Культура восточных славян — презентация
logo
Культура восточных славян
  • Культура восточных славян
  • План:
  • Культура восточных славян
  • Культура восточных славян
  • Общие условия развития культуры.
  • Культура восточных славян
  • Основные занятия крестьян Скотоводство и земледелие
  • Культура восточных славян
  • Духовная культура Вероисповедание
  • Культура восточных славян
  • Письменность славян
  • Культура восточных славян
  • Библиография:
1/13

Первый слайд презентации: Культура восточных славян

Выполнила: Будкина Анна Группа Б-ПРЛ-11

Изображение слайда

Слайд 2: План:

1) Начало развитие культуры Обособление славян Общие условия развитие культуры 2) Основные занятия славян : скотоводство и земледелие 3) Духовная культура Вероисповедование Письменность славян

Изображение слайда

Слайд 3

Начало развития культуры. Обособление славян. Начало процесса обособления славян из древней индоевропейской общности относят к II тыс. до н.э. В греческих, римских, арабских, византийских источниках начала нашей эры  славяне упоминаются под именами венедов, антов, склавинов. Постепенно выделяются три этнических ветви – южная  (болгары, сербы, хорваты и др.), западная (чехи, словаки, поляки) и восточная  (русские, украинцы, белорусы). В VI–VII вв. в результате великого переселения народов восточные славяне расселились на территории от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге  по берегам крупных рек и озер (на правом берегу Днепра – поляне; в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи; в бассейне верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки – вятичи и т.д.). Названия племен происходили либо от названий мест­ности (поляне,  бужане ), либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи)

Изображение слайда

Слайд 4

В начале IX в. на базе союза славянских племен древлян, дреговичей, радимичей, частично северян и кривичей оформилось качественно новое образование - Древнерусское государство. Следующие события IX-X вв. сыграли колоссальную роль в развитии общества и культуры восточных славян: образование древнерусского государства, Киевской Руси, принятие христианства при князе Владимире, крещение Руси в 988 г. и обретение славянской письменности стали мощной основой дальнейшего прогресса в землях восточных славян. Государство возникло как результат многовекового исторического развития восточных славян. Племенное объединение полян, очевидно, составило сто основу, что подтверждается археологическими исследованиями. Более развитое, чем в других славянских землях, комплексное хозяйство полян было основано на плужном земледелии и домашнем скотоводстве, высоком уровне развития ремесла. Здесь уже несколько столетий существовал племенной союз, шли процессы объединения отдельных племен, сложение единого языка, культуры, возникла имущественная и социальная дифференциация: выделился класс дружинников, формировался аппарат власти

Изображение слайда

Слайд 5: Общие условия развития культуры

Культура восточных славян складывалась  под  воздействием естественно-географических  факторов. Восточноевропейская равнина простиралась на 90 тысяч квадратных миль (площадь более чем десяти Франций), обладала богатейшими природными ресурсами. Главной отличительной чертой  равнины было однообразие, что обусловило схожесть хозяйственного уклада, общественной жизни, становления традиций. Славянские племена занимали  преимущественно лесную и лесостепную зону со сложной системой рек, множеством озер и болот. Территории, пригодные для проживания были небольшими, где поселялось несколько семей (территориальная семейная община). Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. В задачу общины входило  следить за правильным распределением и использованием земли (община называлась «вервь»,  от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах), а также  организовывать трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки.

Изображение слайда

Слайд 6

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья, опиравшиеся на дружину и бывшую родовую верхушку. Князь передавал своим приближенным права на владение землей за службу. В бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Таким образом, в VI–IX вв. славянские народы переживают стадию разложения общинно-родового строя, формирования феодальных отношений и становления классового общества, завершившуюся образо­ванием Древнерусского государства в IX веке. Русские города, по мнению В.О. Ключевского, тоже обязаны своим появлением торговле. Первоначально они возникают как сборные торговые пункты, где собираются охотники и бортники для обмена, которые получили название погостов (в христианской традиции – кладбища). Из этих крупных рынков выросли  Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород. Ладога, Псков, Белоозеро, Ростов. Уже в VII в. иноземные путешественники называли Русь – « Гардарик », страна городов. Постепенно, вполне самостоятельно друг от друга формируются два центра северной и южной Руси – Новгород и Киев.

