История европейского театра — презентация
logo
История европейского театра
  • История европейского театра
  • Древнегреческий театр. IV век до н.э.
  • Аристотель «Поэтика» - IV в. до н.э
  • Свойства трагедии по Аристотелю
  • Трагедии Эсхила «Прометей», «Персы» и «Орестея»- на первом месте гармония мира и справедливость богов
  • Трагедии «Царь Эдип» и «Антигона» Софокла – в центре трагический выбор положительного героя
  • Трагедии «Вакханки», «Медея» и «Ипполит» Еврипида – боги коварны и мстительны, люди слабы и страдают от любви, ревности, гордыни
  • Древнегреческая комедия – яркая, гротескная, динамичная
  • Аристофан – автор комедий «Лягушки», «Всадники», «Птицы», «женщины в народном собрании», «Комедия о Лисистрате » - об актуальных темах – искусстве, воспитании,
  • Театр в Средние века – религиозный и светский
  • Церковный театр в Средние века – объясняет основы религии, морали и располагает эффектными приемами и наглядностью
  • Светский, народный театр в Средние века – фарсеры, буффоны, скоморохи – веселят публику шутками на бытовую тему, гротескной клоунадой, песнями и плясками
  • Театр эпохи Ренессанса (Возрождения)
  • Эпоха Возрождения – особенности трагедии
  • «Трагическая история доктора Фауста» англичанина Кристофера Марло – первая трагедия об искушении ученого всевластием и всезнанием
  • «Гамлет» Уильяма Шекспира – «неправильная» трагедия мести, где герой больше сомневается и размышляет, погруженный в себя, чем стремится к мести и трону
  • «Макбет», «Отелло», «Король Лир» Шекспира – изначально положительные герои, заглянувшие в бездну, и проигравшие злу, выбрав темный путь.
  • Итальянская комедия дель арте – театр профессионалов, импровизации, масок-типажей
  • Театр в эпоху классицизма
  • Трагикомедия «Сид» Пьера Корнеля – идеальный герой, выбирающий долг. Трагедия со счастливым финалом.
  • Комедии Мольера – фарсы, «высокие комедии», учащие достойному поведению, и комедии-балеты, где избранные зрители могли участвовать в танцах на сцене
  • Театр Эпохи Просвещения
  • Трагедии Вольтера «Заира» и «Магомет» - о веротерпимости, важности для человека умения обуять страсти и фанатизм и договориться с противником
  • «Фауст» Гете – не сколько о чудесах и магии, сколько о ищущем знаний и возможностей мятущемся человеке эпохи просвещения
  • Реформа «комедии дель арте» Карло Гольдони, сделавшего маски жизненными и «сказки для театра» Карло Гоцци, доказавшие, что театр может быть увлекателен и
  • Основание русского государственного национального театра Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году.
  • Трагедии Александра Сумарокова(1717-1777) « Хорев », «Димитрий Самозванец» - о выборе между любовью и долгом, с опорой сюжета на отечественные исторические
  • Первый русский профессиональный актер, постановщик, директор императорского театра, Федор Волков (1729-1763)
  • Русская драматургия эпохи Просвещения
  • Эпоха Романтизма в театре
  • «Байронический» герой. Дон Жуан, Манфред, Каин в пьесах Дж.Г.Байрона – в вечном поиске, борьбе с жестокой властью, движении, смятении чувств, но часто
  • «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина – точность психологических портретов и понимания человеческой природы, не смотря на время, место и действия
  • «Маскарад» М.Ю. Лермонтова и демонический герой его времени, Арбенин, сходный с Отелло. Ложь и лицемерие высшего света.
  • Великие русские актеры романтизма – Василий Каратыгин и Павел Мочалов. Каратыгин играл вдумчиво, сдержанно, много репетировал. Мочалов – доверялся интуиции и
  • Н.В.Гоголь в юности мечтал быть актером, пробовал поступить на сцену Александринского театра. После успеха своих пьес писал актерам письма с разъяснениями.
  • Реалистическая школа игры. Великий русский актер Михаил Щепкин (1788-1863), изучающий жизнь, наблюдающий и думающий. Первый исполнитель ролей Городничего в
  • Писатели журнала «Современник». К драматургии обращались Н. Некрасов, Ф.Достоевский, И.Тургенев, Л.Толстой. И в первую очередь – А. Островский
  • Благодаря драматургии Островского на сцене появились сложные и яркие роли для актрис разных возрастов и обаяния. Любящие, сильные, терпеливые, властные,
  • В XIX веке в Европе начинаются поиски в области режиссерского театра, где все объединено единым авторским замыслом, а актеры, текст пьесы, свет, звук,
  • Во Франции эпоху Режиссерского театра открывает Андре Антуан, создатель «Свободного театра»(Театр Либр ). Его постановки и игру актеров отличала достоверность,
  • Шведский драматург и постановщик Август Стриндберг предлагает идею «Интимного театра»
  • В противовес натурализму, «жестокой правде жизни» на сцене, в последней трети XIX века зарождается Символистский театр, где нет конкретного быта, предмета, где
  • Огромное влияние на становление и развитие отечественного и мирового режиссерского театра оказал Константин Станиславский (Алексеев) (1863-1938), актер,
  • В 1898 году спектаклем «Царь Федор Иоаннович» по пьесе А.К.Толстого Открывается МХТ – Московский Художественный театр, организованный Константином
  • После успеха исторической трагедии, МХТ выпускает «Чайку» А.П.Чехова, уникальную, не похожую на привычную комедию пьесу, ставшую символом театра
  • Ученик Станиславского, актер МХТ Всеволод Мейерхольд (1874-1940), вскоре уходит из театра и открывает свой путь – условного, масочно -игрового, символистского
  • Мейерхольд обращается к приемам конструктивизма, почти пустой сцены, предлагает принцип физической подготовки актера к роли – «биомеханику», использует
  • «Второй волной» отечественной режиссуры стали Евгений Вахтангов, Александр Таиров, Константин Марджанов, Николай Евреинов, Федор Комиссаржевский. У каждого был
  • Во время Великой Отечественной войны театральная жизнь страны не прекращалась
  • Вторая половина ХХ века в театре – время не театральных систем, а режиссерских почерков. Театры обновляются с приходом новых режиссеров. Так, Ленинградский
  • Театр на Малой Бронной в Москве стал на долгое время театром психологически пронзительных спектаклей Анатолия Эфроса
  • Отказавшись от принципов театра Станиславского, впервые в России стал ставить по принципам «отстранения» Бертольда Брехта Юрий Любимов в театре «На Таганке».
  • заключение
1/53

