Первый слайд презентации
А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..» Урок 13 Составитель: Беляева Ирина Владимировна учитель начальных классов І кв. категория МБОУ СОШ с. Кремово
Слайд 2
Организационный момент Ну, ребята, чур, молчок, Начинается урок. Будем вместе мы опять Думать, рассуждать, читать.
Слайд 5
Речевая разминка Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, и нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит осень, бродит осень. Ветер с клена листья сбросил. Под ногами коврик новый, Желто-розовый — кленовый. В. Авдиенко Прочитайте стихотворение самостоятельно Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, выразительно). Как бы вы его озаглавили? Почему?
Слайд 6
- Какое сейчас время года в природе? -Назовите осенние месяцы. - Рассмотрите осенние пейзажи. -Какое настроение вызывают осенние пейзажи? -чем нравится вам осень? С. Жуковский. Осень. Веранда
Слайд 11
Белая шляпа – сбор информации. Работа по плакату (ассоциативный куст). Красная шляпа – это наши чувства, эмоции, впечатления. Вспомните стихи, музыку об осени. Жёлтая шляпа – увидеть лучшее в осени. Что это? Преимущество, выгода, польза. Черная шляпа –это цвет осторожности, помогает увидеть отрицательные стороны. Чем плоха осень? Зеленая шляпа - цвет исследований, новых идей. - предположим, что в году три времени года, нет осени. Можно ли избежать листопад,? Синяя шляпа – подведение итогов. Не делите ничего ни в природе, ни в жизни на важное и неважное. Все важно, все нужно, все интересно: и осень, и зима, и весна,и лето. Докажи
Слайд 17
Тема урока Цели урока: Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени. А.С.Пушкин Стихи об осени
Слайд 20
Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Багрец – 1). Красная краска тёмного оттенка, багровая. 2). Драгоценная багровая ткань, пурпур. Очи, око – глаз. Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.
Слайд 21
– Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение? – Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души, свои чувства ? Лирическое произведение - Какие чувства передаёт автор?
Слайд 22
ОКСЮМОРОН – художественный приём; сочетание противоположных ( сочетание несочетаемого ), противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. Например: горячий снег; скупой рыцарь; пышное увядание; унылая пора, очей очарованье; прощальная краса-А.С. Пушкин, убогая роскошь – Н.А. Некрасов; сердцу изведать сладчайшую боль – А. Блок
Слайд 23
ветра шум и свежее дыханье и небеса отдалённые седой зимы угрозы и первые морозы и небеса Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит.
Слайд 24
– Почему, восхищаясь природой, поэт в то же время грустит? – Что автор больше всего любит в осени? – Что вы понимаете под словом «увяданье»? – Но, соединив это слово со словом «пышное», автор получает совершенно другой образ. -Что значит «пышное»? Какое устаревшее слово вы встретили в стихотворении? А что придают устаревшие слова данному произведению?
Слайд 25
Физминутка Ходит осень по дорожке Промочила в лужках ножки. Ходит осень, бродит осень, Ветер с клена листья сбросил Дружно по лесу гуляем (шаги на месте) И листочки собираем (наклоны вперед) Собирать их каждый рад Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Слайд 28
А сейчас мы с вами попробуем прочитать это стихотворение при помощи мимики и жестов. Унылая пора! Очей очарованье! (правая рука к груди) Приятна мне твоя прощальная краса – (машем рукой – имитируем “прощай”) Люблю я пышное природы увяданье, (развести руки в стороны, рука вниз) В багрец и в золото одетые леса, (руки вверх) В их сенях ветра шум (покачивание) и свежее дыханье,(вдох) И мглой волнистою покрыты небеса, (мимика, глаза, брови свели) И редкий солнца луч, (улыбка, брови натянуть ) и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы (рука вверх, кулачок с поднятым указательным пальцем).
Слайд 29
Какие произведения называются лирическими? а) выражающие различные мысли и чувства; б) предназначенные для постановки на сцене; в) имеющие в своей основе вымысел. а) выражающие различные мысли и чувства;
Слайд 30
2. Какова основная мысль данного лирического произведения? а) радость наступления осени; б) грусть осеннего увядания; в) тоска наступающей зимы. б) грусть осеннего увядания;
Слайд 31
3. Назовите основной прием, используемый автором в построении стихотворения. а) наличие сложных предложений; б) наличие большого количества глаголов; в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И. в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И.
Слайд 32
4. Что такое оксюморон? а) прием, заключающийся в замене одного слова или понятия другим; б) художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном произведении; в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении. б) художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном произведении;
Слайд 33
-Что вам запомнилось из биографии А.С. Пушкина? -Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем?
Слайд 34
ШКАЛА УСПЕХА - не доволен, сделал не всё, что мог - мог бы лучше - сделал всё, что моих силах для успеха группы
Слайд 35
Что вспомнили на уроке? Чему учились? Что на уроке вам понравилось? Какая работа показалась сложной? Оцените свою работу.