Первый слайд презентации: РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ФГБОУ ВО БГМУ Министерства здравоохранения РФ Кафедра философии Автор: доцент кафедры философии Зубаирова-Валеева А.С.
Слайд 2
Русская философия развивалась в значительной степени автономно. Она практически не испытала влияния многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, позитивизма и др.
Слайд 3: Характерные черты русской философии
Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию; Специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литература, искусство, «эзопов язык» (часто объясняется политической несвободной и цензурой); Целостность, стремление занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
Слайд 4: Главные вопросы русской философии:
Проблема человека; Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом; Проблема власти и государства; Проблема будущего
Слайд 5: Основные этапы русской философии:
Период зарождения ( IX – XII вв. ); Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения и становления и централизованного русского государства (Московской Руси и России) ( XII-XVII вв); Философия XVIII в.; Философия XIX в.; Русская и советская философия X Х в.
Слайд 6: Период зарождения древнерусской философии
Относится к IX – XIII вв. (от возникновения Киевской Руси до монголо-татарского завоевания). С 11 в. идейным центром православия на Руси становится Киево-Печерский монастырь ( Феодосий Печерский, Нестор Летописец ).
Слайд 7: Русская философия XII – XVII вв
(Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига) Серьезное влияние на русскую религиозную мысль 15–17 вв. оказал исихазм. Исиха́зм (от др.-греч. «спокойствие, тишина, уединение») — мистическая практика православных монахов, в которой применяется безмолвная молитва с целью созерцания Божественного (фаворского) света. В основе исихазма лежит умное делание (то есть в уме), которое заключается в постоянном чтении про себя или вслух покаянной, чаще всего, «Иисусовой молитвы».
Слайд 8
В 1351 году признан официальным учением православной церкви. Из Византии исихазм распространился и на Русь (Нил Сорский, Сергий Радонежский и др.). Повлиял на духовный подъём Руси XIV-XV веков.
Слайд 9: Среди видных философов данного периода:
Философий ( XVI в.) – также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства (« Москва – Третий Рим ») по линии Рим – Константинополь – Москва; Нил Сорский – выступал за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, за приближение Церкви к народу. Был идеологом так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев и владений);
Слайд 10: Основные направления русской философии XIX в
Декабристская философия; Философия западников и славянофилов; Философия Чаадаева; Консервативная религиозная и монархическая философия; Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого; Революционно-демократическая философия
Слайд 11: Философия западников и славянофилов
Занимались проблемами истории, выбора исторического пути для России. Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России – освоить западные ценности и стать «нормальной» цивилизованной страной.
Слайд 12
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции всегда оканчивались для России трагически.
Слайд 13: Ортодоксально-монархическая философия
Ее цели – отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Его видным представителем был К.Н. Леонтьев.
Слайд 14: К.Н. Леонтьев (1831 – 1891)
По мнению Леонтьева, капитализм – царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для Росси – отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии).
Слайд 15
Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели – Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.
Слайд 17
Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль в судьбе государства и отдельного человека должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла. Особую роль занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
Слайд 18
Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все. Он пытается поставить себя на место Бога. Данный путь губителен как для окружающих, так и для самого человека. 2) Путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека и всего человечества.
Слайд 20: Философия Л.Н. Толстого
Создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть его в следующем : Многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; Религия должна стать простой и доступной для народа; Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть; Смысл жизни – самосовершенствование; Главное зло на Земле – смерть и насилие; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
Слайд 21: Философия Л.Н. Толстого (продолжение)
В основе поведения человека должно быть непротивление злу; Государство – аппарат насилия, не имеет права на существование; Всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.д. За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
Слайд 22: В.С.Соловьев (1853-1900)
Владимир Сергеевич Соловьев (16 (28) января 1853 – 31 июля (13 августа) 1900) – философ, поэт, публицист, критик. Сын историка С.М.Соловьева.
