Первый слайд презентации: В. Г. Белинский — величайший русский критик 19 века
Выполнила студентка группы 5201-420301D Попович Александра
Величайшим представителем всей русской критики 19 века считается Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848). Именно он является подлинным создателем русской литературной критической мысли. В. Г. Белинский выступил универсальным и оригинальным критиком, поднявшим русскую критику на небывалую до этого высоту. Он отличался независимостью взглядов, идейной принципиальностью, горячей полемичностью, за что и получил прозвание «Неистовый Виссарион». Принципиальность литературных воззрений писателя подтверждает и то, что произведения одних и тех же авторы могли получить у него различную оценку.
« телескопский » период (1834 – 1836), когда он работал в изданиях Надеждина «Телескоп» и «Молва»; период «примирения с действительностью» (1837 – осень 1840), самая мрачная пора в жизни критика, в это время критик был увлечен идеями Гегеля; «петербургский» период (1841 – 1848), время своеобразного подведения итогов, осмысления путей русской культуры и утверждение реализма как ведущего жанра в русской литературе
Слайд 4: Телескопский » период в творчестве В.Г.Белинского
В 1834 году, выступив с циклом статей «Литературные мечтания», критик воскликнул: «У нас нет литературы!» В статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) критик подразделяет поэзию на два вида – реальную и идеальную. Белинский-критик выводит свои критерии оценки уровня художественного произведения: народность «простота вымысла» «совершенная истина жизни» «оригинальность»
Слайд 5: Кризис Белинского — «примирение с действительностью»
Кризис был вызван тяжелой общественно-политической обстановкой и материальной нуждой Статьи «Неистового Виссариона» выходят в «Московском наблюдателе» и «Отечественных записках» Критика интересует проблема личности, «отпавшей» от общества и отвергающей окружающего его действительность – т.н. «героя времени», больше рефлексирующего, чем делающего Размышляя над сущностью комедии «Горе от ума» критик формулирует мысль о гармонической взаимосвязи формы и содержания
Слайд 6: Петербургский период» в жизни критика
В статье «Стихотворения М. Лермонтова» (1841) критик выводит на первый план личность. Белинский ставит проблему лирического героя как носителя субъективной картины мира Провозглашая новые идеалы, автор говорит о необходимости согласования творческой свободы художника со «служением современности» Преодоление духовного кризиса периода «примирения» заканчивается обоснованием Белинским идей «натуральной школы» Основные принципы творчества писателей «натуральной школы»: реалистическое изображение действительности объективность авторского взгляда гуманизм
Последний слайд презентации: В. Г. Белинский — величайший русский критик 19 века: Взгляд на русскую литературу 1847 года»
Наиболее полно свои идеи критик отразил в цикле статей, посвященных творчеству Гоголя. Эти свои взгляды на литературу ему пришлось отстаивать в яростной журнальной борьбе с Булгариным, Гречем и славянофилами. Итоги своих критических воззрений Белинский подводит в годовом обзоре «Взгляд на русскую литературу 1847 года», ставшем для критика последним. Здесь он размышляет об отечественной литературе в историческом аспекте, считая, что русская литература «началась натурализмом», и отводя роль первого светского поэта Кантемиру. следующий этап связан с именами Ломоносова, Карамзина, Жуковского, Державина и венчается творчеством Пушкина. окончательный шаг в сторону критического реализма сделал Гоголь. Произведения Герцена, Достоевского, Григоровича, Гончарова, Тургенева, Даля критик рассматривает уже с точки зрения «натуральной школы»