Концепции информационного общества Ёнедзи Масуды и Мануэля Кастельса — презентация
logo
Концепции информационного общества Ёнедзи Масуды и Мануэля Кастельса
  • Концепции информационного общества Ёнедзи Масуды и Мануэля Кастельса
  • Новые тенденции
  • Концепция информационного общества
  • Ёнедзи Масуда
  • Концепция Е. Масуды
  • Концепция Е. Масуды
  • Концепция Е. Масуды
  • Концепция Е. Масуды
  • Концепция Е. Масуды
  • Мануэль Кастельс
  • Концепция Мануэля Кастельса
  • Концепция Мануэля Кастельса
  • Концепция Мануэля Кастельса
  • Концепция Мануэля Кастельса
  • Вывод:
1/15

Подготовила: студентка группы И/б-18-1-о, Лианна Абдуллина

Изображение слайда

70–90-е годы 20 века характеризуются большим возрастанием в мире роли информационных технологий, формированием единой информационной инфраструктуры, усилением влияния техники в целом. Традиционные идеологии и механизмы принятия политических решений начинают рассматриваться как некомпетентность и отсталость. Как следствие, в таких условиях рождается ряд концепций информационного общества. Новые тенденции

Изображение слайда

Информационная концепция является производной от концепций постиндустриального общества. Последняя является более универсальной, так как описывает целый комплекс социокультурных изменений и показывает вектор социального развития от доиндустриального к постиндустриальному обществу. В концепциях же информационного общества делается акцент на степени развития информационных технологий, а в качестве главного фактора общественного развития рассматривается производство и использование научно-технической и иной информации. Концепция информационного общества

Изображение слайда

Слайд 4: Ёнедзи Масуда

Одна из наиболее интересных и разработанных концепций информационного общества принадлежит японскому ученому, в том числе в области социологии, Ёнэдзи Масуда. Основные принципы и особенности грядущего общества представлены в его книге «Информационное общество как постиндустриальное общество» 1983 года. Ёнедзи Масуда Масуда Ёнедзи (1905-1995) – японский ученый, социолог и футуролог, основатель и президент Института информационного общества в Токио. Профессор нескольких японских и американских университетов, советник многих ведущих информационных корпораций и государственных учреждений.

Изображение слайда

Слайд 5: Концепция Е. Масуды

Показательно, что его почти хрестоматийный сегодня труд «Информационное общество как постиндустриальное общество» 1981 года отталкивалось не от теоретических рассуждений, а от реальной практики. В нем автор тщательно рассматривает состояние японского общества, проекты развития его коммуникационной инфраструктуры и информационной промышленности. Он анализирует различные аспекты будущего общества. Главный посыл Ё. Масуды сводится к утверждению о том, что «инновации в информационных технологиях - это скрытая сила социальной трансформации, которая выражается в радикальном увеличении количества и качества информации, а также в росте объемов информации ». Также следует отметить, что Ё. Масуда рассматривает создаваемое информационное общество не только в экономическом, но и в социально-политическом измерении. Полезность информации становится для японского исследователя главным критерием общественного строя. Концепция Е. Масуды

Изображение слайда

Слайд 6: Концепция Е. Масуды

Информация рассматривается Масудой как экономическая категория и как общественное благо, трансформирующее в прогрессивном направлении все сферы социокультурной жизни. Фундаментом нового общества станет, но мнению автора, компьютерная технология, главная функция которой видится им в замещении либо значительном усилении умственного труда человека. Информационно-технологическая революция будет быстро превращаться в новую производственную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной и систематизированной информации, новых технологий и знания. Благодаря чему возрастет возможность решения насущных проблем и развития сотрудничества. Ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет распространяться с помощью новых телекоммуникационных технологий. Концепция Е. Масуды

Изображение слайда

Слайд 7: Концепция Е. Масуды

Автор утверждает, что грядет новый тип общества, где все аспекты развития личности – образование, профессиональный рост, экономическая деятельность, реализация политической активности, сфера досуга — будут осуществляться в информационной сфере. Уделяя особое внимание трансформации человеческих ценностей в глобальном информационном обществе, Масуда предполагает, что оно будет по сути бесклассовом и бесконфликтным, это будет общество согласия с небольшим правительством и государственным аппаратом. Он пишет, что в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время. Концепция Е. Масуды

Изображение слайда

Слайд 8: Концепция Е. Масуды

В его понимании высокоиндустриальное общество определяется как такое, где развитие компьютеризации предоставит людям доступ к надежным источникам информации и избавит их от рутинной работы, обеспечив высокий уровень автоматизации производства. При этом существенные изменения коснутся непосредственно самого производства, в результате которых его продукт станет более «информационно емким», что приведет к значительному увеличению доли инноваций, дизайна и уменьшении его стоимости. Концепция Е. Масуды

