Первый слайд презентации: КУЛЬТУРА XVI века
Слайд 2: Литература и просвещение
Жанр. автор произведение Содержание Оформление идеи «Москва – третий Рим» - послания игумена Филофея великому князю Василию III. Летописание Сказание о князьях владимирских Московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. Сказание о Владимире Мономахе Получение Владимиром Мономахом царских регалий от деда. Византийского императора Константина Мономаха. Лицевой лепописный свод ( Никоновская летопись). 10 томов. 16 тысяч миниатюр на 10 тысячах листов. Обзор всемирной истории от сотворения мира до середины XVI века. Обосновывается мысль о том, что Русь является наследницей древних монархий Алексей Адашев Летописец начала царства Описание первых лет правления Ивана Грозного, взятие Казани, реформы и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. 1560-1563 гг. Степенная книга. Митрополит Афанасий. Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, от Владимира I до Ивана IV. Правление каждого из потомков Рюрика являлось ступенью («степенью») в восхождении к славе.
Слайд 3: Литература и просвещение
Жанр. Автор. Произведение Содержание Публицистика Иван Пересветов Сказание о царе Константине. Сказание о Магомете- Салтане. Изложил свою программу преобразований в стране. Размышлял о смысле и правде жизни, Рассуждал о сильной государственной власти, создал образ идеального правителя. Высказывал мысль о возвышении людей по заслугам, а не по богатству и знатности. Андрей Курбский История о великом князе Московском. 1573 год. Переписка с Иваном Грозным. Идея просвещенной сословной монархии и народного представительства. Критика царя за отход от политики реформ и произвол, убеждая его в необходимости почитания законов. «Царь должен искати добраго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек». Хронограф 1512 год. Изложение событий от сотворения мира до падения Византии и раскрытие особой роли Руси в истории христианских народов. Отличается от летописи повествовательностью изложения и сильном уклоне в нравоучительность. Протопоп Сильвестр Домострой 3 главы: религия, семья, домоводство. Энциклопедия домашнего хозяйства, и моральных норм, определявшая поведение человека, его обязанности в семье и обществе.
Слайд 4: Литература и просвещение
Жанр. Автор. Произведение Содержание Жития. Митрополит Макарий Четьи – Минеи. 70-е годы. 12 томов. Свод всей житийной литературы и произведений русской средневековой письменности, одобренных православной церковью. Четьи – это церковные рукописные книги, предназначенные для назидательного чтения. Минеи – сборники, в которых сочинения расположены по месяцам, а внутри – по дням. Исторические повести Казанское взятие. Повесть о Молодинском сражении,1572г. Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков,1581г. Героическая тематика
Слайд 5
жанр произведения Руководства по грамматике и арифметике Начала грамоты греческой и русской, Беседа об учении грамоте. Максим Грек (Михаил Триволис ) «Книга, рекома по – гречески Арифметика…а по-русски цифирная счетная мудрость» Букварь. И. Федоров,1574г. во Львове (ученик – Андроник Невежа) Календари праздников Пасхалии Геннадия, Зосимы; Круг миротворный Агафона; Зрячая пасхалия Ермолая- Еразма Хождения 1525г. –разговор дипломата Дмитрия Герасимова с Павлом Новокомским (мысль о возможности пути в Индию через СЛО) 1558-1561гг. -Хождение посла и купца Василия Позднякова ( Константинополь,Иерусалим,Египет )
Слайд 6
Куляшова И.П. 2007 г «ДОМОСТРОЙ» автор священник Сильвестр. середина XVI в: Свод житейских правил и наставлений на основе патриархальных порядков с беспрекословным подчинением главе семьи . «МИНЕИ ЧЕТЬИ» (греч- ежемесячные чтения) - собрание жизнеописаний отцов церкви, житий святых для ежедневного чтения. Составлено под руководством митрополита Макария в 30—40-е гг. XVI в., включает 12 томов, каждый из которых соответствует определенно му месяцу и разбит по дням. «Минеи Четьи» имеют 27 тыс. страниц рукописного текста, украшенных орнаментами.
Слайд 8: Книгопечатание
Иван Фёдоров (родился между 1510 и 1530 гoдами, умер в 1583). 1564 – изобретение книгопечатания.
Слайд 9
Куляшова И.П. 2007 г Первопечатник в России – Иван Фёдоров. 1564 – начало книгопечатания на Руси. Помощник – Пётр Мстиславец. Первая печатная книга, вышедшая в России,— «Апостол» ( 1564 ). 1565 г – «Часослов» - сборник ежедневных молитв. Всего в XVI в было издано 20 книг.
Слайд 10: Первые книги
Апостол – 1564 ( богослужебная книга, содержащая: части Нового Завета — «Деяния» и «Послания святых апостолов») Часослов – 1565. Первый букварь 1574.
Слайд 11: Московский Апостол
Слайд 14
В последние годы жизни талантливый русский первопечатник Иван Федоров разрабатывает разборную модель пушки, и даже предлагает её Саксонии и Австрии. Правителям этих государств разработка не приглянулась.
Слайд 15: Наука
Пасхалии – таблицы с указание дат Пасхи. Географические знания получали по писцовым, межевым, посольским землям. Исторические знания отражены в хроногрофах. Появляются руководства по солеварению.
