков, крепостное право, призывал бороться против них. Жил А.С.Пушкин в ссылке одиноко, без родных и друзей, каждый его шаг был под наблюдением.
Слайд 4
Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; поэт серьёзно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. И только няня, добрая, отзывчивая, всё понимающая Арина Родионовна, любившая Пушкина как родного сына, была рядом с ним.
Слайд 5
С ней Пушкин вёл задушевные беседы в долгие зимние вечера, читал только, что написанные стихи, слушал её рассказы, сказки, песни, ей он посвящал свои стихи. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».
Слайд 7: Словарная работа
Обветшалая кровля – старая, разрушающаяся крыша Ветхая – разрушающаяся от старости Лачужка – небольшая, старенькая избушка Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом Кроет – покрывает
Слайд 8: Прочитайте строки, в которых сказано о том, где жил поэт
Жил Пушкин в старом, небольшом домике – флигеле с маленькими, низкими окнами. Кровля (крыша) дома обветшала. В доме темно, отапливались и освещались только комнаты, в которых были А.Пушкин и няня.
Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не видно. В комнате тепло - потрескивает затопленная няней печка. Сама няня сидит на скамейке и прядёт свою пряжу. Котёнок играет у её ног. Пушкин тут же, у стола, в тёплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрусневшие глаза. Он смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле.
Слайд 10: Что представляет собой композиция этого стихотворения?
Можно выделить три части : в первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновь упоминается снежная буря и ветхая лачужка.
Слайд 11: Анализ произведения
1-я часть – описание бури Прочитайте описание бури. Какое оно предстаёт перед нами? Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребёнка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника. С помощью, каких сравнений поэт даёт нам возможность представить картину бури? Какие строки о буре повторяются в стихотворении? Прочитайте их. Как завывание бури влияло на настроение поэта?
Слайд 14: 2-я часть- обращение к няне
Как относится поэт к своей няне ? Пушкин нежно обращается к няне: «моя старушка», «добрая подружка бедной юности моей ». Какое настроение было у няни в тот зимний вечер? Почему можно сказать, что поэт любил песни, которые пела няня? Почему он просил её спеть песню ? Мы знаем, что долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкину народные сказки, которые вдохновили поэта на создание широко известных «Сказок»
Стихотворение действительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадостное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.
Слайд 18: Как можно определить тему и сюжет стихотворения?
Пушкин пишет о своём одиночестве, оторванности от близких и друзей. Размышление поэта о своей горестной судьбе – тема этого стихотворения.
Картина зимней бури с её завыванием, темнота ночи помогают ярче передать настроение поэта.
Слайд 20: Каким предстаёт перед читателем лирический герой ?
Пушкин был очень жизнерадостным, общительным человеком. А его временное затворничество было чрезвычайно тягостно для него.
Слайд 21: Какие изобразительные средства использовал поэт?
Найдём эпитеты: « вихри снежные», «ветхая лачужка», др.; сравнения помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов. Буря сравнивается то со зверем, то с тебёнком ; используются и метафоры – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова : «наша ветхая лачужка и печальна, и темна …»
Последний слайд презентации: А.С. Пушкин «Зимний вечер»: Рефлексия
Письменно закончить предложения Поэт доносит до читателя свои… ( мысли, чувства, переживания) «Зимний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в период… ( ссылки в Михайловское) Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - всё это создаёт настроение … ( томящей тоски) Стихотворение помогает читателю увидеть поэта в один из … периодов жизни. ( тяжёлых, кризисных).