Первый слайд презентации: Искусство Древнего Ирана
Выполнила ст. гр. БАР-31 Кобзева К.О. Искусство Древнего Ирана
Слайд 2: Введение
Сложившееся на основе древних традиций иранское средневековое искусство прошло более чем тысячелетний путь развития. Древнеперсидское рабовладельческое государство, возглавленное правителями династии Ахеменидов, сыграло крупную роль в истории Древнего Востока. В результате успешных завоеваний подчинив своей власти много народов и племен, оно превратилось в крупнейшую древневосточную деспотию. Своего наивысшего могущества Ахеменидская империя достигла в 5 в. до н.э., когда в ее состав кроме Мидии, Армении, Ассирии, Вавилонии и Сирии были включены вся Малая Азия, Египет, а также Средняя Азия и таким образом границы ее распространились до пределов Индии. Введение
Слайд 3: Персидская архитектура
Дворцовая архитектура, грандиозная и величественная, блещущая красочной декорацией из изразцовых плит и позолотой деталей, богато украшенная скульптурой, прославляла мощь и величие империи. По сравнению с зодчеством других стран Передней Азии отличительной конструктивной особенностью древнеперсидской архитектуры было широкое применение камня в строительстве и употребление отдельно стоящей колонны. Наиболее древние памятники в Пасаргадах (древнейшей столице Кира) и в Накш -и-Рустеме являются редкими для Персии произведениями культовой архитектуры. Гробница Кира (около 530 г. до н.э.) в Пасаргадах ( илл. 330 а) стояла в глубине двора, окруженного деревянной колоннадой. Персидская архитектура Сложенное из больших каменных блоков прямоугольное сооружение (3,16 X 2,18 м) возвышается на пьедестале из 6 ступеней. Гробница имеет двускатное покрытие и снабжена низкой дверью на фасаде. Здание чрезвычайно компактно и монументально.
Слайд 4: Мечеть в Исфахане
Самое высокое сооружение Исфахана («рост» минаретов – 42 м, а высота большого купола – более 50 м) и самый крупный храм в городе: площадь этой мечети – 20 тысяч кв.м! Мечеть красива и снаружи, и внутри: стены ее украшены рисунками и мозаикой, двери покрыты золотом и серебром. Строилась мечеть целых 30 лет. Знаменита своей акустикой: при таких огромных размерах здания можно услышать шепот и даже шуршание конфетного фантика из самого дальнего угла, так как звук многократно отражается от стен и купола и буквально «гуляет» по помещению. Мечеть в Исфахане
Слайд 5: Дворец в Персеполе
В 1930-х годах в Персеполь был раскопан археологами: гробницы царей, высеченные в скале, храм бога огня — Кабаи-Зардушт, и, конечно, Тахара — царский дворец. И однако, среди следов пожара не нашли ценностей: ни дорогих сосудов, ни блюд, ни украшений. Всё вывезли греки, и когда дворец запылал, он был пуст и не нужен Александру, как не нужна была и сама столица — Персеполь. Дворец в Персеполе В Персеполе, в крепости города, сооруженной на гигантской платформе, размещались приемные залы, сокровищницы и другие дворцовые постройки, воздвигнутые в 6 - 4 вв. до н.э. ( илл. 331 а). Двойная лестница и пандус вели к грандиозным входам — настоящим пропилеям, представляющим собой квадратное здание с перекрытием, поддерживаемым 4 колоннами семнадцатиметровой высоты. н.э. Со стороны лестницы, как бы охраняя пропилеи, стояли два громадных крылатых быка, а со стороны входа во двор — крылатые быки с человеческой головой, напоминающие ассирийские « шеду ». Обширный двор, возможно озелененный, отделял пропилеи от ападаны, то есть царского приемного зала. Лестница, пропилеи и ападана Персеполя были сооружены при Ксерксе в первой половине 5 в. до
Слайд 6
Центром комплекса является Ападана Дария, приподнятая над террасой на высоту 4 метра. К ней ведут две парадные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах. Главную же ценность этих лестниц и всей террасы Ападаны составляют рельефы, высеченные на каменных плитах. По внешней стороне лестницы они изображают торжественное шествие царской гвардии, а по внутренней — шествие слуг, несущих баранов, сосуды, бурдюки с вином. Такое же действие запечатлено и на рельефах самой Ападаны : здесь в процессию выстроены представители покорённых народов.
Слайд 7: Иранские(Персидские) ковры
История древней Персии неразрывно связана с историей восточного ковра. Искусство ковроделия передавалось от поколения к поколению и считалось самой дорогой семейной ценностью. Изначально ковры ткали на дому, для личного пользования или в подарок. Только в III веке н. э. в мастерских и мануфактурах Персии началось производство ковров на продажу. Проследить историю персидского ковра - значит проследить путь развития одной из величайших в мире цивилизаций. Иранские(Персидские) ковры Точная дата возникновения персидского ковра неизвестна. Первый, сохранившийся до наших дней предысламский восточный ковёр « Пазирик », является ровесником персидской державы Ахеменидов и был создан в V веке до н. э. На коврах из Наина очень светлое поле и много синего или светло-зеленого, почти салатного цвета. Рисунок состоит из переплетающихся мелких цветочков и веток. Основа ковров из Наина - тонкий хлопок. Это образец ковров классического персидского дизайна. Характерное сочетание голубоватых тонов и цвета слоновой кости стало настоящей "торговой маркой" здешних мастеров.
