Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук ) — презентация
logo
Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • Основные подходы к интерпретации рисунков
  • Условно можно выделить формаль­ные (как нарисовано) и содержатель­ные аспекты рисунка (что нарисовано).
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • Положение на листе
  • низ листа связывают с материальным, бессознательным, инстинктами, коллективными символами
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • Линии при выполнении рисунка
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • Дом
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • Труба
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • Дерево
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
  • «Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )
1/71

Первый слайд презентации: Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )

Изображение слайда

1-интуитивное прочтение. Первое чувственное впечатление от рисунка аналогично восприятию зрителями художественного произведения 2-нор­мативное прочтение, нахождение в рисунке информации, диагностическая ценность которой уже известна психологам на основе проведенных исследований и теорети­ческих знаний 3- клиническое прочтение 4- аналитичес­кий, или углубленный способ прочтения, системный ана­лиз рисунка

Изображение слайда

К формальным аспектам рисунка относятся : • расположение рисунка на листе бу­маги (в центре, вверху, внизу, сле­ва, справа); • размеры рисунка (на весь лист, большой размер, миниатюрный); • пропорции (соотношение деталей рисунков ); • особенности линий. К содержательным аспектам ри­сунка относятся: • тип изображения; • наличие основных деталей изобра­жения ; • особенности изображения деталей, выявления индивидуального свое­образия.

Изображение слайда

Слайд 4

Дом такой, каким его «чувствует» испытуе­мый. Дом такой, каким бы его хотел видеть испытуемый. Не приносивший удовлетворе­ния дом из прошлого. Удовлетворяющий дом из прошлого. Отношение испытуемого к сво­ей семье и/или отношение семьи к нему в его интерпретации. Рисунок дерева Подсознательный образ самого себя. Считается, что в рисунке дерева более вероятны проекции дефектов развития, меньше влияние цензуры и менее вероятны защитные реакции испытуемого. Контакт испытуемого с реально­стью (висящее дерево или верхушка срезана листом). Чувство внутриличностного ба­ланса. Дерево может представлять собой портрет другого человека, значимого для испытуемого.

Изображение слайда

Слайд 5

Человек Какой он есть ( косметические дефекты, физиологические наруше­ния, психологические проблемы). Каким испытуемый восприни­мает себя. Каким он хотел бы быть. Отношение испытуемого к межличностным взаимоотношениям в целом. Некоторые специфические стра­хи, навязчивые идеи и т. п

Изображение слайда

Слайд 6: Положение на листе

б ессознательное связь с прошлым, с самим собой и с матерью интроверсия ; преобладание эмоций, импульсив­ность с ознание связь с будущим, другими людьми и отцом экстраверсия; поиск удовлетворения в интеллек­туальной сфере; контролируемое, сознательное по­ведение, авторитаризм

Изображение слайда

Слайд 7: низ листа связывают с материальным, бессознательным, инстинктами, коллективными символами

верх листа связывают с интеллектуальной и духовной сферой, развитием и контактом с окружающей средой

Изображение слайда

Слайд 8

Смещение вверх : • завышенный уровень притязаний ; • высокая самооценка ; • неадекватная, завышенная само­оценка как проявление гиперком­пенсации ; • высокий уровень активности ; • стремление к самоутверждению ; • высокий уровень уверенности в себе ; • отчужденность и недоступность ; • стремление к цели, часто недости­жимой; • нереалистичность, иллюзорность желаний; стремление уйти от реальности в мир фантазии.

Изображение слайда

Слайд 9

Смещение вниз: • сниженное настроение; • низкий уровень активности; • заниженная самооценка; • чувство незащищенности и неадек­ватности ; • склонность к депрессии; • прагматичность; • ориентация на материальные цен­ности ; • реалистичное отношение к жизни.

Изображение слайда

Слайд 10

Большой размер рисунка ( более 2/3 листа, на весь лист, «выходит» за пределы ) может свидетельствовать о следующем : высокой чувствительности к воз­действию окружающей среды и, как следствие, о состоянии тревоги, аг­рессии или враждебности; гиперактивности, расторможенности ; субъективной значимости изобра­жаемого образа, вероятном источни­ке проблем или способах их решения; неудовлетворенности существую­щей ситуацией; гиперкомпенсации, проявлении компенсаторных механизмов; преувеличении своей значимости, неадекватном восприятии себя.

Изображение слайда

Слайд 11

Маленький размер рисунка ( зани­мает менее 1 /3 листа по высоте) мо­жет свидетельствовать : о заниженной самооценке; о сниженном настроении; об ощущении своей малоценности, незначительности. Микрорисунки (1-1,5 см) — очень тревожный признак, так как в норме они практически не встречаются и чаще всего свидетельствуют о психи­ческой патологии.

