1-интуитивное прочтение. Первое чувственное впечатление от рисунка аналогично восприятию зрителями художественного произведения 2-нормативное прочтение, нахождение в рисунке информации, диагностическая ценность которой уже известна психологам на основе проведенных исследований и теоретических знаний 3- клиническое прочтение 4- аналитический, или углубленный способ прочтения, системный анализ рисунка
К формальным аспектам рисунка относятся : • расположение рисунка на листе бумаги (в центре, вверху, внизу, слева, справа); • размеры рисунка (на весь лист, большой размер, миниатюрный); • пропорции (соотношение деталей рисунков ); • особенности линий. К содержательным аспектам рисунка относятся: • тип изображения; • наличие основных деталей изображения ; • особенности изображения деталей, выявления индивидуального своеобразия.
Слайд 4
Дом такой, каким его «чувствует» испытуемый. Дом такой, каким бы его хотел видеть испытуемый. Не приносивший удовлетворения дом из прошлого. Удовлетворяющий дом из прошлого. Отношение испытуемого к своей семье и/или отношение семьи к нему в его интерпретации. Рисунок дерева Подсознательный образ самого себя. Считается, что в рисунке дерева более вероятны проекции дефектов развития, меньше влияние цензуры и менее вероятны защитные реакции испытуемого. Контакт испытуемого с реальностью (висящее дерево или верхушка срезана листом). Чувство внутриличностного баланса. Дерево может представлять собой портрет другого человека, значимого для испытуемого.
Слайд 5
Человек Какой он есть ( косметические дефекты, физиологические нарушения, психологические проблемы). Каким испытуемый воспринимает себя. Каким он хотел бы быть. Отношение испытуемого к межличностным взаимоотношениям в целом. Некоторые специфические страхи, навязчивые идеи и т. п
Слайд 6: Положение на листе
б ессознательное связь с прошлым, с самим собой и с матерью интроверсия ; преобладание эмоций, импульсивность с ознание связь с будущим, другими людьми и отцом экстраверсия; поиск удовлетворения в интеллектуальной сфере; контролируемое, сознательное поведение, авторитаризм
Слайд 7: низ листа связывают с материальным, бессознательным, инстинктами, коллективными символами
верх листа связывают с интеллектуальной и духовной сферой, развитием и контактом с окружающей средой
Слайд 8
Смещение вверх : • завышенный уровень притязаний ; • высокая самооценка ; • неадекватная, завышенная самооценка как проявление гиперкомпенсации ; • высокий уровень активности ; • стремление к самоутверждению ; • высокий уровень уверенности в себе ; • отчужденность и недоступность ; • стремление к цели, часто недостижимой; • нереалистичность, иллюзорность желаний; стремление уйти от реальности в мир фантазии.
Слайд 9
Смещение вниз: • сниженное настроение; • низкий уровень активности; • заниженная самооценка; • чувство незащищенности и неадекватности ; • склонность к депрессии; • прагматичность; • ориентация на материальные ценности ; • реалистичное отношение к жизни.
Слайд 10
Большой размер рисунка ( более 2/3 листа, на весь лист, «выходит» за пределы ) может свидетельствовать о следующем : высокой чувствительности к воздействию окружающей среды и, как следствие, о состоянии тревоги, агрессии или враждебности; гиперактивности, расторможенности ; субъективной значимости изображаемого образа, вероятном источнике проблем или способах их решения; неудовлетворенности существующей ситуацией; гиперкомпенсации, проявлении компенсаторных механизмов; преувеличении своей значимости, неадекватном восприятии себя.
Слайд 11
Маленький размер рисунка ( занимает менее 1 /3 листа по высоте) может свидетельствовать : о заниженной самооценке; о сниженном настроении; об ощущении своей малоценности, незначительности. Микрорисунки (1-1,5 см) — очень тревожный признак, так как в норме они практически не встречаются и чаще всего свидетельствуют о психической патологии.
