Искусство Древнего Египта Среднее царство — презентация
logo
Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Эпоха Среднего царства Особенности:
  • Территория Древнего Египта в эпоху Среднего царства
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Первым памятником нового типа в период Среднего царства стал ХРАМ-УСЫПАЛЬНИЦА МЕНТУХОТЕПА I в Дейр-эль-Бахри (XXI в. до н. э.).
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Усыпальница-храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри. Реконструкция.
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Пилон в Эдфу. Храм бога Гора
  • Обелиск
  • Стела вельможи Хунена. Конец III тысячелетия до н.э. Москва. ГМИИ им. Пушкина
  • Жан-Франсуа Шампольон
  • Розеттский камень
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • В эпоху СРЕДНЕГО ЦАРСТВА повышается внимание к индивидуальным чертам в изображении человека
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Суд Осириса – взвешивание сердца (души) покойного.
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Среднее царство:
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Сцена охоты на берегах Нила. Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане ( XX в. до н. э.)
  • Дикая кошка (фрагмент фрески)
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Мелкая пласти ка
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
  • Искусство Древнего Египта Среднее царство
1/36

Первый слайд презентации

Искусство Древнего Египта Среднее царство

Изображение слайда

Возникновение художественных школ при дворах провинциальных правителей Более свободная трактовка сюжетов и композиции в рельефах и живописи Усиление индивидуальных черт в скульптурном портрете Попытка соединить храм с пирамидой

Изображение слайда

Среднему царству, т.е. правлению XI и XII династий, предшествовали нашествия чужеземцев, междоусобные распри, временный распад древнего государства на отдельные области.

Изображение слайда

Слайд 4

В эпоху Среднего царства сложился новый тип заупокойного храма. Фараоны из династии Ментухотепов, правившие в городе Фивы, начали строительство погребальных сооружений в скалистой местности Дейр-эль-Бахри на юге Египта. Храмы представляли собой террасы, опирающиеся на ряды колонн. На террасы вели длинные пандусы. Часто постройки просто вырубались в скале. Работа строителя уподоблялась ваянию. В зависимости от того, вырезались ли храмы полностью из скальной породы или частично возводились из квадратов камня, они делятся на скальные и полускальные. Гробница с саркофагом фараона помещалась в глубине храма, в толщине скалы.

Изображение слайда

Слайд 6

Комплекс в Дейр-эль-Бахри

Изображение слайда

Слайд 7: Усыпальница-храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри. Реконструкция

В этом сооружении была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой, но постройки такого типа не получили прямого продолжения. И все же усыпальница Ментухотепов положила начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.

Изображение слайда

Слайд 8

В таких постройках ведущую роль играли колоннады. Произошло формирование основных типов египетских колонн. Это колонны протодорические (капители напоминают греческий дорический ордер), пальмовидные (капитель в форме кроны пальмы), два вида папирусовидных (с открытыми и закрытыми метёлками папируса), два вида лотосовидных (в виде бутонов и в виде раскрытых цветков), хаторические (капитель в виде головы богини Хатор ).

Изображение слайда

Слайд 9

Типы египетских колонн: пальмовидная, 2 типа папирусовидных, лотосовидная

Изображение слайда

Слайд 10: Пилон в Эдфу. Храм бога Гора

Нововведением были пилоны — две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм.

Изображение слайда

Слайд 11: Обелиск

Высокие тонкие обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, «каменные иглы», покрытые иероглифами, все чаще воздвигают во славу богов и царей перед храмами и дворцами.

Изображение слайда

Слайд 12: Стела вельможи Хунена. Конец III тысячелетия до н.э. Москва. ГМИИ им. Пушкина

Сам вельможа и жена его рельефно изображены слева внизу. А над ними и напротив, целиком заполняя площадь, более чем в три раза превышающую ту, что отведена этой чете, птицы, змеи, лежащие быки, сидящие человечки, плоды, растения, черточки, линии, геометрические фигуры строка за строкой сообщают умеющим читать иероглифы религиозный текст с добавлением описи всего, что было принесено в жертву при погребении.

Изображение слайда

Слайд 13: Жан-Франсуа Шампольон

Смысловое значение иероглифов совершенно забытое после падения египетской державы, было разгадано лишь в XIX веке французом Шампольоном. Французский историк, лингвист, основатель египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки.

Изображение слайда

Слайд 14: Розеттский камень

Каменная плита найденная близ города Розетта недалеко от Александрии.