Слайд 23: В.С. Соловьев, произведения:
Произведения: Критика отвлеченных начал Оправдание добра Чтения о богочеловечестве Смысл любви Три свидания Повесть об антихристе
Слайд 24
Бог – основа всего сущего, Абсолют, несущий 2 противоположные характеристики: 1. Лишенность всех форм – поэтому Он Един; Единое – это Бог-Отец; 2. Потенциально он содержит в себе множество форм. Множественное, содержащееся в Едином, - это Святой Дух, или София (Премудрость Божия).
Слайд 25
София проникает в тварный мир и является как бы системой связи между божественным и человеческим миром. Благодаря ей мы воспринимаем красоту и добро. Бог-Сын – это всё человечество в целом (как единый организм), но мы об этом забыли. Задача всего человечества и всех религий – объединиться в одно государство и одну церковь, чтобы осуществить замысел Бога и стать Богочеловечеством.
Слайд 26
Россия – «третья сила», свободная от недостатков и ограничений двух других – «восточной» (чрезмерно подчиняющей личное начало общему) и «западной» (где царствует крайний индивидуализм). Поэтому России предначертана особая миссия в спасении человечества. Все церкви и народы должны объединиться под началом русского царя.
Слайд 27
Всеединство - означает прежде всего связь Бога и мира, божественного и человеческого бытия. "Эта идея... состоит в положительном всеединстве, в силу коего Бог, будучи один, вместе с тем заключает в себе все, и, будучи безусловно самостоятельным и единичным существом - вместе с тем есть производящее начало всего другого».
Слайд 28
«Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. – 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие.
Слайд 29: П.А.Флоренский (1882-1937)
Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский (1882 – дата смерти – 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).
Слайд 30
Павел Александрович Флоренский (1882–1937) учился на физико-математическом факультете Московского университета. Уже в годы учебы талантливый математик выдвигает ряд новаторских математических идей. В 1904 Флоренский поступает в Московскую духовную академию. После окончания академии и защиты магистерской диссертации он становится ее преподавателем. В 1911 Флоренский был рукоположен в сан священника. С 1914 – профессор академии по кафедре истории философии. В 1933 он был арестован и осужден. С 1934 находился в лагере на Соловках, где и был расстрелян 8 декабря 1937.
Слайд 31: Главные произведения:
«Столп и утверждение истины» «Имена» Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т.д.).
Слайд 32
Божественные идеи – по сути ЗВУК, СЛОВО. Энергия звучания этого слова превращается в энергию материальных вещей. Имя человека является отражением его сути.
Слайд 33
Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям.
Слайд 34: Н.А.Бердяев (1874-1948)
Русский религиозный философ, философ русского зарубежья. В 1922 выслан из Советской России. С 1925 — во Франции, От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма.
Слайд 35: Главные произведения Бердяева (переведены на многие языки):
«Смысл творчества», «Философия свободы», «Русская идея».
Слайд 36
Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа: у России – особая роль в деле спасения человечества. Она не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада, а должна стать посредником между ними. Историческая миссия России – строить Царство Божие (на Земле).
Слайд 37
Бердяев первым высказал идею о том, что тоталитарные режимы представляют собой подобия религиозных систем (со своими культами, священными местами, объектами поклонения и вероучением).
Слайд 38
Высшая ценность в окружающем мире - СВОБОДА. Она подвергается угрозе извне, со стороны общества и государства. Государство – механизм подавления, стремится подчинить, подавить индивидуальность человека. Задача человека – сохранить свою самобытность, выйти из рабства – к свободе, из вражды – к космической, вселенской любви.
Слайд 39
Это возможно лишь благодаря ТВОРЧЕСТВУ, способностью к которому он изначально наделён, т.к. человек - образ и подобие Бога-творца. Т.е. путь к свободе лежит через творчество ! Ключевую роль в жизни человека играет также религия. Бог – нравственный символ, пример для подражания. Отношения между Богом и человеком должны быть «на равных» (а не господина и раба). Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.