Слайд 12: Линии при выполнении рисунка
Нажим на карандаш ( рассматриваются толщина и яркость линий, а также следы нажима карандаша на бумагу ). Сильный нажим: • энергичность, настойчивость; • эмоциональное напряжение; • амбициозность ; • агрессивность; • конфликтность; • гиперактивность ; • импульсивность (с 4-летнего возраста ); • недостаточная вера в себя, в свои силы ; • тревожность; • ригидность и боязнь совершить ошибку
Слайд 13
Средняя сила нажима: • эмоциональная устойчивость; • отсутствие тревоги; • адаптированность ; • самообладание. Слабый нажим: • неуверенность, нерешительность; • робость, боязливость, скованность; • астения; • пассивность; • гибкость и подвижность мышления; • сниженное настроение.
Слайд 14
Колебания нажима: • эмоциональная неустойчивость; • тревожность; • импульсивность; • адаптивность, пластичность; • утомляемость (нажим слабеет в процессе рисования).
Слайд 15
Направление линий Вертикальные линии: • самоуверенность; • решительность; • повышенная активность; • упрямство, настойчивость; • маскулинность. Горизонтальные линии: • слабость; • обеспокоенность собственной безопасностью ; • женственность.
Слайд 16
Форма линий Угловатая форма: • агрессивность; • доминантность ; • низкий уровень социальной адаптации ; • маскулинность. Обтекаемая, закругленная форма: • низкий уровень агрессивности; • чувствительность; • конформность ; • фемининность.
Слайд 17
Техника штриха Одиночный штрих (возникает в результате напряжения, поскольку в этом случае движение карандаша подчинено определенной цели): • способность личности к произвольно саморегуляции и контролю своих импульсов. Маятниковый штрих (возникает в результате расслабления ): • сохранность элементарных жизненных процессов; • отсутствие скованности; • доверие к миру
Слайд 18
Уверенный штрих (быстрое проведение тонкой линии): • проявление уверенности в себе; • высокий самоконтроль, волевые качества ; • амбициозность ; • эмоциональная устойчивость; • подчинение эмоций интеллекту. Неуверенный штрих ( выглядит дрожащим и нерешительным, линия прерывается ): • неуверенность в себе; • чувствительность; • склонность к рефлексии; • потребность в самоконтроле; • гиперсоциальность.
Слайд 19
Особенности обработки поверхности рисунка Тонирование — проявление эмоционально -чувственной возбудимости. Штриховка: • потребность в осмыслении эмоциональных переживаний; • естественное и спонтанное проявление эмоций ; • тревожность. Очерчивание контуров — проявление рационального начала. Закрашивание — интенсивность эмоциональных переживаний. Грубоватая обработка поверхности (окрашивание при помощи отдельных, беспорядочно расположенных штрихов ): • раздражительность; • конфликтность личности; • проблемы в общении.
Слайд 20: Дом
Рисунок дома может рассматриваться как символическое изображение самого автора ; дом также представляет собой семейную проблематику (отношение к матери и другим близким ), социальную адаптацию субъекта, принятие внешнего мира и способы контакта с ним.
Слайд 21
Одноэтажный дом остается наиболее популярным, типичным и менее информативным типом изображения. Многоэтажный дом : • часто встречается у городских жителей как отражение реальности (дом, в котором он живет); • признак семейного неблагополучия ; • неудовлетворенная потребность в семейном очаге.
Слайд 22
Дворец, замок: • демонстративность личности; • неудовлетворенность семейной ситуацией ; • оторванность от реальной жизни; • социальная дезадаптация ; • желание уйти от окружающего мира в мир фантазий; • потребность в восхвалении и восхищении по отношению к себе; • креативные способности. Крепость: • потребность в безопасности и защите; • восприятие мира как враждебного; • возможно, социальная дезадаптация. Церковь — потребность в духовной поддержке или искуплении. Палатка, шалаш — ощущение нестабильности семейного очага.
Слайд 23
Стены Стены рассматриваются как границы личности, характер их изображения указывает на особенности отношений человека с окружающей средой. Фундаментальные, мощные стены: • отгороженность от внешнего мира; • потребность в защите; • труднодоступность человека для воздействий извне. Тщательно прорисованные стены (кирпичи, бревна, гвозди): • педантичность, ригидность мышления ; • признак органического поражения головного мозга.