Изображение слайда

Нажим на карандаш ( рассматри­ваются толщина и яркость линий, а также следы нажима карандаша на бумагу ). Сильный нажим: • энергичность, настойчивость; • эмоциональное напряжение; • амбициозность ; • агрессивность; • конфликтность; • гиперактивность ; • импульсивность (с 4-летнего возра­ста ); • недостаточная вера в себя, в свои силы ; • тревожность; • ригидность и боязнь совершить ошибку

Изображение слайда

Слайд 13

Средняя сила нажима: • эмоциональная устойчивость; • отсутствие тревоги; • адаптированность ; • самообладание. Слабый нажим: • неуверенность, нерешительность; • робость, боязливость, скованность; • астения; • пассивность; • гибкость и подвижность мышления; • сниженное настроение.

Изображение слайда

Слайд 14

Колебания нажима: • эмоциональная неустойчивость; • тревожность; • импульсивность; • адаптивность, пластичность; • утомляемость (нажим слабеет в процессе рисования).

Изображение слайда

Слайд 15

Направление линий Вертикальные линии: • самоуверенность; • решительность; • повышенная активность; • упрямство, настойчивость; • маскулинность. Горизонтальные линии: • слабость; • обеспокоенность собственной без­опасностью ; • женственность.

Изображение слайда

Слайд 16

Форма линий Угловатая форма: • агрессивность; • доминантность ; • низкий уровень социальной адап­тации ; • маскулинность. Обтекаемая, закругленная форма: • низкий уровень агрессивности; • чувствительность; • конформность ; • фемининность.

Изображение слайда

Слайд 17

Техника штриха Одиночный штрих (возникает в ре­зультате напряжения, поскольку в этом случае движение карандаша под­чинено определенной цели): • способность личности к произволь­но саморегуляции и контролю своих импульсов. Маятниковый штрих (возникает в результате расслабления ): • сохранность элементарных жиз­ненных процессов; • отсутствие скованности; • доверие к миру

Изображение слайда

Слайд 18

Уверенный штрих (быстрое прове­дение тонкой линии): • проявление уверенности в себе; • высокий самоконтроль, волевые качества ; • амбициозность ; • эмоциональная устойчивость; • подчинение эмоций интеллекту. Неуверенный штрих ( выглядит дрожащим и нерешительным, линия прерывается ): • неуверенность в себе; • чувствительность; • склонность к рефлексии; • потребность в самоконтроле; • гиперсоциальность.

Изображение слайда

Слайд 19

Особенности обработки поверхности рисунка Тонирование — проявление эмоционально­ -чувственной возбудимости. Штриховка: • потребность в осмыслении эмоцио­нальных переживаний; • естественное и спонтанное прояв­ление эмоций ; • тревожность. Очерчивание контуров — проявле­ние рационального начала. Закрашивание — интен­сивность эмоциональных переживаний. Грубоватая обработка поверхнос­ти (окрашивание при помощи отдельных, беспорядочно расположенных штрихов ): • раздражительность; • конфликтность личности; • проблемы в общении.

Изображение слайда

Слайд 20: Дом

Рисунок дома может рассматри­ваться как символическое изображе­ние самого автора ; дом также представ­ляет собой семейную проблематику (отношение к матери и другим близ­ким ), социальную адаптацию субъек­та, принятие внешнего мира и спосо­бы контакта с ним.

Изображение слайда

Слайд 21

Одноэтажный дом остается наибо­лее популярным, типичным и менее информативным типом изображения. Многоэтажный дом : • часто встречается у городских жи­телей как отражение реальности (дом, в котором он живет); • признак семейного неблагопо­лучия ; • неудовлетворенная потребность в семейном очаге.

Изображение слайда

Слайд 22

Дворец, замок: • демонстративность личности; • неудовлетворенность семейной си­туацией ; • оторванность от реальной жизни; • социальная дезадаптация ; • желание уйти от окружающего мира в мир фантазий; • потребность в восхвалении и восхи­щении по отношению к себе; • креативные способности. Крепость: • потребность в безопасности и защите; • восприятие мира как враждебного; • возможно, социальная дезадап­тация. Церковь — потребность в духовной поддержке или искуплении. Палатка, шалаш — ощущение не­стабильности семейного очага.