Первый слайд презентации: История европейского театра

Изображение слайда

Изображение слайда

Слайд 3: Аристотель «Поэтика» - IV в. до н.э

«Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, подражание при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных страстей»

Изображение слайда

Трагедия есть подражание не только законченному действию, но также страшному и жалкому, а это происходит тогда, когда случается неожиданно, вопреки ожиданию. В трагедии должно свершиться перемена событий к противоположному В трагедии должно быть узнавание – переход от незнания к знанию, ведущей или к дружбе, или к вражде лиц, назначенных к счастью или несчастью В трагедии должно быть страдание – действие, причиняющее гибель или боль

Изображение слайда

Слайд 6: Трагедии «Царь Эдип» и «Антигона» Софокла – в центре трагический выбор положительного героя

Изображение слайда

Слайд 7: Трагедии «Вакханки», «Медея» и «Ипполит» Еврипида – боги коварны и мстительны, люди слабы и страдают от любви, ревности, гордыни

Изображение слайда

Слайд 8: Древнегреческая комедия – яркая, гротескная, динамичная

Изображение слайда

Слайд 9: Аристофан – автор комедий «Лягушки», «Всадники», «Птицы», «женщины в народном собрании», «Комедия о Лисистрате » - об актуальных темах – искусстве, воспитании, политике

Изображение слайда

Слайд 10: Театр в Средние века – религиозный и светский

Изображение слайда

Слайд 11: Церковный театр в Средние века – объясняет основы религии, морали и располагает эффектными приемами и наглядностью

Смерть и страдание – путь к Богу Вместо трагедии гибели – мистерия спасения души Ошибку и грех можно исправить покаянием Четкое разделение между праведным и греховным Мученическая смерть – доля святых

Изображение слайда

Слайд 12: Светский, народный театр в Средние века – фарсеры, буффоны, скоморохи – веселят публику шутками на бытовую тему, гротескной клоунадой, песнями и плясками

Изображение слайда

Слайд 13: Театр эпохи Ренессанса (Возрождения)

Ориентация на античные театральные формы В центре спектакля – человек, любимое создание бога, способный на великие дела, открытия и изменения мира, любящий и страстный, творческий и изобретательный. Театр прославляет человека. Гуманистичный подход Драматурги – образованные люди с университетским образованием Актеры – профессионалы, но актерских школ еще нет Идея, развитая Шекспиром- «Весь мир- театр, а люди в нем актеры»