Слайд 24
Окна Окна символизируют способность человека устанавливать контакт с людьми. Окна обычно рассматриваются в качестве признака открытости и доступности, способности к самовыражению. Отсутствуют или очень маленькие окна : • подозрительность, враждебность, отчужденность ; • интровертированность, уход от общения ; • аутистические тенденции. Решетки на окнах, закрытые ставнями окна: • закрытость; • подозрительность.
Слайд 25
Множество окон: • готовность к контактам ( возможно, демонстрируемая); • доступность для взаимодействия. Большие открытые окна: • активная готовность к контактам; • демонстрация чрезмерной открытости ; Окна, расположенные на верхнем этаже дома и отсутствующие на нижнем, — стремление жить нереальной, воображаемой жизнью, разрыв между фантазией и реальностью. Наличие занавесок, ставней — стремление контролировать открытое проявление своих чувств. Чуть приоткрытое занавеской окно: • созерцательность; • стремление к роли наблюдателя при общении.
Слайд 26
Двери Двери символизируют способность человека к прямым, непосредственным контактам с людьми, степень открытости и доступности в общении. Отсутствие двери: • трудности в общении; • низкая потребность в общении; • неприступность и недосягаемость. Маленькая дверь: • нерешительность в социальных контактах ; • стремление ограничить сферу контактов ; • нежелание впускать других в свое «Я ».
Слайд 27
Закрытая дверь (на запор, на замок ): • скрытность; • враждебность; • мнительность, подозрительность. Большая дверь: • излишняя зависимость от других; • чрезмерная доступность; • легкость в установлении контактов. Открытая дверь: • стремление демонстрировать доступность в межличностных контактах ; • потребность получать тепло и сердечность от других людей; • потребность в свободе.
Слайд 28
Крыша Крыша является символическим изображением сферы фантазии у человека. Отсутствие крыши (если она разрушена или ее снесло ветром) — чувство подчинения воздействию чуждых посторонних сил. Крыша большая, акцентированная : • фиксация на фантазиях как источнике удовольствия при межличностном взаимодействии; • защитное фантазирование; • мечтательность. Дом, изображенный лишь в виде крыши — слабый контакт с реальностью. Крыша в виде простой линии, соединяющей две стены : • эмоциональная скованность; • слаборазвитое воображение.
Слайд 29: Труба
Труба может рассматриваться как символ теплоты в интимных отношениях, как признак эмоциональной зрелости и равновесия. Отсутствие трубы. • дистанцированность по отношению к родительскому дому; • недостаток психологического тепла. Труба, нарисованная косо относительно крыши, — начиная со школьного возраста это — возможный признак интеллектуальной недостаточности. Большое количество густого дыма над трубой: • значительное внутреннее напряжение ; • потребность освободиться от излишнего давления (как бы выпустить пар).
Слайд 30
Дополнительные детали Дорожка, хорошо прорисованная и подходящая к двери : • открытость в общении, доступность ; • тактичность; • самоконтроль в социальных контактах. Очень длинные дорожки: • противоречие между стремлением к контактам и необходимостью в дополнительном времени для их установления ; • избирательность контактов. Дорожка, суживающаяся перед входом в дом: • потребность в ограничении контактов ; • стремление к одиночеству.
Слайд 31
Дорожки, которые окружают дом, но не ведут к дверям, — барьеры для общения, или защита. Деревья, кусты, цветы: • символическое изображение значимых других; • потребность структурировать пространство из-за неуверенности, неудовлетворенность потребности в безопасности, недостаточное удовлетворение потребности в любви и тепле ; • стремление оградить себя защитным барьером; • чувство одиночества. Забор : • защита от нежелательного вторжения ; • замкнутость, интровертированность ; • потребность в эмоциональной защите.
Слайд 32: Дерево
Дерево, как известно, — символ жизни и познания; рисунок дерева трактуется как отражение жизненных сил рисующего. Он раскрывает бессознательную картину развития субъекта, отражает глубокое ощущение самого себя, чувствительность автора рисунка к влиянию среды, способы взаимодействия с окружающим миром. Рисунок дерева более стабилен во времени и позволяет определить соматическое состояние человека, уровень его психологической зрелости. Этот рисунок менее подвержен влиянию социальных норм и собственной цензуры, поэтому человек в нем легче выражает свои негативные и конфликтные черты.