Изображение слайда

Слайд 23

Стены Стены рассматриваются как грани­цы личности, характер их изображе­ния указывает на особенности отноше­ний человека с окружающей средой. Фундаментальные, мощные стены: • отгороженность от внешнего мира; • потребность в защите; • труднодоступность человека для воздействий извне. Тщательно прорисованные стены (кирпичи, бревна, гвозди): • педантичность, ригидность мыш­ления ; • признак органического поражения головного мозга.

Изображение слайда

Слайд 24

Окна Окна символизируют способность человека устанавливать контакт с людь­ми. Окна обычно рассматриваются в качестве признака открытости и доступ­ности, способности к самовыражению. Отсутствуют или очень маленькие окна : • подозрительность, враждебность, отчужденность ; • интровертированность, уход от об­щения ; • аутистические тенденции. Решетки на окнах, закрытые став­нями окна: • закрытость; • подозрительность.

Изображение слайда

Слайд 25

Множество окон: • готовность к контактам ( возмож­но, демонстрируемая); • доступность для взаимодействия. Большие открытые окна: • активная готовность к контактам; • демонстрация чрезмерной откры­тости ; Окна, расположенные на верхнем этаже дома и отсутствующие на нижнем, — стремление жить нереаль­ной, воображаемой жизнью, разрыв между фантазией и реальностью. Наличие занавесок, ставней — стрем­ление контролировать открытое про­явление своих чувств. Чуть приоткрытое занавеской окно: • созерцательность; • стремление к роли наблюдателя при общении.

Изображение слайда

Слайд 26

Двери Двери символизируют способность человека к прямым, непосредствен­ным контактам с людьми, степень от­крытости и доступности в общении. Отсутствие двери: • трудности в общении; • низкая потребность в общении; • неприступность и недосягаемость. Маленькая дверь: • нерешительность в социальных контактах ; • стремление ограничить сферу кон­тактов ; • нежелание впускать других в свое «Я ».

Изображение слайда

Слайд 27

Закрытая дверь (на запор, на за­мок ): • скрытность; • враждебность; • мнительность, подозрительность. Большая дверь: • излишняя зависимость от других; • чрезмерная доступность; • легкость в установлении контактов. Открытая дверь: • стремление демонстрировать до­ступность в межличностных кон­тактах ; • потребность получать тепло и сер­дечность от других людей; • потребность в свободе.

Изображение слайда

Слайд 28

Крыша Крыша является символическим изображением сферы фантазии у че­ловека. Отсутствие крыши (если она раз­рушена или ее снесло ветром) — чувство подчинения воздействию чуждых посторонних сил. Крыша большая, акцентированная : • фиксация на фантазиях как источ­нике удовольствия при межлично­стном взаимодействии; • защитное фантазирование; • мечтательность. Дом, изображенный лишь в виде кры­ши — слабый контакт с реальностью. Крыша в виде простой линии, соеди­няющей две стены : • эмоциональная скованность; • слаборазвитое воображение.

Изображение слайда

Слайд 29: Труба

Труба может рассматриваться как символ теплоты в интимных отноше­ниях, как признак эмоциональной зре­лости и равновесия. Отсутствие трубы. • дистанцированность по отношению к родительскому дому; • недостаток психологического тепла. Труба, нарисованная косо относи­тельно крыши, — начиная со школьно­го возраста это — возможный признак интеллектуальной недостаточности. Большое количество густого дыма над трубой: • значительное внутреннее напря­жение ; • потребность освободиться от из­лишнего давления (как бы выпус­тить пар).

Изображение слайда

Слайд 30

Дополнительные детали Дорожка, хорошо прорисованная и подходящая к двери : • открытость в общении, доступ­ность ; • тактичность; • самоконтроль в социальных кон­тактах. Очень длинные дорожки: • противоречие между стремлением к контактам и необходимостью в дополнительном времени для их установления ; • избирательность контактов. Дорожка, суживающаяся перед вхо­дом в дом: • потребность в ограничении кон­тактов ; • стремление к одиночеству.

Изображение слайда

Слайд 31

Дорожки, которые окружают дом, но не ведут к дверям, — барьеры для общения, или защита. Деревья, кусты, цветы: • символическое изображение значи­мых других; • потребность структурировать про­странство из-за неуверенности, неудовлетворенность потребности в безопасности, недостаточное удовлетворение потребности в любви и тепле ; • стремление оградить себя защит­ным барьером; • чувство одиночества. Забор : • защита от нежелательного вторже­ния ; • замкнутость, интровертированность ; • потребность в эмоциональной за­щите.

