Первый слайд презентации: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Слайд 3: Определения:
Экология человека – наука о взаимоотношениях человека, общества и природы
Слайд 4: Определения
Экология человека — это наука, изучающая закономерности взаимодей- ствия человека с человеком и с окружающей его средой — условия жизни человека и их влияние на человеческий организм.
Слайд 5
Цель экологии человека – обеспечить общество информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.
Слайд 6
Практическая задача экологии человека – создание здоровой, экологически чистой, безопасной и социально-комфортной среды обитания человека.
Слайд 7
Создание экологии человека или антропоэкологии в последней четверти XX века стало ответом на острую общественную потребность в комплексной науке о взаимоотношениях человека и окружающей среды. Антропоэкология оказалась необходимым средством для понимания биосоциальной сущности человека.
Слайд 8: Определения
Экология человека — антропоэкология — это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.
Слайд 9
Экология человека направлена на познание закономерностей взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными факторами, включая культуру, религию, обычаи и т.д. с целью определить направленность социально-демографических процессов
Слайд 10
Экология человека изучает закономерности воздействия на население природных, социальных, производственных факторов, включая культуру, обычаи, религию для выяснения направленности антропоэкологических процессов и причин из возникновения (Прохоров Б.Б.)
Слайд 11: методическая база экологии человека
Экология человека широко использует методы «материнских наук» - экологии, биологии, химии, гигиены, демографии, эпидемиологии и пр.
Социальная экология Медицинская экология, Этноэкология, Палеоэкология Экологическая этика, Психологическая экология, Экология культуры и др.
Слайд 14: На пути к экологии человека
Знаменитый французский географ и социолог Жан Элизе Pe клю (1830—1905) создал ряд капитальных трудов: «Земля. Описание жизни Земного шара», «Человек и Земля», «Земля и люди. Всеобщая география», в которых стремился дать общую картину развития человечества и подтвердить свою концепцию определяющей роли географической среды в развитии общества.
Слайд 15: На пути к экологии человека
Профессор Лейпцигского университета Фридрих Ратцел (1844—1905) сформулировал основные положения антропогеографии. Он предпринял попытку нарисовать общую картину расселения человечества по земной поверхности и показать связь развития культуры с географическими условиями.
Слайд 16: На пути к экологии человека
Значимая дата — 1864 г. – выход в свет книги американского исследователя Д. П. Марша «Человек и природа, или о влиянии человека на изменения физико- географических условий природы». Автор показал характер и приблизительные размеры изменений, вызванных деятельностью человека в естественном состоянии Земли.
Слайд 17: Термин «Экология человека»
В 1921 г. американские исследователи Р. Е. Парк и Э.В. Берджес из Чикагского университета предложили термин «экология человека», который был использован в социологических исследованиях населения города Чикаго.
Слайд 18: На пути к экологии человека
М. Сорре (Франция) - автор трехтомного произведения «Основы человеческой географии» (1943 -1952). Первый том этого труда имеет второе название -"Очерки экологии человека».
Слайд 19: На пути к экологии человека
Огромное влияние на создание подлинно научного, подхода к пониманию и решению экологических проблем оказали взгляды В. И. Вернадского (1863—1945), который сформулировал представление о ноосфере (сфере разума)
Слайд 20
В 1988 году на 1-м всесоюзном совещании по экологии человека состоялось признание в СССР экологии человека как самостоятельной науки
Слайд 21: СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Прохоров Б.Б. Экология человека: Учебник для студентов ВУЗов.- М.: Издательский центр Академия, 2003. – 320 с. 2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. Учебное пособие. - М.: МНЭПУ, 1998 – 232 с. 3. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли (биологические аспекты). Учебное пособие. - М.: МНЭПУ, 1998 – 280 с. 4. Агаджанян Н.А. Экология человека. Избранные лекции / Агаджанян Н.А., Гичев Ю.П., Торшин В.И. – М., Новосибирск.: Б.и., 1997. – 355 с. 5. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. Учебное пособие / Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 512 с.
Слайд 23
За последние 7 млн. лет на Земле существовали 20 видов гоминид. Сейчас на Земле живет всего один вид – Homo sapiens – человек разумный. Происхождение человека связано с Африканским континентом.
Слайд 24
В Африке, в тропических лесах обитали наши предки – человекообразные обезьяны. Шимпанзе и гориллы и сейчас населяют сохранившиеся небольшие по площади тропические леса Африки. Гиббоны и орангутаны населяют джунгли Азии.
Слайд 25
Примерно 10 млн. лет назад климат Африки стал меняться. Он становился суше и холоднее, что влекло за собой сокращение площади тропических лесов. Итак, запомним: первая нам известная катастрофа в истории становления человека имела своей причиной внешние факторы – похолодание и иссушение климата.