Слайд 33
Корни Корни символизируют потребность в безопасности и защите, внутреннее равновесие человека, устойчивость его позиции. Акцентирование корней, длинные корни : • потребность в безопасности, опоре; • привязанность, значимость семейных связей; • ориентация на прошлое, чувство незащищенности. Тонкие корни — слабый контакт человека с реальностью. Мертвые корни: • отсутствие или потеря внутреннего равновесия; • негативные переживания в раннем детстве
Слайд 34
Ствол дерева Ствол дерева рассматривается как символ эго, ощущение силы своего Я, отражает понимание и осознание человеком своих возможностей. Маленький, слабо прорисованный ствол — ощущение дефицита собственных возможностей. Чрезмерно большой ствол: • внешнее окружение воспринимается как враждебное; • защитная агрессия (иногда); • гиперкомпенсация. Ствол, нарисованный одной линией (одномерный ), - конкретность мышления, возможно, интеллектуальная недостаточность.
Слайд 35
Ствол, срубленный или обломанный — психотравмирующее событие, которое «сломало» человека (его влияние сохраняется в настоящее время). Отметки на стволе: • недифференцированная тревога; • травматические переживания. Сломанные сучки, рубцы, шрамы на стволе, дупла рассматриваются как следы травматических переживаний. При рассмотрении рисунка как автопортрета человека высота дерева — это линия жизни, и чем выше на стволе дерева отметка, тем ближе травматические переживания к настоящему времени. Дупло: • различные переживания и травмы. Дупло с птицами, маленькими животными : • потребность в защите, тепле и уюте; • наличие личностной подструктуры, которая не поддается контролю; • неоднозначные отношения с эмоционально значимыми людьми; • ощущение вторжения в свое эго.
Слайд 36
Кора Кора символизирует границу между эго и социумом. Сильно прорисованная кора: • замкнутость, отгороженность, аутистичность ; • потребность в защите; • озабоченность отношениями с окружающими ; • восприятие окружающего мира как враждебного. Кора, изображенная путем зачернения всего ствола, — внутренняя тревога, наличие психологических проблем, связанных с эго человека.
Слайд 37
Крона Крона дерева символизирует тотальную психологическую защищенность человека, уровень сознательного контроля, отражает его настроение, уровень развития интеллектуальной сферы, фантазии и воображения. Ветви, образующие крону, отражают особенности приспособления человека к среде, характер взаимоотношений с внешним миром, способность получать удовлетворение от контактов, особенности личности
Слайд 38
Вершина кроны: способность к целеполаганию ; степень осознанности целей ; стратегия жизнедеятельности. Острая вершина — четкие представления о цели, направлении и общей стратегии своей жизни. Вершина нечеткая, размытая — нечетко определенные жизненные цели, подверженность чужому влиянию. Направление ветвей — уровень активности, фон настроения. Ветви, направленные вверх, — активность, энергичность. Ветви, направленные вниз, опущенные — низкий уровень активности, сниженное настроение, депрессивные тенденции. Ветви, наклоненные вправо или влево, — отсутствие внутреннего равновесия человека. Ветви, расходящиеся в стороны, — экстравертированность, экспансивность в общении.
Слайд 39
Симметричность ветвей — уравновешенность эмоциональной и интеллектуальной сфер. Ветви, повернутые внутрь (к центру дерева), — интравертированность, эгоцентризм, закрытость. Тонкие ветви — беспокойство, нерешительность. Тонкие и высокие ветви — стремление к фантазированию, компенсирующее проблемы в реальной жизни. Сломанные, сухие, мертвые, поврежденные ветви — пережитые физические или психические травмы; появление молодых побегов отражает субъективное улучшение ситуации. Листья символизируют способность человека к установлению контактов с окружением и его психологическую защищенность в этих контактах. Большое количество тщательно прорисованных листьев: • педантичность как личностная черта, ригидность мышления; • склонность к эмоциональному « застреванию » на переживаниях; • застойность психических процессов, признак органического поражения головного мозга; • художественная одаренность; • эстетические потребности и чувства (только если большое количество листьев способствует эстетическому совершенству изображения).
