Первый слайд презентации: Деловой этикет в Скандинавии (Швеция, Дания, Норвегия)
Выполнил студент группы ЛГк-116 Забавин Максим
Слайд 2: Определение термина «Скандинавия»
Скандинавия — историко-культурный регион на севере Европы, охватывающий Скандинавский полуостров, полуостров Ютландия и прилегающие острова ( Готланд, Зеландию и др. ). Традиционно Скандинавия включает в себя три страны — Швецию, Норвегию и Данию. Общее у трёх стран: Географические положение Климатические условия Социальное и государственное устройство Уровень экономического развития Культурные особенности (язык, характер, искусство, образование, наука, стиль ведения бизнеса и деловой этикет) Отличия наблюдаются в мелочах.
Слайд 3: Установление контакта. Ориентир на сделку
Возможность прямой связи, без участия посредников Кратковременность завершения сделки при предложении нужного продукта или услуги по приемлемой цене и качеству Во время первой встречи скандинавы после нескольких минут разговора сразу же приступают к делу. Они узнают своих коллег в процессе обсуждения деловых вопросов Прямота
Отсутствие особого почитания или чрезмерного уважения к людям высокого статуса Неформальное обращение: местоимение «ты» и называние по имени, даже при встрече с партнером впервые Маленькое количество ритуалов этикета Негласный нордический эгалитарный кодекс, «закон Янте », согласно которому никто не должен ставить себя выше других, считать себя лучше или богаче других
Слайд 5: Отношение ко времени
Монохронность (жёсткость) Пунктуальность Строгое соблюдение графиков и сроков работ Недопустимость частого прерывания встречи телефонными звонками или чем-то другим
Слайд 6: Стиль общения
Относительная сдержанность в своем стиле паравербального и невербального общения по сравнению с представителями культур Южной Европы, Латинской Америки, США, Канады Частая скромность и нежелание привлекать к себе внимание Преуменьшение своих достижений и самокритика
Слайд 7: Паравербальная коммуникация
Относительная тишина разговора по сравнению с представителями более экспрессивных культур Отсутствие длительных пауз в разговоре Недопустимость перебивания во время разговора
Слайд 8: Невербальная коммуникация
Рекомендация: стоять на расстоянии вытянутой руки от своего партнера во время деловых встреч Обязательное рукопожатие Сдержанность, минимум жестикуляций Умеренный зрительный контакт Отсутствие напора на собеседника
Слайд 9: Бизнес-протокол Одежда
Дания и Норвегия. Относительно неформальная одежда. Швеция. Консервативная одежда. Костюм и галстук для мужчин, по крайней мере на первую встречу. Костюм или платье — для женщин.
Слайд 10: Встреча и приветствия
Визитные карточки обычно вручаются одной рукой. Обращение к партнеру Дания и Норвегия: при знакомстве по полному имени, а затем строго по фамилии, пока человек сам не предложит перейти на имя Швеция: употребление схемы «мисс» / «миссис» «мистер» + фамилия (пока шведы сами не предложат перейти на имя) Профессиональные звания, такие как «доктор» и «профессор», используются вместе с фамилией, но деловые, такие как «Директор» не используются. К официальным лицам надо обращаться по званию.
Слайд 11: Еда и напитки
Общение и переговоры проходят во время ланча или обеда, редко во время завтрака Готовность к тому, что скандинавы перехватят инициативу и пригласят вас ; кто приглашает, тот и платит
Слайд 12: Подарки
Слабая распространённость Рекомендации: привезите что-то, чем славится ваша страна, хорошую книгу о своей стране ; после успешного завершения переговоров неплохо преподнести бутылку хорошего коньяка или виски
Слайд 13: Поведение во время переговоров Презентация
Неприятие тактики навязывания товара. Х орошо обоснованный, документированный, прямой подход без завышенных требований. Приемлемость юмора (при этом необходимо помнить, что юмор не всегда переводится адекватно).
Слайд 14: Стиль ведения торгов
Реализация более реалистического подхода к исходной цене (без «маневрирования» «от высокой цены — к низкой») Неприязнь к искусственно придуманным срокам окончания работ как тактики давления. Непринятие любого поощрения, которое могло бы быть воспринято как взятка
Последний слайд презентации: Деловой этикет в Скандинавии (Швеция, Дания, Норвегия): Контракт
П исьменное соглашение как окончательное, обращение к нему каждый раз, когда впоследствии возникают недоразумения Отрицательная реакция, если иностранные бизнесмены, полагаясь на силу взаимоотношений между двумя сторонами, требуют пересмотра условий контракта после его подписания