Изображение слайда

Слайд 32: Дерево

Дерево, как известно, — символ жизни и познания; рисунок дерева трактуется как отражение жизненных сил рисующего. Он раскрывает бессоз­нательную картину развития субъекта, отражает глубокое ощущение самого себя, чувствительность автора рисунка к влиянию среды, способы взаимодей­ствия с окружающим миром. Рисунок дерева более стабилен во времени и позволяет определить соматическое состояние человека, уровень его психо­логической зрелости. Этот рисунок ме­нее подвержен влиянию социальных норм и собственной цензуры, поэтому человек в нем легче выражает свои не­гативные и конфликтные черты.

Изображение слайда

Слайд 33

Корни Корни символизируют потреб­ность в безопасности и защите, внут­реннее равновесие человека, устойчивость его позиции. Акцентирование корней, длинные корни : • потребность в безопасности, опоре; • привязанность, значимость семей­ных связей; • ориентация на прошлое, чувство незащищенности. Тонкие корни — слабый контакт че­ловека с реальностью. Мертвые корни: • отсутствие или потеря внутренне­го равновесия; • негативные переживания в раннем детстве

Изображение слайда

Слайд 34

Ствол дерева Ствол дерева рассматривается как символ эго, ощущение силы своего Я, отражает понимание и осознание че­ловеком своих возможностей. Маленький, слабо прорисованный ствол — ощущение дефицита соб­ственных возможностей. Чрезмерно большой ствол: • внешнее окружение воспринимает­ся как враждебное; • защитная агрессия (иногда); • гиперкомпенсация. Ствол, нарисованный одной линией (одномерный ), - конкретность мыш­ления, возможно, интеллектуальная недостаточность.

Изображение слайда

Слайд 35

Ствол, срубленный или обломан­ный — психотравмирующее событие, которое «сломало» человека (его вли­яние сохраняется в настоящее время). Отметки на стволе: • недифференцированная тревога; • травматические переживания. Сломанные сучки, рубцы, шрамы на стволе, дупла рассматриваются как следы травматических переживаний. При рассмотрении рисунка как авто­портрета человека высота дерева — это линия жизни, и чем выше на ство­ле дерева отметка, тем ближе травма­тические переживания к настоящему времени. Дупло: • различные пережива­ния и травмы. Дупло с птицами, маленькими жи­вотными : • потребность в защите, тепле и уюте; • наличие личностной подструкту­ры, которая не поддается контролю; • неоднозначные отношения с эмо­ционально значимыми людьми; • ощущение вторжения в свое эго.

Изображение слайда

Слайд 36

Кора Кора символизирует границу меж­ду эго и социумом. Сильно прорисованная кора: • замкнутость, отгороженность, аутистичность ; • потребность в защите; • озабоченность отношениями с ок­ружающими ; • восприятие окружающего мира как враждебного. Кора, изображенная путем зачернения всего ствола, — внутренняя тревога, наличие психологических про­блем, связанных с эго человека.­

Изображение слайда

Слайд 37

Крона Крона дерева символизирует то­тальную психологическую защищен­ность человека, уровень сознательно­го контроля, отражает его настроение, уровень развития интеллектуальной сферы, фантазии и воображения. Вет­ви, образующие крону, отражают осо­бенности приспособления человека к среде, характер взаимоотношений с внешним миром, способность полу­чать удовлетворение от контактов, особенности личности

Изображение слайда

Слайд 38

Вершина кроны: способность к целеполаганию ; степень осознанности целей ; стратегия жизнедеятельности. Острая вершина — четкие пред­ставления о цели, направлении и об­щей стратегии своей жизни. Вершина нечеткая, размытая — не­четко определенные жизненные цели, подверженность чужому влиянию. Направление ветвей — уровень ак­тивности, фон настроения. Ветви, направленные вверх, — ак­тивность, энергичность. Ветви, направленные вниз, опущен­ные — низкий уровень активности, сниженное настроение, депрессивные тенденции. Ветви, наклоненные вправо или вле­во, — отсутствие внутреннего равнове­сия человека. Ветви, расходящиеся в стороны, — экстравертированность, экспансив­ность в общении.

Изображение слайда

Слайд 39

Симметричность ветвей — уравно­вешенность эмоциональной и интеллектуальной сфер. Ветви, повернутые внутрь (к цен­тру дерева), — интравертированность, эгоцентризм, закрытость. Тонкие ветви — беспокойство, нере­шительность. Тонкие и высокие ветви — стремле­ние к фантазированию, компенсирую­щее проблемы в реальной жизни. Сломанные, сухие, мертвые, по­врежденные ветви — пережитые физи­ческие или психические травмы; появ­ление молодых побегов отражает субъективное улучшение ситуации. Листья символизируют способность человека к установлению контактов с окружением и его психологическую защищенность в этих контактах. Большое количество тщательно прорисованных листьев: • педантичность как личностная чер­та, ригидность мышления; • склонность к эмоциональному « за­стреванию » на переживаниях; • застойность психических процес­сов, признак органического пора­жения головного мозга; • художественная одаренность; • эстетические потребности и чувства (только если большое количество листьев способствует эстетическому совершенству изображения).