Слайд 40
Острые листья — признак агрессивных отношений с окружающими. Опадающие или опавшие листья — чувство одиночества или разочарования, недостаток сил. Дополнительные детали Линия земли может рассматриваться как потребность в дополнительной опоре при контакте с реальностью. Солнце : • влияние на человека авторитетной и значимой личности; • потребность в дополнительном источнике тепла. Облака на небе — признак генерализованной тревоги. Атмосферные явления (солнце, радуга, гроза, дождь, тучи): • проблемы в эмоциональной сфере; • эмоциональная нестабильность; • сложности в самоконтроле. Два дерева — символическое изображение себя и значимого другого. Лес : • чувство изоляции, одиночества; • повышенная потребность в общении.
Слайд 41
Грибы встречаются на рисунках наркозависимых лиц. Птицы, гнезда на дереве: • переживание внедрения во внутренний духовный мир человека; • сниженная способность принимать самостоятельные решения; • желание быть полезным, приносить окружающим пользу. Пейзаж : • сентиментальность; • хорошее воображение, креативные способности ; • склонность подчиняться эмоциям; • потребность в дополнительных источниках тепла.
Слайд 42
Человек Рисунок человека в большей степени можно рассматривать как автопортрет. Рисунок человека является отражением представления человека о себе, о своем реальном и идеальном «Я », о физическом (телесном), психологическом и социальном ( предъявляемом другим) образе. Изображение человека отражает осознаваемые и неосознаваемые аспекты отношения к себе и к окружению. Оно больше подвержено социальным искажениям и цензуре со стороны сознания, поэтому в рисунке человека могут ярче проявиться защитные механизмы.
Слайд 43
Тип изображения человека Человечек из палочек: • неуверенность в себе; • нежелание раскрываться в ситуации обследования, сопротивление; • непринятие своего тела; • проблемы в сфере взаимоотношений. Карикатура, шарж, мультипликационный образ : • потребность в самозащите; • проблемы с самовыражением; • негативное отношение к обследованию ; • использование юмора для того, чтобы спрятать себя от других; • непринятие себя. Человек-кукла : • желание вернуться в мир детства; • инфантильность; • зависимость от окружающих. Фигура Бабы-Яги: • враждебное отношение к женщинам ; • материнская депривация, отвержение матерью.
Слайд 44
Поза человека Бегущий человек: • желание уйти, скрыться от какой-либо ситуации, тревожность, страх; • стремление достичь чего-то, сильная занятость. Человек, сидящий на краешке стула: • сильное желание найти выход из ситуации ; • страх; • одиночество; • подозрительность. Сидящий человек — недостаток энергии. Человек в движении — креативные способности. Человек изображен спиной к зрителю: • замкнутость, закрытость, интровертированность ; • непринятие сложившийся ситуации, психологический уход из нее
Слайд 45
Пол человека Чаще всего при изображении человека рисуют человека своего пола. Женщина рисует мужскую фигуру. • нарушение половой идентификации ; • непринятие своего тела; • маскулинные черты личности; • высокая значимость человека противоположного пола (отца, любимого ) или зависимость от него; • амбициозность, карьерная направленность. Мужчина рисует женскую фигуру (встречается значительно реже, поэтому имеет большую диагностическую ценность ): • нарушение половой идентификации ; • гомосексуальная ориентация; • пассивность; • чувство неадекватности; • фемининные черты личности.
Слайд 46
Голова Голова рассматривается как символическое отражение сферы интеллектуального, рационального контроля, воображения, фантазирования и эго человека. Большая голова: • на рисунках лиц с высоким интеллектуальным уровнем, творчески одаренных ; • на рисунках детей дошкольного возраста ; • при интеллектуальной недостаточности, органическом поражении головного мозга (грубое нарушение пропорций тела); • в рисунках лиц, придающих большое значение интеллектуальным способностям, сверхценность интеллектуальной сферы; • фантазирование воспринимается как основной источник наслаждения ; • при наличии головных болей различного происхождения.
