Первый слайд презентации: Художественная культура России первой половины XIX века
Расцвет русской культуры, распространение домашних спектаклей и музыкальных вечеров, интерес к чтению, коллекционированию и т.д. Усложнение культурной жизни, усиление взаимовлияния различных областей культуры – литературы и истории, философии и литературы, живописи и музыки. Быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных стилей. Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года.
Классицизм Ампир Сентиментализм Романтизм 30-е – 50-е годы – реализм
Господствующее направление – классицизм. Его вершиной являлся ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от имперского Рима. Важный элемент архитектуры ампира – скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В 30-е годы, с началом упадка ампира, начинает распространяться «русско-византийский» стиль.
Слайд 5: Русская архитектура первой половины XIX века
Андреян Дмитриевич Захаров (1761 – 1811) Адмиралтейство (Санкт-Петербург) Горбатый мост в Гатчине
Слайд 6: Русская архитектура первой половины XIX века
Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814) Казанский собор в Петербурге (1801 -1811)
Слайд 7: Русская архитектура первой половины XIX века
Карл Иванович Росси (1775 – 1849) Здание Главного ш таба и ансамбль Дворцовой площади Михайловский дворец (здание Русского музея) в Санкт-Петербурге (1817 – 1825)
Слайд 8: Русская архитектура первой половины XIX века
Огюст Монферран (1786 – 1858) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (1818 – 1858) Александровская колонна (1834)
Слайд 9: Русская архитектура первой половины XIX века
Образ Александровской колонны использовал в своем произведении «Памятник» А.С. Пушкин: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
Слайд 10: Русская архитектура первой половины XIX века
Осип Иванович Бове (1784 – 1834) Большой театр (1821 – 1825) и Триумфальные ворота (1829 – 1834) в Москве
Слайд 11: Русская архитектура первой половины XIX века
Константин Андреевич Тон (1794 – 1881) Храм Христа Спасителя (1839 – 1883) Оружейная палата (1851) Николаевский (Ленинградский) вокзал (1844 – 1849)
Слайд 12: Изобразительное искусство первой половины XIX века
Петр Карлович Клодт (1805 – 1867) Квадрига Аполлона на здании Большого театра в Москве Скульптурное оформление Нарвских триумфальных ворот в Петербурге Скульптурное оформление Аничкова моста в Петербурге
Слайд 13: Изобразительное искусство первой половины XIX века
«И был «Последний день Помпеи» для русской кисти первым днем!» Е. А. Баратынский «Последний день Помпеи», 1830—1833 Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852)
Слайд 14: Изобразительное искусство первой половины XIX века
«Всадница» (1832) – портрет возлюбленной Брюллова – Юлии Павловны Самойловой
Слайд 15: Изобразительное искусство первой половины XIX века
Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836) Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид. А.С. Пушкин
Слайд 16: Изобразительное искусство первой половины XIX века
Портрет В. А. Жуковского (1815) Портрет А. С. Пушкина (1827)
Слайд 17: Изобразительное искусство первой половины XIX века
«Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль», 1844 Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857)
Слайд 18: Изобразительное искусство первой половины XIX века
Портрет А. С. Пушкина (1827) «Золотошвейка» (1826) «Кружевница» (1823)
Слайд 19: Изобразительное искусство первой половины XIX века
«Явление Христа народу», 1837-1857 Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858)
Слайд 20: Изобразительное искусство первой половины XIX века
Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) «Сватовство майора», 1849
Слайд 21: Изобразительное искусство первой половины XIX века
« Свежий кавалер», 1846 «Завтрак аристократа», 1849
Слайд 22: Русская музыка первой половины XIX века
Катарино Камилло Кавос (1775 – 1840) «Иван Сусанин», 1815 Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) «Жизнь за царя», 1836 Русская музыка испытала на себе колоссальное влияние героического 1812 года. Под влиянием патриотического подъема композиторы все чаще стали обращаться к героическим сюжетам русской истории.
Слайд 23: Русская музыка первой половины XIX века
Народные мотивы звучали в музыкальных произведениях А.Е. Варламова, А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева. Рождение жанра народно-бытовой психологической драмы ознаменовало появление оперы А.С. Даргомыжского «Русалка). Александр Александрович Алябьев (1787 – 1851) Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)
Слайд 24: Русский театр первой половины XIX века
20-е – 30-е годы XIX века – романтическая школа театра. Крупнейший представитель – Павел Степанович Мочалов, снискавший славу ролями Гамлета (в одноименной трагедии У. Шекспира) и Фердинанда (в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь». Павел Степанович Мочалов (1800 – 1848)
Слайд 25: Русский театр первой половины XIX века
40-е годы – развитие реалистического направления в театре. В драматургии оно было связано с произведениями А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского. Основоположником реализма на русской сцене стал Михаил Семенович Щепкин. Михаил Семенович Щепкин (1788 – 1863)
Слайд 26: Русский театр первой половины XIX века
Большой театр в Москве Малый театр в Москве Александринский театр в Санкт-Петербурге