КУЛЬТУРА XVI века — презентация
logo
КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • Литература и просвещение
  • Литература и просвещение
  • Литература и просвещение
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • Книгопечатание
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • Первые книги
  • Московский Апостол
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • Наука
  • Живопись
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • Икона «Церковь воинствующая»(ГТГ)
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • Архитектура
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер», один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками.
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • Андрей Чохов (около 1545 — 1629)
  • Царь Пушка
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • КУЛЬТУРА XVI века
  • Выводы
1/49

Первый слайд презентации: КУЛЬТУРА XVI века

Изображение слайда

Жанр. автор произведение Содержание Оформление идеи «Москва – третий Рим» - послания игумена Филофея великому князю Василию III. Летописание Сказание о князьях владимирских Московские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. Сказание о Владимире Мономахе Получение Владимиром Мономахом царских регалий от деда. Византийского императора Константина Мономаха. Лицевой лепописный свод ( Никоновская летопись). 10 томов. 16 тысяч миниатюр на 10 тысячах листов. Обзор всемирной истории от сотворения мира до середины XVI века. Обосновывается мысль о том, что Русь является наследницей древних монархий Алексей Адашев Летописец начала царства Описание первых лет правления Ивана Грозного, взятие Казани, реформы и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. 1560-1563 гг. Степенная книга. Митрополит Афанасий. Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, от Владимира I до Ивана IV. Правление каждого из потомков Рюрика являлось ступенью («степенью») в восхождении к славе.

Изображение слайда

Жанр. Автор. Произведение Содержание Публицистика Иван Пересветов Сказание о царе Константине. Сказание о Магомете- Салтане. Изложил свою программу преобразований в стране. Размышлял о смысле и правде жизни, Рассуждал о сильной государственной власти, создал образ идеального правителя. Высказывал мысль о возвышении людей по заслугам, а не по богатству и знатности. Андрей Курбский История о великом князе Московском. 1573 год. Переписка с Иваном Грозным. Идея просвещенной сословной монархии и народного представительства. Критика царя за отход от политики реформ и произвол, убеждая его в необходимости почитания законов. «Царь должен искати добраго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек». Хронограф 1512 год. Изложение событий от сотворения мира до падения Византии и раскрытие особой роли Руси в истории христианских народов. Отличается от летописи повествовательностью изложения и сильном уклоне в нравоучительность. Протопоп Сильвестр Домострой 3 главы: религия, семья, домоводство. Энциклопедия домашнего хозяйства, и моральных норм, определявшая поведение человека, его обязанности в семье и обществе.

Изображение слайда

Слайд 4: Литература и просвещение

Жанр. Автор. Произведение Содержание Жития. Митрополит Макарий Четьи – Минеи. 70-е годы. 12 томов. Свод всей житийной литературы и произведений русской средневековой письменности, одобренных православной церковью. Четьи – это церковные рукописные книги, предназначенные для назидательного чтения. Минеи – сборники, в которых сочинения расположены по месяцам, а внутри – по дням. Исторические повести Казанское взятие. Повесть о Молодинском сражении,1572г. Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков,1581г. Героическая тематика

Изображение слайда

Слайд 5

жанр произведения Руководства по грамматике и арифметике Начала грамоты греческой и русской, Беседа об учении грамоте. Максим Грек (Михаил Триволис ) «Книга, рекома по – гречески Арифметика…а по-русски цифирная счетная мудрость» Букварь. И. Федоров,1574г. во Львове (ученик – Андроник Невежа) Календари праздников Пасхалии Геннадия, Зосимы; Круг миротворный Агафона; Зрячая пасхалия Ермолая- Еразма Хождения 1525г. –разговор дипломата Дмитрия Герасимова с Павлом Новокомским (мысль о возможности пути в Индию через СЛО) 1558-1561гг. -Хождение посла и купца Василия Позднякова ( Константинополь,Иерусалим,Египет )

Изображение слайда

Слайд 6

Куляшова И.П. 2007 г «ДОМОСТРОЙ» автор священник Сильвестр. середина XVI в: Свод житейских правил и наставлений на основе патриархальных порядков с беспрекословным подчинением главе семьи . «МИНЕИ ЧЕТЬИ» (греч- ежемесячные чтения) - собрание жизнеописаний отцов церкви, житий святых для ежедневного чтения. Составлено под руководством митрополита Макария в 30—40-е гг. XVI в., включает 12 томов, каждый из которых соответствует определенно­ му месяцу и разбит по дням. «Минеи Четьи» имеют 27 тыс. страниц рукописного текста, украшенных орнаментами.