Слайд 47
Маленькая голова: • чувство неадекватности в социальной и (или) интеллектуальной сферах ; • стремление преодолеть рациональный контроль для удовлетворения телесных влечений и уйти от болезненных переживаний или чувства вины, повышенная импульсивность в поведении. Волосы Волосы — символ величия для мужчин и красоты, изящества, привлекательности для женщин, признак здоровья, силы, обаяния. Важно учитывать количество волос, вид прически, особенности линий и штриховки. Необычные прически: • демонстративность ; • нарциссические черты личности. Роскошные, красивые волосы ( на женских рисунках) — значимость сексуальной привлекательности.
Слайд 48
Лицо Лицо является символическим отображением сферы общения, показателем уровня социального приспособления и отношения к окружающим людям. Слабо прорисованные элементы лица, их нечеткость : • застенчивость, боязливость, робость ; • ощущение собственной неадекватности в персональных взаимоотношениях. Тщательная прорисовка элементов лица • сильная озабоченность взаимоотношениями с окружающими; • озабоченность своим внешним видом ; • восприятие действий окружающих как враждебных и возникновение защитного доминантного, агрессивного стиля взаимодействия.
Слайд 49
Заштрихованное лицо: • выраженная тревога; • психическое расстройство. Отсутствие черт лица : • враждебность, настороженность; • шизоидные черты личности; • стремление избежать общения; • несформированность коммуникативных навыков. «Разорванное лицо » (контур лица не замкнут или прерывается): • неадекватность в отношениях с людьми; органическое или психическое нарушение.
Слайд 50
Глаза Глаза -символическое отображение способа взаимодействия и получения информации об окружающем мире и других людях,. Большие глаза: • чувство страха, беспокойства, подозрительности ; • потребность в самозащите; эгоцентризм ; • демонстративность, желание обратить на себя внимание; • склонность обольщать, соблазнять, кокетливость (в сочетании с длинными ресницами). Маленькие глаза: • погруженность в себя ; желание видеть как можно меньше. Глаза как точки: • подозрительность, • нарушение межличностных отношений. Отсутствие глаз: • стремление избегать зрительной информации ; • наличие зрительных галлюцинаций. Закрытые глаза: • враждебность; • стремление избегать неприятных визуальных стимулов.
Слайд 51
Уши Уши символизируют отношение человека к аудиальной стимуляции — открытость восприятия или настороженность к окружающему миру. Необычные или акцентированные уши: • навязчивое стремление постоянно прислушиваться ; • поражение слухового анализатора, нарушение слуха; • чувствительность к критике; • слуховые галлюцинации. Маленькие или слабо прорисованные уши : • желание закрыться, защититься от критики, заглушить ее; • избирательное восприятие информации.
Слайд 52
Нос Нос рассматривается как сексуальный символ, его принято считать наиболее очевидным «фаллическим заменителем». Необычное или акцентированное изображение носа: • сексуальная проблематика ( чувство сексуальной неполноценности, значимость сексуальной сферы, стремление к мужской роли, сексуальная дезадаптация ); • дисморфофобия (убежденность в мнимом уродстве носа или переоценка физического дефекта). Прорисованные ноздри: • стремление человека к чувственным удовольствиям; • повышенная обонятельная чувствительность ; • нарушение обоняния.
Слайд 53
Рот Рот - орган познания и контакта с миром, а также как орудие « вербальной» агрессии. Акцентирование рта: • повышенная речевая активность; • словесное «недержание», сквернословие, вербальная агрессия; • наличие речевых нарушений; • алкоголизм; • фиксация на пищевых проблемах. Отсутствие рта: • оральные конфликты (с позиции психоаналитической теории); • проблемы с вербальной коммуникацией.
Слайд 54
Рот, изображенный одной линией: • напряженность; • тенденция к гиперкритичности, агрессивности ; • возможны садистские наклонности. Широкий оскал улыбки: характерен для рисунков детей; у взрослых может выражать подавленную агрессию, вынужденную приветливость. Изображение зубов — вербальная агрессия (особенно на рисунках взрослых). Полные губы — женственность, чувственность.