Слайд 16: Живопись
Стирание границ местных школ Усиление светских элементов Господствовала московская школа
Слайд 17
Дионисий с сыновьями и соратниками – Успенский собор и Ферапонтов Монастырь (фрески собора Рождества Богородицы) Росписи стали посвещать историческим событиям(светский элемент), собор1553-1554гг. разрешил изображать лица князей, «бытийное письмо»: сер.16в. – икона «Церковь воинствующая» (воспевает в аллегорической форме взятие Казани, Ивана Грозного) Фрески Грановитой палаты (возвышение Бориса Годунова) Конец16-17 век – иконы «Строгановского письма» : Прокопий Чирин, Истома Савин, Палехские мастера Миниатюрность, изящество, праздничность, виртуозность, изощренность Вывод: с одной стороны растет мастерство, совершенствуется техника, с другой стороны – теряется широкое дыхание, монументальность, глубина живописи. Книжная миниатюра
Слайд 18
Дионисий с сыновьями и соратниками Ферапонтов Монастырь (фрески и иконы собора Рождества Богородицы) Воскресение – Сошествие во ад. Дионисий и мастерская Иоанн Предтеча Богоматерь Одигитрия
Слайд 19
Дионисий и мастерская Успенский собор Митрополит Петр с житием Митрополит Алексий с житием
Слайд 22: Архитектура
Кремлевский ансамбль Успенский собор,1475-1479 - Аристотель Фиораванти, Грановитая палата - остаток от Княжеского дворца - Пьетро Солари и Марко Руффо ( Фрязин ), Архангельский собор,1505-1508- Алевиз Новый Благовещенский собор 1484-1489гг, церковь Ризоположения 1484-1486гг.-псковские мастера Колокольня Ивана Великого 1505-1508гг.,1600г. 1485-1495гг – крепостные стены, 18 башен, мерланы – итальянские «ласточкины хвосты» 1530-е гг. –стена Китай-города ( Петрок Малый, итал.) 1585-1593гг. -стена Белого города Ф.Коня (в пределах Бульварного кольца) Кон.16в. – Скородом – деревянные стены на Земляном валу(Садовое кольцо).
Слайд 24
Благовещенский собор Московского Кремля 1484-1489гг.(псковские мастера) Успенский собор Московского Кремля 1475-1479гг.( Аристотель Фиораванти )
Слайд 27
Куляшова И.П. 2007 г Архангельский собор 1505-1508 был до начала XVIII в. усыпальницей московских князей и царей, архитектор Алевиз Новый Здесь покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, цари Михаил и Алексей Романовы. В раках хранятся мощи святых - князя Михаила Черниговского и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, убитого в Угличе.
Слайд 31
Куляшова И.П. 2007 г колокольня Ивана Великого 1505-1508 гг Архитектор Бон Фрязин. Высокий стройный столп из двух поставленных один на один восьмигранников (походила на русские сторожевые башни). 1532 – звонница для тяжёлых колоколов. Арх. Петрок Малый. 1624 – Филаретовская пристройка арх. Бажен Огурцов.
Слайд 32
По образцу Успенского собора Московского Кремля строятся: 1525г. – Смоленский собор Новодевичиего монастыря в Москве Успенский собор Троице-Сергиева Монастыря 1568-1570гг.- Софийский собор в Вологде
Слайд 33
Появляются храмы шатрового типа по образцу деревянных церквей: 1532г. – церковь Вознесения в селе Коломенское 1555-1561гг. –Покровский собор ( Барма и Постник) 1565г. – деревянные хоромы купцов Строгановых в Сольвычегодске Храм св.Троицы (Преображенский) в Вяземах в имении Бориса Годунова Крепостные сооружения в Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске, Коломне, Смоленске.
Слайд 34
Куляшова И.П. 2007 г Шатёр – завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов, крылец, ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Построена в 1532 г., в честь рождения наследника Василия III - будущего царя Ивана Грозного. Высота около 62 м с крестом Здание выстроено из кирпича, почти все архитектурные детали выполнены из белого камня. Шатер выложен из кирпича, с незначительным отступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему. «… Бе же та велми чюдна высотою и светлостью, такова не бывала прежде того на Руси», - писал летописец.
Слайд 37
Куляшова И.П. 2007 г Храм Василия Блаженного. (Покровский собор). 1555—1561. . З одчие Барма и Постник построен в честь взятия русскими войсками Казани. Сначала собор был окрашен в белый цвет, и только в XVII в получил пёструю окраску. Соединение переходами, галереями девяти различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое русское государство.
Слайд 39: Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер», один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками
каменные стены и башни Белого города Москвы (1585—1593; по линии нынешних бульваров) мощные городские стены Смоленска (1596—1602);
Слайд 40
Куляшова И.П. 2007 г Смоленский Кремль конец XVI в архитектор Фёдор Конь. . «ожерелье земли русской»
Слайд 41: Андрей Чохов (около 1545 — 1629)
выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик. Более 40 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в том числе Царь-пушку (1586).
Слайд 42: Царь Пушка
Средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году Изначально задуманная для обороны Кремля oт зaхвaтчикoв, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.
Слайд 44
ОБРАЗ ЭПОХИ И.Е.Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1883-1885 гг.
Слайд 45
ОБРАЗ ЭПОХИ В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. 1895 г.
Последний слайд презентации: КУЛЬТУРА XVI века: Выводы
Становление единых стилей В процессе централизации закладывается фундамент российской многонациональной культуры Языковая и этническая консолидация не привели к потере культурной самобытности многочисленных народов России Духовная жизнь по прежнему определяется христианским мировоззрением Зарождается тенденция к обмирщению культуры : в произведениях появляются реалистические черты, появляются светские и демократические элементы Стоглавый собор1551г. Признал образцом живопись Андрея Рублева, архитектуру Успенского собора Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.