Функционально-смысловые типы речи — презентация
logo
Функционально-смысловые типы речи
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Типы речи
  • Функционально-смысловые типы речи :
  • Функционально-смысловые типы речи
  • В описании много прилагательных.
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Приведите аргументы к тезисам
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Определите тип речи:
  • Определите тип речи:
  • Определите тип речи художественного текста:
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Функционально-смысловые типы речи
  • Функционально-смысловые типы речи
  • ОТВЕТЫ:
  • Написать мини-сочинение, самостоятельно выбрав тип речи на тему:
1/26

Первый слайд презентации: Функционально-смысловые типы речи

Изображение слайда

Слайд 2: Типы речи

— это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо.

Изображение слайда

Слайд 3: Функционально-смысловые типы речи :

Описание Повествование Рассуждение

Изображение слайда

Слайд 4

В описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т. п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений.

Изображение слайда

Слайд 5: В описании много прилагательных

Основными разновидностями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета, характеристика.

Изображение слайда

Слайд 6

День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо.

Изображение слайда

Слайд 7

СХЕМА ТЕКСТА-ОПИСАНИЯ 1. Общее впечатление о предмете (явлении). 2. Признаки предмета (явления). 3. Отношение к предмету (явлению).

Изображение слайда

Слайд 8

Изображение слайда

Слайд 9

Повествование характеризуется тем, что его тема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий и т. п. Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого.

Изображение слайда

Слайд 10

В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец и т. п.

Изображение слайда

Слайд 11

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.

Изображение слайда

Слайд 12

СХЕМА ТЕКСТА-ПОВЕСТВОВАНИЯ 1. Начало события. 2. Его развитие. 3. Конец события. Примечание. В художественных текстах присутствует еще и кульминация*, предшествующая концу события. Кульминация  (от лат. culmen, род. падеж culminis — вершина), точка, период наивысшего подъёма, предельного напряжения в развитии чего-либо. /БСЭ/

Изображение слайда

Слайд 13

Рассуждение основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы, состоящее из трех частей: а) тезис (то, что надо доказать или объяснить), б) доказательство (объяснения, аргументация), в) вывод (заключение, обобщение и т. д.). Но надо заметить, что в названном типе не всегда наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена) какая-то из них.

Изображение слайда

Слайд 14

Цель рассуждения – объяснить или доказать что-то. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему.

Изображение слайда

Слайд 15

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью– потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и родина.

Изображение слайда

Слайд 16

СХЕМА ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ 1. Вступление. 2. Тезис. 3. Доказательства (объяснения). 4. Вывод.

Изображение слайда

«Литература (или другой) – мой любимый предмет». «Книга – мой лучший друг». « Я – здоровый человек ». «Смак» – моя любимая телепередача.

Изображение слайда

Слайд 18

Изображение слайда

Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар). Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

Изображение слайда

Слайд 20: Определите тип речи:

На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (А.Чехов). Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане ») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон » и «король Дадон », ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Изображение слайда

Слайд 21: Определите тип речи художественного текста:

Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро. Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озёр. На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света. Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы — двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна. Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим? Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью лёгкую печаль, как всё прекрасное, когда оно обречено жить недолго. К. Паустовский «Золотая роза» (отрывок)

Изображение слайда

Слайд 22

Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. В представленном отрывке последовательно сменяют друг друга все типы речи — повествование, описание и рассуждение.

Изображение слайда

Слайд 23

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу !»

Изображение слайда

Слайд 24

По горизонтали: 3. Тип речи, в котором рассказывается о событиях. По вертикали: 1. Цель данного типа речи – доказать, объяснить, убедить. 2. Признак, характерный для описания. 3. Описание природы. 4. Мысль, которую надо доказать. 5. В повествовании художественных текстов может предшествовать концу события. 6. Часть речи, которая часто встречается в повествовании. 1 2 5 6 3 4

Изображение слайда

Слайд 25: ОТВЕТЫ:

По горизонтали : По вертикали: 3. повествование 1. рассуждение 2. статичность 3. пейзаж 4. тезис 5. кульминация 6. глагол

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Функционально-смысловые типы речи: Написать мини-сочинение, самостоятельно выбрав тип речи на тему:

«Мое любимое блюдо». « Если бы я был директором колледжа...   ». «Главное в жизни – это …».

Изображение слайда

Похожие презентации