Слайд 55
Подбородок Подбородок — символ мужественности, решительности, настойчивости. Подчеркнутый подбородок — потребность доминирования, подчинения себе других людей. Слишком крупный подбородок: • слабость и нерешительность, желание скрыть собственную неполноценность ; стремление проявить свою мужественность, продемонстрировать большую решительность; • скрытый страх перед ответственностью ; • агрессивные черты личности. Слабовыраженный, маленький подбородок — чувство беспомощности, неуверенности. Подбородок, скрытый за бородой, —выраженное желание подчеркнуть свои сексуальные достоинства и мужскую привлекательность.
Слайд 56
Шея Шея связывает тело ( импульсивная жизнь ) и голову ( интеллектуальный контроль ) и характеризует уровень равновесия между интеллектуальными и эмоциональными проявлениями. Акцентированная, подчеркнутая шея — сильная потребность в интеллектуальном контроле эмоциональных импульсов. Короткая, толстая шея — потворствование своим слабостям и желаниям. Толстая и длинная шея (крупная) —осознание своих телесных импульсов и выраженное стремление к их контролю. Длинная шея: • гиперсоциальные установки, ригидность, желание жестко контролировать потребности своего тела; шизоидные черты личности. Отсутствие шеи: • в рисунках детей дошкольного возраста ; • низкая зрелость, нахождение во власти телесных влечений; • проблемы с рациональным управлением своими импульсами. Кадык — подчеркивание своей мужественности.
Слайд 57
Туловище Тело человека рассматривается в связи с основными потребностями человека и его отношением к ним. Пропорции головы и туловища соотносятся с отношением между телесными и духовными потребностями человека. Длинное и узкое туловище: • замкнутость, отгороженность, шизоидные черты личности; • плохой контакт с окружающими. Угловатое или квадратное тело —стремление подчеркнуть мужественность. Маленькое туловище — отрицание телесных влечений как низменных, чувство собственной малоценности. Крупное туловище — неудовлетворенность потребностей как осознаваемых, так и неосознаваемых.
Слайд 58
Отсутствие тела: • интеллектуальная недостаточность; • психические нарушения; • нарушения схемы тела; • отрицание телесных влечений; • непринятие себя. Мускулистое тело: • нарциссические черты личности, эгоцентризм ; • стремление представить себя в выгодном свете. Плечи Плечи — символическое выражение физической силы и физического совершенства. Маленькие плечи — ощущение ничтожности, малоценности.
Слайд 59
Покатые плечи: • чувство отчаяния, вины, уныния; • недостаток жизненных сил; • женственность. Угловатые плечи (квадратные, прямоугольные ): • оборонительная позиция по отношению к людям; • излишняя осторожность; • враждебные тенденции. Большие плечи : • ощущение большой физической силы или стремление к этому; • чрезмерная озабоченность силой и властью ; • переживание сильных телесных импульсов. Плечи неравные (различающиеся по размеру ) — эмоциональная нестабильность, внутриличностный конфликт (если такой стиль рисования не связан с нарушениями мелкой моторики).
Слайд 60
Руки Руки являются символом действий, созидающей активности человека. Это — основное средство воздействия на окружающую среду, способ выражения чувств человека, его личной силы и контактов с окружающими. Расслабленные, свободные, гибкие руки — легкость адаптации в межличностных отношениях. Отсутствие рук: • чувство вины, депрессия; • чувство бессилия, неадекватности; • пассивность; • подавляемые враждебные тенденции. Короткие руки : • отчужденность, стремление сдерживать эмоциональные проявления ; отсутствие стремления к деятельности. отсутствие стремления к деятельности.
Слайд 61
Руки, расположенные близко к телу: • сдержанность в своих проявлениях; • ригидность; • затруднения в установлении социальных контактов; • пассивность. Тонкие, слабые руки: • переживание тщетности и неэффективности своих усилий, беспомощность ; • чувство неадекватности. Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.