Изображение слайда

Слайд 40

Острые листья — признак агрес­сивных отношений с окружающими. Опадающие или опавшие листья — чувство одиночества или разочарова­ния, недостаток сил. Дополнительные детали Линия земли может рассматривать­ся как потребность в дополнительной опоре при контакте с реальностью. Солнце : • влияние на человека авторитетной и значимой личности; • потребность в дополнительном ис­точнике тепла. Облака на небе — признак генера­лизованной тревоги. Атмосферные явления (солнце, ра­дуга, гроза, дождь, тучи): • проблемы в эмоциональной сфере; • эмоциональная нестабильность; • сложности в самоконтроле. Два дерева — символическое изоб­ражение себя и значимого другого. Лес : • чувство изоляции, одиночества; • повышенная потребность в обще­нии.

Изображение слайда

Слайд 41

Грибы встречаются на рисунках наркозависимых лиц. Птицы, гнезда на дереве: • переживание внедрения во внут­ренний духовный мир человека; • сниженная способность принимать самостоятельные решения; • желание быть полезным, приносить окружающим пользу. Пейзаж : • сентиментальность; • хорошее воображение, креативные способности ; • склонность подчиняться эмоциям; • потребность в дополнительных ис­точниках тепла.

Изображение слайда

Слайд 42

Человек Рисунок человека в большей степе­ни можно рассматривать как автопор­трет. Рисунок человека является отра­жением представления человека о себе, о своем реальном и идеальном «Я », о физическом (телесном), психо­логическом и социальном ( предъявля­емом другим) образе. Изображение человека отражает осознаваемые и неосознаваемые аспекты отношения к себе и к окружению. Оно больше под­вержено социальным искажениям и цензуре со стороны сознания, поэтому в рисунке человека могут ярче про­явиться защитные механизмы.

Изображение слайда

Слайд 43

Тип изображения человека Человечек из палочек: • неуверенность в себе; • нежелание раскрываться в ситуа­ции обследования, сопротивление; • непринятие своего тела; • проблемы в сфере взаимоотно­шений. Карикатура, шарж, мультиплика­ционный образ : • потребность в самозащите; • проблемы с самовыражением; • негативное отношение к обследо­ванию ; • использование юмора для того, что­бы спрятать себя от других; • непринятие себя. Человек-кукла : • желание вернуться в мир детства; • инфантильность; • зависимость от окружающих. Фигура Бабы-Яги: • враждебное отношение к женщи­нам ; • материнская депривация, отверже­ние матерью.

Изображение слайда

Слайд 44

Поза человека Бегущий человек: • желание уйти, скрыться от какой-либо ситуации, тревожность, страх; • стремление достичь чего-то, силь­ная занятость. Человек, сидящий на краешке стула: • сильное желание найти выход из ситуации ; • страх; • одиночество; • подозрительность. Сидящий человек — недостаток энер­гии. Человек в движении — креативные способности. Человек изображен спиной к зрителю: • замкнутость, закрытость, интровертированность ; • непринятие сложившийся ситуа­ции, психологический уход из нее

Изображение слайда

Слайд 45

Пол человека Чаще всего при изображении чело­века рисуют человека своего пола. Женщина рисует мужскую фигуру. • нарушение половой идентифика­ции ; • непринятие своего тела; • маскулинные черты личности; • высокая значимость человека про­тивоположного пола (отца, люби­мого ) или зависимость от него; • амбициозность, карьерная направ­ленность. Мужчина рисует женскую фигуру (встречается значительно реже, поэто­му имеет большую диагностическую ценность ): • нарушение половой идентифика­ции ; • гомосексуальная ориентация; • пассивность; • чувство неадекватности; • фемининные черты личности.

Изображение слайда

Слайд 46

Голова Голова рассматривается как симво­лическое отражение сферы интеллек­туального, рационального контроля, воображения, фантазирования и эго человека. Большая голова: • на рисунках лиц с высоким интел­лектуальным уровнем, творчески одаренных ; • на рисунках детей дошкольного возраста ; • при интеллектуальной недостаточ­ности, органическом поражении головного мозга (грубое нарушение пропорций тела); • в рисунках лиц, придающих боль­шое значение интеллектуальным способностям, сверхценность ин­теллектуальной сферы; • фантазирование воспринимается как основной источник наслаждения ; • при наличии головных болей раз­личного происхождения.

