Первый слайд презентации: Цифровая трансформация и управление основанное на данных
Иван Бегтин
Слайд 2: Кто я и почему об этом рассказываю
Ассоциация участников рынка данных АНО Информационная культура Защита прав бизнеса Участие в разработке госрегулирования отрасли Разработка отраслевых стандартов и правил Создание проектов на открытых данных Взаимодействие с гражданами Исследования в области использования данных Хакатоны, конкурсы и лектории
Слайд 4
4 1 Автоматизация Внедрение IT- решений, повторяющих имеющиеся процессы 2 Цифровизация Улучшение существующих процессов путем внедрения IT Lean м етоды оптимизации процессов Реинжиниринг процессов Анализ данных для принятия решений 3 Цифровая трансформация Резкое снижение транзакционных издержек за счет платформ —появление новых моделей деятельности Соединение возможностей технологий и традиционной сферы деятельности организации приводит к появлению новых продуктов и процессов с принципиально иными качествами 4
Слайд 5
бизнес 1 – 2 – 3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ отраслей и сфер жизнедеятельности СУПЕРСЕРВИСЫ для решения жизненных ситуаций граждан граждане Управление основанное на «хороших» данных (алгоритмическое регулирование) Сбор, валидация и поставка качественных данных, алгоритмов и решений Государственные услуги и процессы гос.органов на достоверных данных (процессы, поставляющие данные) data Новое качество и культура принятия решений Цифровая экономика 5 data data 5
Слайд 6
Источник: материалы Сбербанка 6 ДАННЫЕ МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ КУЛЬТУРА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДИ И КОМПЕТЕНЦИИ ИНФРАСТРУКТУРА И ИНСТРУМЕНТЫ Культура, ориентированная на взаимодействие и принципы честного и открытого общения, способствует развитию ЦТ Уникальные специалисты, способные быстро обучаться новым навыкам, чтобы помочь успешно развиваться в эпоху ЦТ Мощные, надежные и гибкие системы и инструменты создают инфраструктуру, эффективно содействующую цифровой трансформации Широкомасштабное применение моделей, основанное на беспрерывном процессе инноваций Стратегический подход к управлению данными с обеспечением всестороннего доступа в режиме реального времени, обеспечение безопасности данных Мониторинг и постоянная оптимизация процессов в соответствии с передовыми трендами ЦТ ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ 6 6 МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Слайд 7: Основные тренды в гос ИТ в мире
открытая разработка в гос ИТ (открытый код, открытые репозитории) открытые государственные данные машиночитаемые законы Гособлака Chief data officers отказ от внешних подрядчиков, команды in-house реформа госзакупок в ИТ единые сайты органов власти приватизация госорганизаций владельцев ИТ систем и баз данных разработка цифровых административных кодексов построение сообществ разработчиков в гос ИТ подготовка кадров и изменение требований к квалификации;
Слайд 10: Что дают большие данные бизнесу ?
Больше знать о каждом потребителе. Больше продать ему сервисов, товаров и услуг Оптимизировать собственные процессы. Снизить издержки Создавать новые, производные продукты Следить за конкурентами и государством
Слайд 11: Технологические компании правят рынком
Слайд 13: Проекты на данных. Примеры
проактивное оказание госуслуг повышение туристической привлекательности региона автоматический и автоматизированный надзор и аудит мониторинг миграционных потоков
Слайд 14: Системы поддержки принятия решений
поддержка принятия решения для руководителей, депутатов и тд. статистика и аналитика охват максимально возможного числа источников данных
Слайд 23: Основные источники информации о данных
распределение полномочий реестры государственных информационных систем планы информатизации расходы на ИТ (госзакупки) унаследованные системы государственные учреждения данные коммерческих компаний
Слайд 24: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.12.2018) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации“. Статья 14. Государственные информационные системы
1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
Слайд 25: Государственные информационные системы
определены в 149-ФЗ создаются в рамках полномочий или на основе федеральных законов создаются за счет бюджетных средств ; могут быть предметом частно-государственного партнерства ; дистанционный доступ к ним имеет Счетная палата по 41-ФЗ
Слайд 27: Реестр государственных информационных систем ФГИС КИ
сотни ФГИС 79 федеральных органов власти содержит сведения : о финансировании о полномочиях о форматах данных о информационных ресурсах не включает ссылки на общедоступные ресурсы ссылки на госконтракты документы ТЗ, акты и тд
Слайд 30: Планы информатизации
Регулируются 149-ФЗ Есть у всех ФОИВов (теоретически должны быть) содержат сведения : о финансировании об основаниях разработки о целевых показателях не включает всего остального
Слайд 32: Расходы на ИТ
242 вид расходов : Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий … и часть 244 вида расходов : Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд выявляются из госконтрактов и объявленных закупок включают : обоснования полномочия технические задания
Слайд 33: Унаследованные системы
системы не зарегистрированные в реестрах ГИС поддержка осуществляется договорами менее 100 тысяч (отсутствуют на zakupki.gov.ru) или сотрудниками внутри органа власти выявить можно : по косвенным признакам в других госреестрах анализом архивных баз госконтрактов анализом закупок малого объёма аудитом работы органа власти / его подразделения
Слайд 35: Государственные учреждения (ГБУ, ГБУЗ, ГУП и тд )
предоставляют или продают данные очень зависит от унаследованной структуры ведомств (например, подчинённых НИИ) информационные системы могут не фигурировать в госконтрактах … но фигурируют в госзаданиях
Слайд 36: Доступ к данным ГИСов
Открытые : открытые данные и API недокументированные данные и API открытые контуры, без машиночитаемости контуры с регламентированной авторизацией Не имеющие открытого контура и с ограничениями : формальных ограничений нет, просто нет открытого контура персональные данные служебная тайна Иные виды тайн (налоговая, банковская, следствия и др.)
Слайд 43: Руководители цифровой трансформации. CDTO
Ключевое : умение постановки задач цифровых проектов Программа подготовки CDTO в федеральных и региональных органах власти Не только данные, но и управление проектами
Слайд 44: Руководители по работе с данными. CDO
Ключевое : умение решать задачи через данные Проходит в рамках мероприятий и курсов для региональных органов власти Навыки того, где найти данные, как с ними работать
Слайд 45: Интеграция
Взаимодействие с федеральными ГИС (и базами данных) Консолидация внутренних данных Консолидация данных муниципальных образований Интеграция с коммерческими экосистемами ( Сбербанк, Mail.ru, Яндекс и др.)
Слайд 46: Цифровые продукты
Государственные сервисы и инструменты Аналитические продукты Открытые данные Открытые API
Слайд 48: Нормативные ограничения
Закон о контрактной системе Закон о госслужбе Закон о персональных данных Ограничения от разграничения полномочий
Слайд 49: Кадровые вопросы
Где взять людей ? Как платить им достаточно денег чтобы они не разбежались ?
Слайд 51: Первоочередные задачи
Определить проекты для внедрения Провести инвентаризацию данных Сформировать команду Сформулировать риски и принципы их обхода / преодоления Приступить к работе
Слайд 52: Как формировать команду
Лаборатория(-и) при университетах АНО по Цифровой трансформации Специализированное ГБУ / РКУ Единственный поставщик