Изображение слайда

Слайд 15

Скульптурный портрет Среднего царства отличается от портрета предыдущей эпохи. Теперь изображения фараонов предназначались не только для Ка, но и для человеческих глаз: благодаря им подданные знакомились с обликом своего властителя. Поэтому на смену «идеальному возрасту» пришла реальная возрастная характеристика. Фараон изображался таким, каков он в данный момент: юным, зрелым или стареющим. Такова череда скульптурных портретов фараона Аменемхета III. Он взошёл на престол подростком, и в его раннйх изображениях видны узкие детские плечи, неразвитый торс и большие оттопыренные уши. Фараон мужает от портрета к портрету. Поздние изображения демонстрируют глубокие складки у губ и «мешки» под глазами владыки.

Изображение слайда

Слайд 16

Среднее царство: скульптурный портрет. Портреты фараона Аменемхета III в разных возрастах

Изображение слайда

Слайд 17: В эпоху СРЕДНЕГО ЦАРСТВА повышается внимание к индивидуальным чертам в изображении человека

Статуя фараона Аменемхета III Порфир XIX в. до н.э. Эрмитаж, Санкт-Петербург Этот портрет отличается индивидуальностью черт: пристальный взгляд глубоко посаженных глаз, все властное, энергичное выражение лица с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя.

Изображение слайда

Слайд 18

Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. 19 в. до н. э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк

Изображение слайда

Слайд 19

Сфинкс Сенусерта III Среднее царство XIX в. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей СФИНКСЫ вошли в архитектуру Египта, как опекуны и хранители священных мест. Начиная с доисторических времён львов из-за силы, свирепости и устрашающего рёва связывали с царями. Этот сфинкс имеет лицо Сенусерта III, правителя 12 династии. На нем символический, плиссированный головной платок, который отождествляет капюшон и голову кобры.

Изображение слайда

Слайд 20

В заупокойный культ вводится моральный момент: вступающий в загробный мир должен предстать перед судом Осириса – покровителя мертвых. Сам этот культ с его заботами о «благосостоянии» умершего начинает распространяться и на средние классы.

Изображение слайда

Слайд 21: Суд Осириса – взвешивание сердца (души) покойного

Изображение слайда

Слайд 22

Одним из главных достижений эпохи Среднего царства является развитие живописи. Погребальный культ и забота о Ка распространились шире: помимо фараонов и их приближённых, гробницы начали возводить и провинциальные вельможи (так называемая номовая знать; ном – область страны). Но если фараоны предпочитали камень твёрдых пород, а при изображении на плоскости – рельеф, то номовая знать украшала свои гробницы в более дешёвой технике настенной живописи. Благодаря этому в арсенале египетского искусства появилось большое количество новых сюжетов, трактованных свободно, жизненно, с большим количеством бытовых подробностей и увлекательных деталей.

Изображение слайда

Слайд 23

Наиболее показательны росписи гробниц вельмож в Бени-Хасане. Все они имеют сходное устройство: помещения вырублены в скале, входы оформлены продорическими колоннами. На стенах гробницы вельможи Хиумхотепа изображены охота в зарослях Нила, жертвоприношения, спортивные состязания, и погребальные ритуалы. Современного зрителя поражают подробные изображения диких птиц, слуг, готовящих к закланию белых жертвенных антилоп, а также различных моментов спортивной борьбы. Всё и все, вплоть до любимой собаки умершего, находят себе место на стенах гробницы и сопровождают своего хозяина в путешествии по загробному миру.

Изображение слайда

Слайд 24: Среднее царство:

Гробницы вельмож в Бени-Хасане. Входы в гробницы

Изображение слайда

Слайд 25

Гробница вельможи Хнумхотепа в Бени-Хасане. Интерьер и фрагменты росписи

Изображение слайда

Слайд 26

Фрагменты росписи гробницы Хнумхотепа

Изображение слайда

Слайд 27

Фрагменты росписи гробницы Хнумхотепа

Изображение слайда

Слайд 28

Фрагменты росписи гробницы Хнумхотепа

Изображение слайда

Слайд 29

Фрагменты росписи гробницы Хнумхотепа

Изображение слайда

Слайд 30: Сцена охоты на берегах Нила. Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане ( XX в. до н. э.)

В живописи снижается пафос монументальности, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции.

Изображение слайда

Слайд 31: Дикая кошка (фрагмент фрески)

Изображение слайда

Слайд 32

Удод. Деталь росписи гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Хасане.

Изображение слайда

Слайд 33: Мелкая пласти ка

То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие, показывать в движении целые группы проявилось и в мелкой пластике Среднего царства. Мелкая пласти ка

Изображение слайда

Слайд 34

При Сенусерте III наступил расцвет придворного ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА. Его образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор. Кольцо и подвеска со скарабеем.

Изображение слайда

Слайд 35

*Пектораль — нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины, которую клали на грудь умершему; пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа. Ожерелье и пектораль

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Искусство Древнего Египта Среднее царство

Изображение слайда

Похожие презентации