Изображение слайда

Слайд 47

Маленькая голова: • чувство неадекватности в социаль­ной и (или) интеллектуальной сфе­рах ; • стремление преодолеть рациональ­ный контроль для удовлетворения телесных влечений и уйти от болез­ненных переживаний или чувства вины, повышенная импульсив­ность в поведении. Волосы Волосы — символ величия для муж­чин и красоты, изящества, привлекательности для женщин, признак здоро­вья, силы, обаяния. Важно учитывать количество волос, вид прически, особенности линий и штриховки. Необычные прически: • демонстративность ; • нарциссические черты личности. Роскошные, красивые волосы ( на женских рисунках) — значимость сек­суальной привлекательности.

Изображение слайда

Слайд 48

Лицо Лицо является символическим ото­бражением сферы общения, показате­лем уровня социального приспособле­ния и отношения к окружающим лю­дям. Слабо прорисованные элементы лица, их нечеткость : • застенчивость, боязливость, ро­бость ; • ощущение собственной неадекват­ности в персональных взаимоотношениях. Тщательная прорисовка элементов лица • сильная озабоченность взаимоот­ношениями с окружающими; • озабоченность своим внешним ви­дом ; • восприятие действий окружающих как враждебных и возникновение защитного доминантного, агрессив­ного стиля взаимодействия.

Изображение слайда

Слайд 49

Заштрихованное лицо: • выраженная тревога; • психическое расстройство. Отсутствие черт лица : • враждебность, настороженность; • шизоидные черты личности; • стремление избежать общения; • несформированность коммуника­тивных навыков. «Разорванное лицо » (контур лица не замкнут или прерывается): • неадекватность в отношениях с людьми; органическое или психическое на­рушение.

Изображение слайда

Слайд 50

Глаза Глаза -симво­лическое отображение способа взаимодействия и получения информации об окружающем мире и других людях,. Большие глаза: • чувство страха, беспокойства, подо­зрительности ; • потребность в самозащите; эгоцентризм ; • демонстративность, желание обра­тить на себя внимание; • склонность обольщать, соблазнять, кокетливость (в сочета­нии с длинными ресницами). Маленькие глаза: • погруженность в себя ; желание видеть как можно меньше. Глаза как точки: • подозрительность, • нарушение межличностных отно­шений. Отсутствие глаз: • стремление избегать зрительной информации ; • наличие зрительных галлюци­наций. Закрытые глаза: • враждебность; • стремление избегать неприятных визуальных стимулов.

Изображение слайда

Слайд 51

Уши Уши символизируют отношение человека к аудиальной стимуляции — открытость восприятия или насторо­женность к окружающему миру. Необычные или акцентированные уши: • навязчивое стремление постоянно прислушиваться ; • поражение слухового анализатора, нарушение слуха; • чувствительность к критике; • слуховые галлюцинации. Маленькие или слабо прорисованные уши : • желание закрыться, защититься от критики, заглушить ее; • избирательное восприятие инфор­мации.

Изображение слайда

Слайд 52

Нос Нос рассматривается как сексуальный символ, его принято считать наиболее очевидным «фаллическим заменителем». Необычное или акцентированное изображение носа: • сексуальная проблематика ( чув­ство сексуальной неполноценности, значимость сексуальной сферы, стремление к мужской роли, сексу­альная дезадаптация ); • дисморфофобия (убежденность в мнимом уродстве носа или пере­оценка физического дефекта). Прорисованные ноздри: • стремление человека к чувствен­ным удовольствиям; • повышенная обонятельная чув­ствительность ; • нарушение обоняния.

Изображение слайда

Слайд 53

Рот Рот - орган познания и контакта с ми­ром, а также как орудие « вербальной» агрессии. Акцентирование рта: • повышенная речевая активность; • словесное «недержание», скверно­словие, вербальная агрессия; • наличие речевых нарушений; • алкоголизм; • фиксация на пищевых проблемах. Отсутствие рта: • оральные конфликты (с позиции психоаналитической теории); • проблемы с вербальной коммуни­кацией.

Изображение слайда

Слайд 54

Рот, изображенный одной линией: • напряженность; • тенденция к гиперкритичности, аг­рессивности ; • возможны садистские наклонности. Широкий оскал улыбки: характерен для рисунков детей; у взрослых может выражать подав­ленную агрессию, вынужденную при­ветливость. Изображение зубов — вербальная аг­рессия (особенно на рисунках взрослых). Полные губы — женственность, чув­ственность.