Изображение слайда

Отправным моментом развития русской культуры является эпоха становления государственности. Стоит отметить, что восточные славяне издревле были земледельческим народом Основным населением Древней Руси были земледельцы. Однако поселения деревенского типа пока изучены плохо. Поселения, как правило, располагались на высоких берегах небольших рек, в поймах которых были пашни и луга. Сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, из технических культур возделывали лен и коноплю, выращивали капусту и другие овощи. Находки костей животных свидетельствуют о том, что в IX-XII вв. разводили коров, овец, свиней и лошадей. Из птиц были известны куры, утки и гуси. Из хозяйственного инвентаря найдено большое количество древнерусских серпов, коротких кос-горбуш, зернотерок, железных наконечников, наральников для сохи.

Изображение слайда

Слайд 8

Природные условия обусловили и основные занятия восточных славян. Развивается земледелие и скотоводство. В южных районах ведущей системой земледелия был «перелог», когда  участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили («перекладывались») на новое место. На большей части территории была распространена подсечно -огневая система (выкорчевывали деревья, сжигали и пользовались землей до ее истощения, через  2–3 года осваивали новый участок). С открытием железа появляются плуг и соха, начинают использовать рабочий скот в качестве тягловой силы, что позволило повсеместно перейти к более прогрессивному пашенному земледелию. Жизненно   важными становятся промыслы –  ловля   пушных  зверей, рыбы, бортничество, что, в свою очередь, обеспечило развитие торговли. Русские реки были важнейшими международными артериями. Славянские земли оказались на пересечении торговых путей: со странами Востока – Великий Волжский путь, через Хвалынское (Каспийское) море и с Византией – Днепровский путь.

Изображение слайда

Древние славяне были язычниками. В глубокой древности у них был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Велес — покровитель скотоводства; Мокошь, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл — бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства. Нет точных данных о языческих жрецах, видимо, ими были летописные волхвы, боровшиеся в XI в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах капищах, богам приносились жертвы. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

Изображение слайда

Слайд 10

Князь Владимир Святославич пытался укрепить языческую веру, а вместе с ней и свою княжескую власть. С этой целью в 980 г. был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир произвел своеобразную духовную революцию сверху — ввел в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. Единобожная (монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно связанная со светской властью, позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и Древнерусского государства. Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним из самых значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многом определен путь развития России на много столетий вперед.

Изображение слайда

Древнеславянские племена объединяло общее древнее наречие – праславянский язык, из которого выросли отдель­ные славянские языки. Однако родство слов в языках оставалось столь явным, что даже послужило, по мнению некоторых исследователей, причиной общего названия говоривших на них народов – «славяне». Восточные славяне задолго до крещения пользовались начатками письменности. Археологические раскопки открывают немало древних предметов (сосудов, надгробий, монет), которые покрыты изображениями, напоминающими письменность. Однако их объяснение, видимо,  дело будущего. О наличии у славян навыков письма сообщают древние греческие и арабские авторы: указывается, что славяне оставляли на могилах надписи с именами усопших, что знаки письма использовались при прорицаниях будущего, что у послов были некие «грамоты», что даже завещания составлялись в письменном оформлении. В житиях Кирилла и  Мефодия  говорится, что святой Кирилл в Херсонесе ( Корсуни ) познакомился с текстами Евангелия и Псалтыри, которые были записаны « русьскыми   письмены ».

Изображение слайда

Слайд 12

Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература: множество переводных (с греческого) сочинений, прежде всего, конечно, богословского характера: Библия, богослужебные книги, произведения «отцов церкви» (Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого), жития святых. Книги эти были написаны в основном на древнеболгарском языке. Этот язык, который часто именуется церковнославянским, хотя и отличался от древнерусского весьма существенно, но был хорошо понятен на Руси. Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной. Самое, пожалуй, древнее из известных произведений древнерусской литературы — «Слово о Законе и Благодати». Его автором был митрополит киевский Иларион, оратор, писатель, церковно-политический деятель. Это был первый представитель Киевской Руси, занявший митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно назначались греки. «Слово» отличается исключительной важностью идейно-политического содержания и совершенством формы. Его основной идеей является апология Русской земли и утверждение превосходства совсем еще молодого русского православия над старым византийским. Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Он организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. При нем были канонизированы первые русские святые — князья братья Борис и Глеб, погибшие но время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.).

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Культура восточных славян: Библиография:

1) https:// www.rsu.edu.ru 2) https:// studme.org 3) https:// compendium.su

Изображение слайда

Похожие презентации