Слайд 62
Длинные руки: • амбициозные установки, стремление к действию, желание чем-то завладеть; • стремление к автономии. Крупные, толстые руки: • стремление к максимальному удовлетворению жизненных потребностей ; • энергичность, ощущение силы. Мускулистые руки: • стремление к власти; демонстрация собственной силы; агрессивность. Руки, скрещенные на груди: • враждебные чувства к окружающим, подозрительность и мнительность; • ощущение себя отвергнутым, переживание враждебности окружающих. Руки, поднятые вверх: • стремление компенсировать собственную слабость, желание быть сильным, властвовать над другими ; • агрессивные желания; подавленное чувство враждебности по отношению к окружающим. Руки, скрещенные, спрятанные за спиной : • недостаточный контроль над чувствами враждебности и гнева ; • необщительность, замкнутость; неудовлетворенность своим положением ; • нежелание уступать и идти на компромиссы. Руки, упирающиеся в бока: • критичный собеседник, нежелание идти на уступки ; враждебность.
Слайд 63
Кисти и пальцы рук Кисти рук рассматриваются как символ, отвечающий за компетентность в социальных контактах и продуктивность в деятельности. Сильно заштрихованные или акцентированные кисти рук: • беспокойство или чувство вины в связи с нежелательным социальным поведением; агрессивность. Укороченные, подрезанные, маленькие кисти рук: • беспокойство, тревога при контактах с окружающими людьми; • чувство неадекватности в ситуациях социального взаимодействия. Кисти, сжатые в кулаки: • протестные, бунтарские реакции; агрессия. Кисти рук, сложенные в замок, —сознательные усилия подавить и проконтролировать проявления своих агрессивных импульсов. Недостаточное количество ( меньше 5) пальцев на руке — зависимость и бессилие человека. Пальцев больше 5 — агрессивность, амбициозность. Длинные и острые пальцы рук — открытое проявление агрессии
Слайд 64
Ноги Ноги рассматриваются как символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию, ассоциируются с чувством безопасности и способностью к перемещению. Отсутствие ног: • патологическое чувство беспомощности, зажатости; • ограниченность проявлений собственной воли; • наложение запрета на получение удовольствий от жизни. Ноги, не поместившиеся на лист (как бы отрезанные) — апатия, замкнутость, робость (если это не связано с нарушением пространственного анализа и синтеза). Большие, длинные ноги — сильное стремление к независимости, потребность в автономии. Короткие ноги — ощущение психической и физической неловкости.
Слайд 65
Широко расставленные ноги: • агрессивность, демонстрируемое пренебрежение; маскировка чувства собственной незащищенности. Скрещенные, сильно сдвинутые ноги: • напряженность; • ригидность; • опасения по поводу сексуальных притязаний других (у подростков осознание своей сексуальности). Стопы ног Стопы можно рассматривать как обозначение чувств человека в отношении собственной мобильности. Отсутствие стоп — замкнутость, робость, беспомощность, ограничение независимости. Маленькие, крошечные стопы - чувство незащищенности, подавленности, боязливости, скованности, проявление женственности. Большие, длинные стопы — потребность демонстрировать мужественность, чувствовать безопасность своего положения.
Слайд 66
Одежда человека Отсутствие одежды: • эгоцентризм, телесный нарциссизм ; незрелость ; социальная дезадаптация ; сексуальные проблемы; психические расстройства ; на рисунках профессиональных художников. Тщательно прорисованная одежда: • стремление к социальному одобрению ; поверхностность в контактах, закрытость в общении, предпочтение ролевого взаимодействия интимному; сильный рациональный контроль; эгоцентризм; экстравертированность. Строгий, деловой стиль одежды —стремление контролировать проявление своих чувств. Военная форма: • потребность доминировать, властвовать или подчиняться (в зависимости от чина — генерала или солдата); враждебность, агрессивность. Сказочная одежда (принцесс, принцев): инфантильность, склонность к фантазированию, уходу от реальности. Одежда, откровенно подчеркивающая формы фигуры (эротическая), — напряженность сексуальной потребности. Спортивная одежда — стремлениеподчеркнуть силу, мужественность, мобильность, активность жизненной позиции.