Изображение слайда

Слайд 55

Подбородок Подбородок — символ мужествен­ности, решительности, настойчивости. Подчеркнутый подбородок — по­требность доминирования, подчине­ния себе других людей. Слишком крупный подбородок: • слабость и нерешительность, жела­ние скрыть собственную неполноценность ; стремление проявить свою муже­ственность, продемонстрировать большую решительность; • скрытый страх перед ответственно­стью ; • агрессивные черты личности. Слабовыраженный, маленький под­бородок — чувство беспомощности, неуверенности. Подбородок, скрытый за бородой, —выраженное желание подчеркнуть свои сексуальные достоинства и муж­скую привлекательность.

Изображение слайда

Слайд 56

Шея Шея связывает тело ( импульсивная жизнь ) и голову ( интеллектуальный контроль ) и характеризует уровень равновесия между интеллектуальными и эмоциональными проявлениями. Акцентированная, подчеркнутая шея — сильная потребность в интеллектуальном контроле эмоциональ­ных импульсов. Короткая, толстая шея — потвор­ствование своим слабостям и желаниям. Толстая и длинная шея (крупная) —осознание своих телесных импульсов и выраженное стремление к их контролю. Длинная шея: • гиперсоциальные установки, ри­гидность, желание жестко контролировать потребности своего тела; шизоидные черты личности. Отсутствие шеи: • в рисунках детей дошкольного воз­раста ; • низкая зрелость, нахождение во власти телесных влечений; • проблемы с рациональным управ­лением своими импульсами. Кадык — подчеркивание своей му­жественности.

Изображение слайда

Слайд 57

Туловище Тело человека рассматривается в связи с основными потребностями че­ловека и его отношением к ним. Пропорции головы и туловища соотносят­ся с отношением между телесными и духовными потребностями человека. Длинное и узкое туловище: • замкнутость, отгороженность, ши­зоидные черты личности; • плохой контакт с окружающими. Угловатое или квадратное тело —стремление подчеркнуть мужествен­ность. Маленькое туловище — отрицание телесных влечений как низменных, чувство собственной малоценности. Крупное туловище — неудовлетво­ренность потребностей как осознава­емых, так и неосознаваемых.

Изображение слайда

Слайд 58

Отсутствие тела: • интеллектуальная недостаточность; • психические нарушения; • нарушения схемы тела; • отрицание телесных влечений; • непринятие себя. Мускулистое тело: • нарциссические черты личности, эгоцентризм ; • стремление представить себя в вы­годном свете. Плечи Плечи — символическое выраже­ние физической силы и физического совершенства. Маленькие плечи — ощущение ни­чтожности, малоценности.

Изображение слайда

Слайд 59

Покатые плечи: • чувство отчаяния, вины, уныния; • недостаток жизненных сил; • женственность. Угловатые плечи (квадратные, пря­моугольные ): • оборонительная позиция по отно­шению к людям; • излишняя осторожность; • враждебные тенденции. Большие плечи : • ощущение большой физической силы или стремление к этому; • чрезмерная озабоченность силой и властью ; • переживание сильных телесных импульсов. Плечи неравные (различающиеся по размеру ) — эмоциональная нестабиль­ность, внутриличностный конфликт (если такой стиль рисования не связан с нарушениями мелкой моторики).

Изображение слайда

Слайд 60

Руки Руки являются символом действий, созидающей активности человека. Это — основное средство воздействия на окружающую среду, способ выраже­ния чувств человека, его личной силы и контактов с окружающими. Расслабленные, свободные, гибкие руки — легкость адаптации в межлич­ностных отношениях. Отсутствие рук: • чувство вины, депрессия; • чувство бессилия, неадекватности; • пассивность; • подавляемые враждебные тенденции. Короткие руки : • отчужденность, стремление сдержи­вать эмоциональные проявления ; отсутствие стремления к деятель­ности. отсутствие стремления к деятель­ности.

Изображение слайда

Слайд 61

Руки, расположенные близко к телу: • сдержанность в своих проявлениях; • ригидность; • затруднения в установлении соци­альных контактов; • пассивность. Тонкие, слабые руки: • переживание тщетности и неэф­фективности своих усилий, беспо­мощность ; • чувство неадекватности. Руки длинные и слабые — зависи­мость, потребность в опеке.