Слайд 26
Сравнение шимпанзе-детеныша и взрослого. Человеческий облик обезьяны-младенца служит аргументом в пользу теории, что в эволюции человека большую роль сыграла неотения
Слайд 27: Основные тенденции развития
Прямохождение Увеличение объема мозга и дифференциация его структуры Развитие руки как органа труда Удлинение периода роста и развития Адаптация к трудовой деятельности
Слайд 28
Период формирования современного человека в геохронологии Земли называется антропоген или четвертичный период. Он длился 2-2,5 млн лет 200-250 тысяч лет назад наступило резкое похолодание климата. В районах, близких к леднику, развилась специфическая холодолюбивая «мамонтовая» фауна
Слайд 29
Формирование рас человека произошло в позднем палеолите как следствие расселения. Причина формирования рас – адаптация к условиям окружающей среды
Слайд 30
Около 2 млн лет назад человек стал изготовлять примитивные орудия труда. 500-200 тысяч лет назад человек стал использовать огонь. 50 тысяч лет назад человек научился сам добывать огонь За прошедшие 20 000 лет человек заселил все климатические зоны и истребил многие виды животных
Слайд 31
Появление новой техники изготовления орудий говорит о высоком умственном развитии этого человека, об этом же говорит появление первых человеческих захоронений, связанных с зарождением религиозных обрядов. Орудия труда неандертальцев были сделаны с большим искусством, своих покойников они хоронили, соблюдая некоторые ритуалы, следовательно, у этих первобытных люд ей была культура и представления о загробной жизни.
Слайд 32
Примерно 30 тысяч лет назад неандертальцы перестали существовать, будучи вытеснены кроманьонским человеком, принадлежащим к подвиду Homo sapiens sapiens.
Слайд 33
Развитие речи стало огромным преимуществом человека современного типа перед неандертальцем. Взаимодействие во время охоты, обсуждение ее результатов, передача опыта молодым соплеменникам, культурная эволюция – все это стало возможным благодаря речи.
Слайд 34: Присваивающая экономика
Экономика палеолитического человека носила присваивающий характер и ограничивала рост численности охотников-собирателей. Естественная смертность была высокой
Слайд 35: 1 экологический кризис
Кризис присваивающей экономики – первый экологический кризис в истории человечества. В верхнем палеолите (он длился 25-20 тыс. лет) исчезли многие крупные представители мамонтовой фауны
Слайд 36
Конец палеолита – резкий перелом в жизни человечества. Снизилась численность травоядных. Из-за недостатка пищи резко уменьшилась численность населения.
Слайд 37: Неолит – новый каменный век
Важная ступень в развитии человечества – переход от охоты и собирательства к земледелию и позже – к животноводству. Этот переход и называется неолитической революцией. В неолите увеличилась плотность населения, появилось гончарное ремесло, высокая техника обработки камня, использование плуга
Слайд 38: Неолитическая революция
Термин «неолитическая революция» предложен в 1949 году английским археологом Гордоном Чайлдом. По аналогии с термином «промышленная революция»
Слайд 39
«В течение последних 10-12 тысяч лет геохимическое воздействие человека, захватившего посредством земледелия зеленое живое вещество, стало необыкновенно интенсивным и разнообразным» В.И. Вернадский
Слайд 40: Очаги возникновения земледелия
Ближний Восток – междуречье Тигра и Евфрата Долины Нила Долины Инда и Ганга Долины Хуанхэ и Янцзы
Слайд 41
Около 6000 лет назад в Египте и Месопотамии появилось орошаемое земледелие. Около 3000 лет до н.э. появилось животноводство в результате одомашнивания крупного рогатого скота, верблюда, овцы, козы, свиньи
Слайд 42: Развитие ремесел
При переходе от присваивающей экономики к производящей развивались ремесла. Изготовливалась керамическая посуда, на примитивных ткацких станках производилась ткань из растительных волокон. В палеолите численность населения регулировалась, в основном, количеством продуктов питания, а в земледельческих обществах, в основном, болезнями из-за повышенной плотности населения и распространения инфекций
Слайд 43: Экологические последствия неолитической революции
Выжигание лесов, пожары, изменения ландшафтов, гибель диких животных, эрозия почв, засоление почв в результате орошения. Численность населения за время неолита за период 8-3 тысячи лет до н.э. выросла до 50 млн. человек.
Слайд 44
Человек и аграрная культура Сцена сбора урожая зерновых с древнеегипетской гробницы в Дейр-эль-Медине. 2 тыс. до н.э.
Слайд 45: Аграрная культура
Земледелие появилось около 10 тысяч лет до н.э. в эпоху аграрной культуры. Основы аграрной культуры – земледелие и скотоводство Промышленная революция началась в 1750 году н.э. Итак, аграрная культура длилась 12 тысяч лет.