Изображение слайда

Слайд 9: Концепция Е. Масуды

Однако в концепции Масуды был сделан акцент на технологическом развитии общества, в то время как социокультурные аспекты его развития остались в тени. Концепция Е. Масуды

Изображение слайда

Слайд 10: Мануэль Кастельс

Испанский социолог М. Кастельс в качестве отправной точки своих размышлений использует глобальную экономику и международные финансовые рынки как основные признаки формирующегося нового миропорядка. Его фундаментальное исследование, изложенное в трехтомной работе «Информационная эра: экономика, общество и культура» 1996—1998 гг., посвящено развернутому анализу современных тенденций. Эти тенденции и приводят к формированию основ нового общества, которое он назвал «сетевым». Мануэль Кастельс

Изображение слайда

Слайд 11: Концепция Мануэля Кастельса

Кастельс определяет культуру информационного общества как культуру «реальной виртуальности». Она образует систему, в которой реальный человеческий опыт погружается в систему виртуальности, который образуется выдуманными, виртуальными образами. Наиболее ярким воплощением культуры информационного общества является Интернет, обладающий собственным пространством («киберпространством») и «вневременным временем». Кастельс утверждает, что именно эти характеристики, а не производство услуг как в постиндустриальном обществе, являются основными чертами информационного общества. Он доказывает, что информационную стадию развития характеризуют принципиально новые черты — в том числе качественная способность оптимизировать сочетание и использование факторов производства на основе знания и информации. Концепция Мануэля Кастельса

Изображение слайда

Слайд 12: Концепция Мануэля Кастельса

Исходя из того, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всевозможные преграды и границы, информационная эра рассматривается им как эпоха глобализации. При этом сетевые структуры становятся одновременно и средством, и результатом глобализации общества. Кастельс неоднократно обращает внимание на тот важный момент, что информация и обмен информацией сопровождали развитие цивилизации на протяжении всей истории человечества и имели особое значение во всех обществах. В то же время, зарождающееся новое общество строится таким образом, что сбор, анализ и передача необходимой информации стали «фундаментальными источниками производительности и власти». Концепция Мануэля Кастельса

Изображение слайда

Слайд 13: Концепция Мануэля Кастельса

По мнению М. Кастельса, информациональное общество отличается от индустриального тем, что оно стремится не к производству товарной массы из всех доступных сырьевых источников, а к богатству знаний, черпаемых из информационных ресурсов, в целях максимального использования высокоразвитой техники для удовлетворения запросов ее пользователей. Если «индустриализм ориентирован на экономический рост, то есть на максимальный выпуск продукции», то « информационализм направлен на накопление знаний и к более высоким уровням сложности обработки информации» М. Кастельс затрагивает не только технологический и экономический аспекты, но и более широкие факторы, влияющие на современное общество: урбанизм, демографию и т.д. Говоря об информационном обществе, исследователь имеет в виду так называемые взаимоотношения «человек - Сеть» («индивидуализм-всеобщность»), к которым и обращается в своей монографии «Информационная эпоха. Экономика, общество и культура»: «Как объединить новые технологии и коллективную память, универсальную науку и общинную культуру, страсти и разум - И действительно, как И почему мы наблюдаем во всем мире противоположную тенденцию, а именно увеличение дистанции между глобализацией и идентичностью, между Сетью и «Я »». Концепция Мануэля Кастельса

Изображение слайда

Слайд 14: Концепция Мануэля Кастельса

Таким образом, Кастельс считает компьютерную коммуникацию принадлежностью исключительно образованной и экономически обеспеченной части населения наиболее развитых стран. Чаще всего это население больших, наиболее высокоразвитых метрополисов, которое в глобальном масштабе выступает в качестве элиты. Именно эта часть общества и проявляет глубокий интерес к использованию мультимедиа для доступа к информации, политической деятельности и образованию. Концепция Мануэля Кастельса

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Концепции информационного общества Ёнедзи Масуды и Мануэля Кастельса: Вывод:

Таким образом, информационное общество - это социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Информационное общество можно определить и как явление, «отражающее объективную тенденцию нового витка эволюции цивилизации, связанного с появлением новых информационных технологий. Обе концепции информационного общества делают акцент на степени развития информационных технологий, в качестве главного фактора общественного развития рассматривая производство и использование научно-технической и иной информации. И в этой области обоих авторов связывает единое мнение, о том, что производство именно информационного, а не материального продукта, будет движущей силой образования и развития нового информационного общества. Вывод:

Изображение слайда

Похожие презентации