Изображение слайда

Слайд 62

Длинные руки: • амбициозные установки, стремле­ние к действию, желание чем-то завладеть; • стремление к автономии. Крупные, толстые руки: • стремление к максимальному удов­летворению жизненных потребно­стей ; • энергичность, ощущение силы. Мускулистые руки: • стремление к власти; демонстрация собственной силы; агрессивность. Руки, скрещенные на груди: • враждебные чувства к окружающим, подозрительность и мнительность; • ощущение себя отвергнутым, пере­живание враждебности окружа­ющих. Руки, поднятые вверх: • стремление компенсировать соб­ственную слабость, желание быть сильным, властвовать над други­ми ; • агрессивные желания; подавленное чувство враждебности по отношению к окружающим. Руки, скрещенные, спрятанные за спиной : • недостаточный контроль над чув­ствами враждебности и гнева ; • необщительность, замкнутость; неудовлетворенность своим поло­жением ; • нежелание уступать и идти на ком­промиссы. Руки, упирающиеся в бока: • критичный собеседник, нежелание идти на уступки ; враждебность.

Изображение слайда

Слайд 63

Кисти и пальцы рук Кисти рук рассматриваются как символ, отвечающий за компетент­ность в социальных контактах и про­дуктивность в деятельности. Сильно заштрихованные или акцентированные кисти рук: • беспокойство или чувство вины в связи с нежелательным социальным поведением; агрессивность. Укороченные, подрезанные, малень­кие кисти рук: • беспокойство, тревога при контак­тах с окружающими людьми; • чувство неадекватности в ситуаци­ях социального взаимодействия. Кисти, сжатые в кулаки: • протестные, бунтарские реакции; агрессия. Кисти рук, сложенные в замок, —сознательные усилия подавить и про­контролировать проявления своих агрессивных импульсов. Недостаточное количество ( мень­ше 5) пальцев на руке — зависимость и бессилие человека. Пальцев больше 5 — агрессивность, амбициозность. Длинные и острые пальцы рук — от­крытое проявление агрессии

Изображение слайда

Слайд 64

Ноги Ноги рассматриваются как сим­вол опоры, устойчивости, направлен­ности на практическую ориентацию, ассоциируются с чувством безопас­ности и способностью к перемеще­нию. Отсутствие ног: • патологическое чувство беспомощ­ности, зажатости; • ограниченность проявлений соб­ственной воли; • наложение запрета на получение удовольствий от жизни. Ноги, не поместившиеся на лист (как бы отрезанные) — апатия, замк­нутость, робость (если это не связано с нарушением пространственного ана­лиза и синтеза). Большие, длинные ноги — сильное стремление к независимости, потребность в автономии. Короткие ноги — ощущение психи­ческой и физической неловкости.

Изображение слайда

Слайд 65

Широко расставленные ноги: • агрессивность, демонстрируемое пренебрежение; маскировка чувства собственной незащищенности. Скрещенные, сильно сдвинутые ноги: • напряженность; • ригидность; • опасения по поводу сексуальных притязаний других (у подростков осознание своей сексуальности). Стопы ног Стопы можно рассматривать как обозначение чувств человека в отно­шении собственной мобильности. Отсутствие стоп — замкнутость, робость, беспомощность, ограничение независимости. Маленькие, крошечные стопы - чувство незащищенности, подавлен­ности, боязливости, скованности, про­явление женственности. Большие, длинные стопы — потреб­ность демонстрировать мужественность, чувствовать безопасность свое­го положения.

Изображение слайда

Слайд 66

Одежда человека Отсутствие одежды: • эгоцентризм, телесный нарциссизм ; незрелость ; социальная дезадаптация ; сексуальные проблемы; психические расстройства ; на рисунках профессиональных художников. Тщательно прорисованная одежда: • стремление к социальному одобре­нию ; поверхностность в контактах, закрытость в общении, предпочтение роле­вого взаимодействия интимному; сильный рациональный контроль; эгоцентризм; экстравертированность. Строгий, деловой стиль одежды —стремление контролировать проявле­ние своих чувств. Военная форма: • потребность доминировать, вла­ствовать или подчиняться (в зави­симости от чина — генерала или солдата); враждебность, агрессивность. Сказочная одежда (принцесс, прин­цев): инфантильность, склонность к фантазированию, ухо­ду от реальности. Одежда, откровенно подчеркиваю­щая формы фигуры (эротическая), — напряженность сексуальной потреб­ности. Спортивная одежда — стремлениеподчеркнуть силу, мужественность, мобильность, активность жизненной позиции.

Изображение слайда

Слайд 67

Изображение слайда

Слайд 68

Изображение слайда

Слайд 69

Изображение слайда

Слайд 70

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Дом-Дерево-Человек» ( Дж.Бук )

Изображение слайда

Похожие презентации