Изображение слайда

Слайд 7

Куляшова И.П. 2007 г 1563 г –первая типография в Москве.

Изображение слайда

Слайд 8: Книгопечатание

Иван Фёдоров (родился между 1510 и 1530  гoдами, умер в  1583). 1564 – изобретение книгопечатания.

Изображение слайда

Слайд 9

Куляшова И.П. 2007 г Первопечатник в России – Иван Фёдоров. 1564 – начало книгопечатания на Руси. Помощник – Пётр Мстиславец. Первая печатная книга, вышедшая в России,— «Апостол» ( 1564 ). 1565 г – «Часослов» - сборник ежедневных молитв. Всего в XVI в было издано 20 книг.

Изображение слайда

Слайд 10: Первые книги

Апостол – 1564 ( богослужебная книга, содержащая: части Нового Завета — «Деяния» и «Послания святых апостолов») Часослов – 1565. Первый букварь 1574.

Изображение слайда

Изображение слайда

Слайд 12

Изображение слайда

Слайд 13

Изображение слайда

Слайд 14

В последние годы жизни талантливый русский первопечатник Иван Федоров разрабатывает разборную модель пушки, и даже предлагает её  Саксонии и Австрии. Правителям этих государств разработка не приглянулась.

Изображение слайда

Слайд 15: Наука

Пасхалии – таблицы с указание дат Пасхи. Географические знания получали по писцовым, межевым, посольским землям. Исторические знания отражены в хроногрофах. Появляются руководства по солеварению.

Изображение слайда

Слайд 16: Живопись

Стирание границ местных школ Усиление светских элементов Господствовала московская школа

Изображение слайда

Слайд 17

Дионисий с сыновьями и соратниками – Успенский собор и Ферапонтов Монастырь (фрески собора Рождества Богородицы) Росписи стали посвещать историческим событиям(светский элемент), собор1553-1554гг. разрешил изображать лица князей, «бытийное письмо»: сер.16в. – икона «Церковь воинствующая» (воспевает в аллегорической форме взятие Казани, Ивана Грозного) Фрески Грановитой палаты (возвышение Бориса Годунова) Конец16-17 век – иконы «Строгановского письма» : Прокопий Чирин, Истома Савин, Палехские мастера Миниатюрность, изящество, праздничность, виртуозность, изощренность Вывод: с одной стороны растет мастерство, совершенствуется техника, с другой стороны – теряется широкое дыхание, монументальность, глубина живописи. Книжная миниатюра

Изображение слайда

Слайд 18

Дионисий с сыновьями и соратниками Ферапонтов Монастырь (фрески и иконы собора Рождества Богородицы) Воскресение – Сошествие во ад. Дионисий и мастерская Иоанн Предтеча Богоматерь Одигитрия

Изображение слайда

Слайд 19

Дионисий и мастерская Успенский собор Митрополит Петр с житием Митрополит Алексий с житием

Изображение слайда

Слайд 20: Икона «Церковь воинствующая»(ГТГ)

Изображение слайда

Слайд 21

Прокопий Чирин.1593-1627гг. Избранные святые. Икона Никита Воин.ГТГ

Изображение слайда

Слайд 22: Архитектура

Кремлевский ансамбль Успенский собор,1475-1479 - Аристотель Фиораванти, Грановитая палата - остаток от Княжеского дворца - Пьетро Солари и Марко Руффо ( Фрязин ), Архангельский собор,1505-1508- Алевиз Новый Благовещенский собор 1484-1489гг, церковь Ризоположения 1484-1486гг.-псковские мастера Колокольня Ивана Великого 1505-1508гг.,1600г. 1485-1495гг – крепостные стены, 18 башен, мерланы – итальянские «ласточкины хвосты» 1530-е гг. –стена Китай-города ( Петрок Малый, итал.) 1585-1593гг. -стена Белого города Ф.Коня (в пределах Бульварного кольца) Кон.16в. – Скородом – деревянные стены на Земляном валу(Садовое кольцо).

Изображение слайда

Слайд 23

Изображение слайда

Слайд 24

Благовещенский собор Московского Кремля 1484-1489гг.(псковские мастера) Успенский собор Московского Кремля 1475-1479гг.( Аристотель Фиораванти )

Изображение слайда

Слайд 25

Изображение слайда

Слайд 26

Изображение слайда

Слайд 27

Куляшова И.П. 2007 г Архангельский собор 1505-1508 был до начала XVIII в. усыпальницей московских князей и царей, архитектор Алевиз Новый Здесь покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, цари Михаил и Алексей Романовы. В раках хранятся мощи святых - князя Михаила Черниговского и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, убитого в Угличе.