Изображение слайда

Слайд 14: Эпоха Возрождения – особенности трагедии

В трагедии Античности Царит мир и гармония Герой своим поступком вносит хаос Герой испытывает прозрение, наказан, осознает ошибку Гармония восстановлена В трагедии эпохи Возрождения Царят хаос и разрушения Герой своими действиями пытается вернуть миру гармонию Герой не справляется, гибнет Хаос не победим

Изображение слайда

Слайд 15: Трагическая история доктора Фауста» англичанина Кристофера Марло – первая трагедия об искушении ученого всевластием и всезнанием

Изображение слайда

Слайд 16: Гамлет» Уильяма Шекспира – «неправильная» трагедия мести, где герой больше сомневается и размышляет, погруженный в себя, чем стремится к мести и трону

Изображение слайда

Слайд 17: Макбет», «Отелло», «Король Лир» Шекспира – изначально положительные герои, заглянувшие в бездну, и проигравшие злу, выбрав темный путь

Изображение слайда

Слайд 18: Итальянская комедия дель арте – театр профессионалов, импровизации, масок-типажей

Изображение слайда

Слайд 19: Театр в эпоху классицизма

Конфликт чувства и долга Триединство – время, место, действие. Трактат Никола Буало «О поэтическом искусстве» Герой идеален и выбирает долг перед семьей и государством Сюжеты – преимущественно из античности, или истории до XVIII века На сцене идеальный, подобный картине в раме, мир гармонии и симметрии Герой трагедии прекрасен внешне и внутренне, герой комедии – узнаваемый современник, которого высмеивают Текст в трагедии важнее действия. Текст в комедии равнозначен действию и дополнен танцами и песнями

Изображение слайда

Слайд 20: Трагикомедия «Сид» Пьера Корнеля – идеальный герой, выбирающий долг. Трагедия со счастливым финалом

Изображение слайда

Слайд 21: Комедии Мольера – фарсы, «высокие комедии», учащие достойному поведению, и комедии-балеты, где избранные зрители могли участвовать в танцах на сцене

Изображение слайда

Слайд 22: Театр Эпохи Просвещения

Главные жанры - мелодрама и комедия нравов. Театр все более достоверен, а зритель узнает себя в героях. Актеры часто обращаются с апартами в зал, высказывают мысли вслух. Для убедительной игры наблюдают за реальными людьми. Последний классицист во Франции – Вольтер В России трагедии и комедии создаются по французскому образцу Александр Сумароков переводит «Поэтическое искусство» Никола Буало и сам пишет пьесы, которые станут основой репертуара первого русского национального театра В Германии трагедии пишут Гете и Шиллер В Италии пишут комедии Карло Гоцци и Карло Гольдони

Изображение слайда

Слайд 23: Трагедии Вольтера «Заира» и «Магомет» - о веротерпимости, важности для человека умения обуять страсти и фанатизм и договориться с противником

Изображение слайда

Слайд 24: Фауст» Гете – не сколько о чудесах и магии, сколько о ищущем знаний и возможностей мятущемся человеке эпохи просвещения

Изображение слайда

Слайд 25: Реформа «комедии дель арте» Карло Гольдони, сделавшего маски жизненными и «сказки для театра» Карло Гоцци, доказавшие, что театр может быть увлекателен и поучителен без правдоподобия

Изображение слайда

Слайд 26: Основание русского государственного национального театра Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году

Изображение слайда

Слайд 27: Трагедии Александра Сумарокова(1717-1777) « Хорев », «Димитрий Самозванец» - о выборе между любовью и долгом, с опорой сюжета на отечественные исторические события

Изображение слайда

Слайд 28: Первый русский профессиональный актер, постановщик, директор императорского театра, Федор Волков (1729-1763)

Изображение слайда

Слайд 29: Русская драматургия эпохи Просвещения

Исторические трагедии в России создаются авторами-дворянами, с целью поучения правящих монархов и поднятия чувства патриотизма у публики. Яков Княжнин пишет трагедию «Вадим Новгородский» о приходе к власти Рюрика. Владислав Озеров пишет светлую трагедию «Димитрий Донской», о Куликовской битве, где центральное место- у невесты Дмитрия, Ксении Комедии нравов и характеров – у Дениса Фонвизина («Бригадир», «Недоросль»), Якова Княжнина («Несчастье от кареты»), Василия Капниста («Ябеда») Появляется жанр «комическая опера», где актеры поют, танцуют и разыгрывают любовные и бытовые сюжеты из жизни крестьян

Изображение слайда

Слайд 30: Эпоха Романтизма в театре

Конфликт - герой и общество, герой и мир «Чтобы выжить в мире зла, надо стать злом», появляется образ одинокого, демонического героя Драматурги и актеры показывают столкновение эпох, мировоззрений, поколений Отказ от рационального в пользу мистики и воображения. Мотив сказочного, фантастического, фольклорного соединяется с бытовым и обыденным. Персонификация зла, рока, неотвратимой судьбы. Образ «Черного человека».

