Первый слайд презентации: ЦЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ (АКСИОЛОГИЯ)
Доц., канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Слайд 2: СОДЕРЖАНИЕ:
§1. Ценности, их природа, классификация. §2. Ценность, оценка, истина и норма, ценностные ориентации. §3.Морально-нравственные (этические) ценности.
Слайд 3: АКСИОЛОГИЯ
Аксиология – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Основатель аксиологии - Рудольф Герман Лотце (ввел понятие ценности в 19 в.)
Ц енности отождествлялись с самим бытием, Космосом как упорядоченном целым. Основными ценностями были благо, справедливость, которые использовались для характеристики идеального государства, бытия (Платон). Ценности относительны (софисты): «человек есть мера всех вещей». Ценности абсолютны (Сократ, Платон). Т очки зрения на ценности
Слайд 5: Этапы развития аксиологического знания : Средневековье
Ц енности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Бог – главный источник ценностей для человека.
Слайд 6: Этапы развития аксиологического знания: Возрождение
Выдвигаются ценности гуманизма, человеческой индивидуальности, творчества и свободы.
Ценности отождествлялись с истиной.
Слайд 8: Виды ценностей, по Гегелю:
1) Экономические (утилитарные ): выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». Их значимость состоит в ценности, и только в ценности, не в их специфических качествах. Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». 2) духовные: ценности связываются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, — духовно по своей природе».
Слайд 9: Современные подходы к ценностям
Натуралистический психологизм: ценности объективны, наблюдаемы и зависят от биологических и психологических потребностей людей. Представители : Дж. Дьюи, К. И. Льюис. Каждый предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.
Слайд 10: Современные подходы к ценностям: аксиологический трансцендентализм:
Ценности понимаются как то, что человеку задано свыше как идеалы, которых в жизни человечество никогда не достигало. Здесь ценности - не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. Представители : неокантианцы В. Виндельбанд, Г. Риккерт. добро истина красота
Слайд 11: Современные подходы к ценностям: п ерсоналистический онтологизм (материальная этика ценностей М. Шелера):
Ценности объективны и даются человеку априорно (доопытно) в интенциях симпатии и антипатии, любви и ненависти. Ценности выстроены в строго объективном иерархическом порядке: Существует порядок Ordo amoris - строй любви и ненависти, который выше нормативов и долга, выше познания, воли, поскольку вырывает человека за пределы его Я, его сознания навстречу познаваемому 1 2
Слайд 12: Современные подходы к ценностям: социологическая концепция ценностей
Ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. О собо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.
Слайд 14: ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ
Ценность - философская категория, обозначающая социально обусловленные значения материальных и духовных явлений, определяющих смыслы бытия человека и общества в целом. Ценность - это единство объективного и субъективного. Ц енность - это не сам предмет, а значение предмета для человека. Вне человека ценность лишена смысла, и в этом плане она субъективна ПРИМЕР: температура воздуха 40 градусов - это объективная характеристика; "жарко" - это субъективная оценка этой температуры; а "тепло" как условие жизни - это ценность.
Слайд 15: ОЦЕНКА
Оценка - суждение о значении предмета или явления для людей, вступающих с ними в оценочные отношения. Оценка позволяет «измерить» ценность, это количественная характеристика ценности.
Слайд 16: Ценность и истина
Ценность – результат оценивания как некой формы деятельности, которая осуществляется на основе познавательной деятельности. Истина есть одна из важнейших ценностей познания вообще и науки в частности, она выступает идеалом и нормой научного познания. Истина – это установление соответствия между знанием об объекте познания и самим объектом. Она всегда стремится к объективности. Истинное знание может быть предметом оценивания, характеризуется как ценность.
Слайд 17: Ценность и норма
Ценности имеют не только индивидуальный уровень выражения, но и общественный. На уровне общества ценности предстают как нормы. Норма – это представление об оптимальной и целесообразной деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями. Ценности обусловливают существование и применение норм, оправдывают и придают им смысл. НАПРИМЕР: жизнь человека – ценность, а ее охрана – норма.
Слайд 18: Ценностные ориентации
Ценностные ориентации – направленность субъекта в его деятельности на определенную ценность. В данное понятие включены: интересы, представления, убеждения, взгляды, чувства, принципы поведения.
Слайд 19: Конструкция междисциплинарного понятия ценности (Д.А. Леонтьев)
Ц енность как общественные идеалы, которые укоренены в первую очередь в объективном укладе общественного бытия данного конкретного социума и отражают практический опыт его жизнедеятельности». Ценность как «зафиксированные в культуре предметные воплощения ». Ценности как личностные ценности. Личностные ценности «представляют внутренний мир личности, являясь выразителем стабильного, абсолютного, неизменного».
Слайд 20: Мораль/нравственность
Гегель полагал, что нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле, а мораль является внешним требованием к поведению индивида. Моральные ценности – ценности, диктуемые обществом на том или ином культурно-историческом этапе его развития (какое общество, такая и мораль). Нравственные ценности – это преломление общественных ценностей в самом человеке, как правило, они универсальны.
Слайд 21: КАТЕГОРИИ МОРАЛИ: ДОБРО И ЗЛО
Добро - самая общая категория для обозначения моральных ценностей. Добро (в широком смысле слова) – благо, ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт. В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие, польза, счастье, общепринятое, соответствующее обстоятельствам, целесообразное и т.д.
Слайд 22: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
Философские направления Идеалы добра Основные добродетели человека Платонизм Благо Мудрость, справедливость Христианская философия Триединый Бог Любовь к Богу Нововременная философия до Канта Рассудок Рассудочность, свобода Кантианство Абсолютный нравственный закон Следование абсолютному нравственному закону Марксизм Экономика, диктатура пролетариата В максимальной степени способствование развитию экономики Ницшеанство Воля к власти Быть сверх волевым
Слайд 23: СОВЕСТЬ
Совесть - способность личности осознавать свой долг перед людьми. Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть - самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.
Слайд 24: ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО
Достоинство - категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя). Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.