Слайд 8
Традиционными сюжетами для персидских ковров являются, как правило, орнаменты. В школе Тебриз фоном для них остаются кремовый, красный или синий цвета. Сюжетно-тематические ворсовые ковры, характерные для тебризской школы считаются наиболее сложными по происхождению мотивов и образов. Исфаханские ковры имеют яркий синий или красный фон, а цены зависят от сложности отдельных деталей узора - чем мельче, тем дороже. Шерсть исфаханских ковров срезана до нескольких миллиметров, поэтому контур рисунка очень четкий. Узор исфаханского ковра составляют сложный затейливый медальон в центре и плотный растительный рисунок основного поля и бордюра. Ковер из Кума - значит, приобрести ковер выдающегося качества и красоты. Стоят они, как правило, дороже других "персов", за исключением разве что ковров из Исфахана и Тебриза. Ковры из Кума известны необычным сочетанием цветов: они могут быть цвета слоновой кости, бежево-коричневыми и светло-зелеными с оттенком бирюзы (впрочем, последний встречается в персидских коврах крайне редко). Ворс шелковистый, низкий. Лучшие ковры Кума - шелковые. Причем из шелка выполнены и основа, и кромка, и ворс. Это тонкие, как платок, и очень пластичные ковры.
Слайд 9: Древнеперсидские одежды
Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды. Мужская одежда Мужская одежда древних персов состояла из кожаных или меховых штанов ( « анаксаридов » ) и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны изготовляли из плотной шерстяной ткани. Простое население продолжало так одеваться и после того, как царь Кир, покорив Мидию, ввел у себя при дворе мидийский костюм, ставший официальным. Женская одежда Древнеассирийские и древнеперсидские барельефы дают нам представление только о мужском костюме древних персов, но изображений женщин на них нет. Возможно, в Древней Персии женщинам не позволялось показываться публично и запрещалось изображать женские фигуры. Древнеперсидские одежды
Слайд 10: Персидская живопись
представляет собой устойчивую многовековую художественную традицию, со своими правилами и живописными принципами. Большинство учёных считает, что главным вкладом персидских художников в мировое изобразительное искусство является живопись миниатюры. Персидская живопись
Слайд 11
История изобразительного искусства на территории Ирана начинается к древнейших эпох. Наскальные росписи, обнаруженные в Мальяне (Фарс) насчитывают 5 тыс. лет. От неолита сохранились следы стенных росписей в жилищах земледельческих поселений, костяные и терракотовые фигурки людей и животных, расписная неполивная керамика, зооморфные сосуды. Согласно дошедшим до нас легендам, первым художником Ирана и создателем искусства живописи был пророк Мани, основатель гностической религии манихейства, живший около 210-276 гг. н.э. Поклонники Мани верили, что его картины создаются при помощи чудес.
Слайд 12: Скульптура
Древние персы любили наряжаться и украшать себя. Украшениями считались и царские награды, почетные подарки, которые высшая власть жаловала за заслуги. Для привлекательности внешнего вида персы использовали косметические средства. Они румянились и чернили себе брови. Драгоценными украшениями древних персов были золотые ожерелья и тяжелые цепи, кольца, браслеты, серьги в виде колец, перстни, которые использовались как печати. Скульптура
Последний слайд презентации: Искусство Древнего Ирана: ДРЕВНЕПЕРСИДСКОЕ ПИСЬМО (персепольское письмо)
Древнеперсидское письмо, как полагают, было введено по личному указу царя Дария I Великого (522-436 до н.э.; его имя переводится, как «держащий добро»). Древнейшие памятники этого письма – надписи Дария I и Ксеркса ( Хшаярша, Xšayārša ). Самая известная надпись – Бехистунская трилингва – гигантское барельефное изображение (подлинность надписей деда Дария I Аршама и прадеда Ариярамны остается недоказанной). Древнеперсидский язык был последним, для которого использовалась клинопись. Древнеперсидское письмо насчитывало 36 знаков, три из которых обозначали только гласные, а остальные передавали либо согласные звуки, либо слоги. Знаки носили полифонный характер, т.е. одна графема имела несколько значений: – а, ā ; – sа, s. Это письмо, по-видимому, отражало и сингармонизм гласных (единообразное вокалическое оформление слова) древнеперсидского языка: - t, но перед u – tu. ДРЕВНЕПЕРСИДСКОЕ ПИСЬМО (персепольское письмо)