Первый слайд презентации: Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
МБОУ СОШ № 1
Слайд 2: Цель и объект исследования
Цель исследования: - обобщить знания об имени прилагательном как части речи; - выяснить, какие имена прилагательные чаще встречаются в «Сказке о рыбаке и рыбке»; - изучить роль этих имен прилагательных в сказке. Объект исследования: имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Гипотеза: а может быть сказка Пушкина прекрасна именно благодаря именам прилагательным? МБОУ СОШ № 1
Слайд 3: Мы знаем что…
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу. МБОУ СОШ № 1
Слайд 4: Словосочетания
Синее (глубокое) море Ветхая землянка Морская трава Золотая рыбка Человечий голос Дорогой откуп Ласковое слово Великое чудо Разбитое корыто Новое корыто Сварливая (проклятая) баба Беленая (кирпичная) труба Тесовые (дубовые) вороты Чёрная крестьянка Столбовая дворянка Высокий терем Соболья душегрейка Парчовая кичка Золотые перстни Красные сапожки Усердные слуги Вольная (грозная) царица Целое царство Царские палаты Заморские вины Печатный пряник Грозная стража Старый невежа Морская владычица Чёрная буря Сердитые волны МБОУ СОШ № 1
Слайд 5: СИНЕЕ МОРЕ
Для характеристики моря очень часто Пушкин использует эпитет синее. МБОУ СОШ № 1
Слайд 6: ЛАСКОВОЕ СЛОВО
МБОУ СОШ № 1 Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе!.. СТАРИК добрый бескорыстный чуткий
Слайд 7: СВАРЛИВАЯ БАБА
Смилуйся, государыня рыбка! Ещё пуще старуха бранится, Не даёт старику мне покою: Избу просит сварливая баба. СТАРУХА грубая злая ненасытная МБОУ СОШ № 1
Слайд 8: ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую. ЗОЛОТАЯ РЫБКА необыкновенная волшебная чудесная сказочная искрящаяся диковинная МБОУ СОШ № 1
Слайд 9: Прилагательные в переносном значении
МБОУ СОШ № 1 Золотая рыбка Чёрная крестьянка Чёрная буря Сердитые волны Ласковое слово Великое чудо Прилагательные в переносном значении
Слайд 10: Синонимы
Синее (море) васильковое Ветхая (землянка) старая, дряхлая Морская (трава) водная Усердные (слуги) старательные Золотая (рыбка) драгоценная, диковинная Разбитое (корыто) расколотое, разрушенное Парчовая (кичка) златотканая Грозная (стража) суровая, строгая Красные (сапожки) алые Царские (палаты) богатые, роскошные Чёрная (буря) тёмная, страшная Ласковое (слово) нежное, доброе Золотые (перстни) дорогие, драгоценные Вольная (царица) свободная Заморские (вины) чужие, иностранные Великое (чудо) неслыханное, удивительное Сварливая (баба) вздорная, недовольная, ворчащая МБОУ СОШ № 1
Слайд 11: Антонимы
Ветхая (землянка) новая, крепкая Разбитое (корыто) новое, целое Сердитые (волны) спокойные, тихие Грозная (стража) добрая, миролюбивая Ласковое (слово) грубое МБОУ СОШ № 1
Слайд 12
МБОУ СОШ № 1 Землянка Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.
Слайд 13
МБОУ СОШ № 1 Владычица Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою …
Слайд 14: Парчовая кичка
МБОУ СОШ № 1 На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка. Парчовая кичка Соболья душегрейка
Слайд 15
МБОУ СОШ № 1 Вины (вино во мн.ч.) Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины ; Заедает она пряником печатным.
Слайд 16
МБОУ СОШ № 1 На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто. Корыто
Слайд 17
МБОУ СОШ № 1 Царские палаты Старичок к старухе воротился. Что ж? пред ним царские палаты.
Слайд 18
МБОУ СОШ № 1 Воротись обратно ты к рыбке, Попроси у ней терем высокий. Терем
Слайд 19
МБОУ СОШ № 1 Стража Вкруг ее стоит грозная стража, На плечах топорики держат.
Слайд 20: Вывод
прилагательные усиливают выразительность, образность языка произведения; придают художественную, поэтическую яркость речи; выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; создают живое представление о предмете. Вывод МБОУ СОШ № 1