Изображение слайда

Слайд 31: Байронический» герой. Дон Жуан, Манфред, Каин в пьесах Дж.Г.Байрона – в вечном поиске, борьбе с жестокой властью, движении, смятении чувств, но часто эгоистичны и погружены в себя

Изображение слайда

Слайд 32: Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина – точность психологических портретов и понимания человеческой природы, не смотря на время, место и действия

Изображение слайда

Слайд 33: Маскарад» М.Ю. Лермонтова и демонический герой его времени, Арбенин, сходный с Отелло. Ложь и лицемерие высшего света

Изображение слайда

Слайд 34: Великие русские актеры романтизма – Василий Каратыгин и Павел Мочалов. Каратыгин играл вдумчиво, сдержанно, много репетировал. Мочалов – доверялся интуиции и вдохновению, стихийной эмоции

Изображение слайда

Слайд 35: Н.В.Гоголь в юности мечтал быть актером, пробовал поступить на сцену Александринского театра. После успеха своих пьес писал актерам письма с разъяснениями. Предложил особую должность « хоровождь »-руководитель хора актеров, режиссер. Называл театр – кафедрой, с которой надо проповедовать добро

Изображение слайда

Слайд 36: Реалистическая школа игры. Великий русский актер Михаил Щепкин (1788-1863), изучающий жизнь, наблюдающий и думающий. Первый исполнитель ролей Городничего в «Ревизоре» и Фамусова в «Горе от ума». Возвысил на сцене «маленького человека». Убедительно играл Бабу Ягу

Изображение слайда

Слайд 37: Писатели журнала «Современник». К драматургии обращались Н. Некрасов, Ф.Достоевский, И.Тургенев, Л.Толстой. И в первую очередь – А. Островский

Изображение слайда

Слайд 38: Благодаря драматургии Островского на сцене появились сложные и яркие роли для актрис разных возрастов и обаяния. Любящие, сильные, терпеливые, властные, героические, страдающие, героини Островского покорили зрителя. Малый театр в Москве часто называют «Домом Островского»

Изображение слайда

Слайд 39: В XIX веке в Европе начинаются поиски в области режиссерского театра, где все объединено единым авторским замыслом, а актеры, текст пьесы, свет, звук, декорации ему подчиняются. Особенно успешна немецкая труппа « Мейнингенского театра» в 1860х годах. На их гастроли приходили Островский и молодой Станиславский

Изображение слайда

Слайд 40: Во Франции эпоху Режиссерского театра открывает Андре Антуан, создатель «Свободного театра»(Театр Либр ). Его постановки и игру актеров отличала достоверность, натурализм и применение «четвертой стены», когда актеры играют так, будто никакого зрителя нет, а они просто живут. Антуан ставит пьесы Г.Ибсена, Л.Толстого, Г.Гауптмана, М.Горького и др

Изображение слайда

Слайд 41: Шведский драматург и постановщик Август Стриндберг предлагает идею «Интимного театра»

Впервые уход от большой сцены – к маленькому залу, к камерной сцене Спектакли в 1 акт, без антрактов, чтобы зритель не терял напряжения от перерыва в действии Рядов в зале немного, зрители близко к актерам – поэтому видны мимика, мелкие детали Темы спектаклей – не грандиозные, общемировые, а частные, семейные – сложные отношения между мужем и женой, между влюбленными, между родителями и детьми, между людьми, которые любят и ненавидят друг друга одновременно.