Слайд 46
С середины 1У тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке и в Египте города и сельские поселения объединялись в государства, превратившиеся в мощные рабовладельческие империи
Слайд 47
В Месопотамии возникла шумерская цивилизация, с которой связано появление первой письменности, изобретение колеса, гончарного круга, навыков выплавки золота и меди
Слайд 48: Древний Египет
В Древнем Египте процветали математика, астрономия, искусство, архитектура. Больших успехов достигла медицина. В рукописях упоминаются оспа и проказа, есть гигиенические советы для женщин в период беременности и родов
Слайд 49
С появлением земледелия и скотоводства труд человека мог обеспечить гораздо больше, чем было необходимо для его непосредственного выживания. У него появились и новые потребности, и возможность использовать труд других людей для их обеспечения.
Слайд 50
Если биологическое развитие индивидуума и совершенствование его мозга практически остановились несколько десятков тысяч лет тому назад, то Коллективный Интеллект продолжал развиваться все ускоряющимися темпами
Слайд 51
Итак, в результате неолитической революции родились современные цивилизации, которые начали активно изменять не только природные условия, но и саму структуру естественного кругооборота веществ в Природе.
Слайд 52
В истории земледельческих общество наблюдались резкие колебания численности населения, совпадавшие с войнами, но чаще – с эпидемиями и голодом
Слайд 53
Помимо мускульной силы животных в рабовладельческом обществе широко использовалась мускульная энергия рабов.
Слайд 54
Обратная сторона рабства – освобождение от труда большой группы людей, которые могли заниматься творческим трудом. Результат – великие произведения архитектуры, скульптуры, написаны книги и философские трактаты.
Слайд 55: Экологические последствия античного периода
Массовая вырубка (особенно в Средиземноморье) лесов для строительства храмов, дворцов, кораблей, активная эрозия почв на склонах гор (Балканы), изменение ландшафтов вследствие добычи меди и т.д.
Слайд 56: Человечество в условиях феодализма
Феодализм – последний этап аграрной культуры. Со II века до н.э. по I Х век н.э. человечество переживало период войн, грабежей, мародерства, эпидемий и частых неурожаев. В конце XIII века численность человечества резко снизилась из-за эпидемий чумы. В эпоху аграрной культуры рост численности населения всегда опережал рост продуктивности сельского хозяйства. Человек в это время жил на грани голода.
Слайд 57
В эпоху феодализма человек научился использовать энергию ветра ( ветряные мельницы) и текучей воды. Основной тягловой силой стала лошадь. Энергопотребление человечества значительно возросло. Средневековые города отличались крайне неблагоприятной для жизни обстановкой: открытые сточные канавы, грязь и скученность населения в кварталах бедноты, массовые эпидемии.
Слайд 58: Человечество и индустриализация
В 1712 году был изобретен паровой двигатель, который сразу нашел широкое применение в промышленности, резко увеличил потребление энергии С конца XVIII века растет число прядильных станков, паровых машин, шахт, фабрик. Первой на путь индустриализации встала Англия. В 1848 г. в Англии принят закон о ликвидации антисанитарии и предупреждении заболеваний
Слайд 59
Серийное фабричное производство одежды, средств гигиены, медикаментов способствовали их удешевлению и широкому проникновению в быт народа. Это помогало бороться с антисанитарией и эпидемиями. В начале XIX века улучшается системы водоснабжения и канализации, отопления и освещения городов. В результате сокращается смертность от эпидемий оспы, чумы, холеры, брюшного тифа, дизентерии и др. болезней.
Слайд 60
В XIX веке в промышленно развитых странах обращают внимание на улучшение условий труда, ограничение друда детей и женщин, соблюдение санитарных норм.
Слайд 61: Промышленная революция и здоровье людей
Успехи медицины – бактериологии, иммунологии, лечения и профилактики инфекций повысили уровень здоровья и в результате выросла продолжительность жизни.
Слайд 62: Итоги промышленной революции
Промышленная революция имела двойственные последствия: она способствовала научно-техническому прогрессу, но и резко усилила неблагоприятное воздействие человека на окружающую среду
Слайд 63: Итоги промышленной революции
С 1800 г по 1900 г. численность населения Земли возросла с 906 млн до 1,6 млрд человек. Продолжительность жизни возросла на 15-20 лет.
Слайд 64: Экологические последствия
Вырубка лесов вокруг городов Гибель сельхозугодий при добыче угля и нефти Интенсивное загрязнение воздуха в промышленных центрах
Последний слайд презентации: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА: Экологические проблемы ХХ века
Резкий рост численности населения Урбанизация Резкие различия (1:44) в энергообеспеченности сельского и городского населения, развитых стран и стран третьего мира Интенсивное загрязнение окружающей среды Истощение природных ресурсов Катастрофические последствия войн и атомных аварий