Изображение слайда

Слайд 28

Архангельский собор Московского кремля. 1505-1508гг. Алевиз Новый

Изображение слайда

Слайд 29

Изображение слайда

Слайд 30

Церковь Ризоположения

Изображение слайда

Слайд 31

Куляшова И.П. 2007 г колокольня Ивана Великого 1505-1508 гг Архитектор Бон Фрязин. Высокий стройный столп из двух поставленных один на один восьмигранников (походила на русские сторожевые башни). 1532 – звонница для тяжёлых колоколов. Арх. Петрок Малый. 1624 – Филаретовская пристройка арх. Бажен Огурцов.

Изображение слайда

Слайд 32

По образцу Успенского собора Московского Кремля строятся: 1525г. – Смоленский собор Новодевичиего монастыря в Москве Успенский собор Троице-Сергиева Монастыря 1568-1570гг.- Софийский собор в Вологде

Изображение слайда

Слайд 33

Появляются храмы шатрового типа по образцу деревянных церквей: 1532г. – церковь Вознесения в селе Коломенское 1555-1561гг. –Покровский собор ( Барма и Постник) 1565г. – деревянные хоромы купцов Строгановых в Сольвычегодске Храм св.Троицы (Преображенский) в Вяземах в имении Бориса Годунова Крепостные сооружения в Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске, Коломне, Смоленске.

Изображение слайда

Слайд 34

Куляшова И.П. 2007 г Шатёр – завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов, крылец, ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Построена в 1532 г., в честь рождения наследника Василия III - будущего царя Ивана Грозного. Высота около 62 м с крестом Здание выстроено из кирпича, почти все архитектурные детали выполнены из белого камня. Шатер выложен из кирпича, с незначительным отступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему. «… Бе же та велми чюдна высотою и светлостью, такова не бывала прежде того на Руси», - писал летописец.

Изображение слайда

Слайд 35

Изображение слайда

Слайд 36

Медный бунт. Э. Лисснер

Изображение слайда

Слайд 37

Куляшова И.П. 2007 г Храм Василия Блаженного. (Покровский собор). 1555—1561. . З одчие Барма и Постник построен в честь взятия русскими войсками Казани. Сначала собор был окрашен в белый цвет, и только в XVII в получил пёструю окраску. Соединение переходами, галереями девяти различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое русское государство.

Изображение слайда

Слайд 38

Изображение слайда

Слайд 39: Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер», один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками

каменные стены и башни Белого города Москвы (1585—1593; по линии нынешних бульваров) мощные городские стены Смоленска (1596—1602);

Изображение слайда

Слайд 40

Куляшова И.П. 2007 г Смоленский Кремль конец XVI в архитектор Фёдор Конь. . «ожерелье земли русской»

Изображение слайда

Слайд 41: Андрей Чохов (около 1545 — 1629)

выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик. Более 40 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в том числе Царь-пушку (1586).

Изображение слайда

Слайд 42: Царь Пушка

Средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году Изначально задуманная для обороны Кремля oт зaхвaтчикoв, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.

Изображение слайда

Слайд 43

Изображение слайда

Слайд 44

ОБРАЗ ЭПОХИ И.Е.Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1883-1885 гг.

Изображение слайда

Слайд 45

ОБРАЗ ЭПОХИ В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. 1895 г.

Изображение слайда

Слайд 46

ОБРАЗ ЭПОХИ М.М. Антокольский. Ермак. 1891 год.

Изображение слайда

Слайд 47

ОБРАЗ ЭПОХИ С.Волнухин. Памятник Ивану Федорову в Москве.1909 год.

Изображение слайда

Слайд 48

Изображение слайда

Последний слайд презентации: КУЛЬТУРА XVI века: Выводы

Становление единых стилей В процессе централизации закладывается фундамент российской многонациональной культуры Языковая и этническая консолидация не привели к потере культурной самобытности многочисленных народов России Духовная жизнь по прежнему определяется христианским мировоззрением Зарождается тенденция к обмирщению культуры : в произведениях появляются реалистические черты, появляются светские и демократические элементы Стоглавый собор1551г. Признал образцом живопись Андрея Рублева, архитектуру Успенского собора Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.

Изображение слайда

Похожие презентации