Изображение слайда

Слайд 42: В противовес натурализму, «жестокой правде жизни» на сцене, в последней трети XIX века зарождается Символистский театр, где нет конкретного быта, предмета, где многое мнимо и показано условно, через метафоры и символы, светом, звуком, поэтическим языком иносказаний. Но цель – все равно говорить о реальности и человеке в мире

Изображение слайда

Слайд 43: Огромное влияние на становление и развитие отечественного и мирового режиссерского театра оказал Константин Станиславский (Алексеев) (1863-1938), актер, режиссер, педагог, создавший Систему обучения актера, которой пользуются до сих пор

Изображение слайда

Слайд 44: В 1898 году спектаклем «Царь Федор Иоаннович» по пьесе А.К.Толстого Открывается МХТ – Московский Художественный театр, организованный Константином Станиславским (актером, педагогом) и Владимиром Немировичем-Данченко (драматургом, журналистом, постановщиком, педагогом). На сцене достоверность, слаженная работа актерского ансамбля и русская действительность времен Смутного времени

Изображение слайда

Слайд 45: После успеха исторической трагедии, МХТ выпускает «Чайку» А.П.Чехова, уникальную, не похожую на привычную комедию пьесу, ставшую символом театра

Изображение слайда

Слайд 46: Ученик Станиславского, актер МХТ Всеволод Мейерхольд (1874-1940), вскоре уходит из театра и открывает свой путь – условного, масочно -игрового, символистского театра, тяготеющего не к «жизни», а к «балагану». Ставит пьесы М.Лермонтова, А.Блока, В.Маяковского

Изображение слайда

Слайд 47: Мейерхольд обращается к приемам конструктивизма, почти пустой сцены, предлагает принцип физической подготовки актера к роли – «биомеханику», использует пантомиму, маски, гротескную игру и плакатность, универсальный костюм для всех актеров. Подобные новые приемы будут особенно востребованы после 1917 года

Изображение слайда

Слайд 48: Второй волной» отечественной режиссуры стали Евгений Вахтангов, Александр Таиров, Константин Марджанов, Николай Евреинов, Федор Комиссаржевский. У каждого был свой стиль и особый подход к театру, оказавшие влияние на современную сцену, в том числе на зарубежную

Изображение слайда

Слайд 49: Во время Великой Отечественной войны театральная жизнь страны не прекращалась

Большинство театров Москвы и Ленинграда были эвакуированы, но некоторые продолжали работать. Артисты театра, кино, эстрады, которые не ушли на фронт, ездили на передовую с концертами и даже полноценными спектаклями В эвакуации продолжались постановки спектаклей, съемка фильмов с актуальными сюжетами, призванными укрепить дух граждан, показать, что нельзя сдаваться и падать духом. Часто ставились исторические спектакли, комедии и музыкальные комедии, писались пьесы. Некоторые из них сейчас совсем забыты, а некоторые известны до сих пор – например драматургия Евгения Шварца, или пьеса Гладкова « Давным давно», про девушку Шурочку, убежавшую в мундире гусара бороться с Наполеоном( Мы знаем этот сюжет по фильму Э.Рязанова «Гусарская баллада»)

Изображение слайда

Слайд 50: Вторая половина ХХ века в театре – время не театральных систем, а режиссерских почерков. Театры обновляются с приходом новых режиссеров. Так, Ленинградский театр БДТ расцвел с приходом Георгия Товстоногова, ставящего и классику (Достоевского, Горького), и мюзиклы, и современных молодых драматургов (Вампилова, Володина)

Изображение слайда

Слайд 51: Театр на Малой Бронной в Москве стал на долгое время театром психологически пронзительных спектаклей Анатолия Эфроса

Изображение слайда

Слайд 52: Отказавшись от принципов театра Станиславского, впервые в России стал ставить по принципам «отстранения» Бертольда Брехта Юрий Любимов в театре «На Таганке». Отстранение – это когда актер говорит то от лица своего героя, то от своего собственного, обращаясь прямо в зал. Такие спектакли – всегда остро социальные, проблемные, а сцена не требует сложного оформления

Изображение слайда

Последний слайд презентации: История европейского театра: заключение

Можно назвать еще много важных для русского театра имен поколения «шестидесятников» - Игоря Владимирова, Зиновия Корогодского, Олега Ефремова, Льва Додина и др. В зарубежном театре особое, легендарное место – у мэтров – Джорджо Стрелера, Питера Брука, Жана Виллара, Арианы Мнушкин, Петера Штайна. История театра содержит множество легендарных имен и открытий, но она пишется до сих пор. Современные постановщики постоянно обращаются к опыту прошлого, но понимают, что делают спектакли для сегодняшнего зрителя, часто весьма сведущего в театральных приемах, и поэтому сценическое искусство продолжает развиваться и осваивать новые формы, не забывая о классике и «священной» природе театра.

Изображение слайда

Похожие презентации