Первый слайд презентации: ЛЕГИЗМ: основные политические взгляды
Подготовил студент группы П2-1 (ФСП), Бутов Артём
Слайд 2: ПЛАН
Введение; Основные постулаты легизма ; Понимание легистами понятия «закон» ; Суть процесса управления в представлении легистов; Легизм и «коллективная ответственность»; Другие работы представителей школы легизма ; Легистская доктрина Хань Фэя ; Заключение
Слайд 3: ВВЕДЕНИЕ
Главный источник теории легизма – « Шань цзюнь шу» («Книга правителя области Шан »), IV век до н.э. Автор – Гуньсунь Ян (390-338 гг. до н.э.), известен под именем – Шан Ян. Шань Ян – один из основателей школы «законников» ( фацзя ), правитель области Шан (361-338 гг. до н.э.)
Слайд 5: ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ЛЕГИЗМА
Законы (фа) ; Суровые наказания; Критика конфуцианских представлений в области управления» «… лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать вопросы, выходящие за рамки старых законов»
Слайд 6: СУТЬ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЛЕГИСТОВ
Враждебность и пренебрежение к людям; Крайне низкая оценка их качеств и уверенности; Тотальное безволие подданных; Манипулирование подданными в интересах внутренней и внешней политики
Слайд 7: ПОНИМАНИЕ ЛЕГИСТАМИ ПОНЯТИЯ «ЗАКОН» (1)
Взаимоотношения между государством и обществом носят антагонистический характер, по принципу «кто кого». «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти. сильнее своего народа, армия могущественна».
Любые представления о правах подданных чужды; З аконы не подлежат обязательному исполнению для тех, кто их издаёт; Тяжесть содеянного не соответствует мере наказания; Суть: закон – это «голая» приказная форма, наполняемая любым произвольным содержанием. « Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими»
Слайд 9: ЛЕГИЗМ И «КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТТВЕННОСТЬ»
Данный принцип выходил за пределы семейно-родового круга и распространялся на объединение нескольких общин (дворов), т.н. « пятидворки » и « десятидворки ». Круговая порука данного типа сыграла определяющую роль в формировании централизованной власти и последующей практики государственного управления в Китае.
Слайд 10: ДРУГИЕ РАБОТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ ЛЕГИЗМА
« Гуань-цзы » ( глава «Ясные законы», IV-III вв. до н.э.); « Люй ши чунь цю » ( раздел «Рассматривать всё по нынешнему времени», III в. до н.э.); « Хань Фэй-цзы » ( III в. до н.э )
Слайд 11: ЛЕГИСТСТКАЯ ДОКТРИНА ХАНЬ ФЭЯ
Принцип недеяния правителя («Идеал правления – это когда подданные не могут постичь тайны управления»); Противопоставление чиновников-узурпаторов «умным и сведущим в законах людям», т.е. легистам; Дополнение законов искусством управления ( «Эти двое [ про Шан Яна и Шень Бу -Хая ] не совсем тщательно отработали законы и искусство управления»); Сочетание легизма с идеями даосистами и конфунциацев
Слайд 12: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЗАКОНУ
«Любой закон прежних правителей был необходим в своё время. Время и закон развиваются неодинаково и пусть старые законы дошли до нас, всё же копировать их нельзя. Поэтому следует выбирать из готовых законов прежних правителей, что нужно и брать за образец то, чем они руководствовались при выработке законов»
Слайд 13: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уже ко II веку до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себя положения как легизма, так и конфуцианства, причём последнему, нередко, по существу отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепции управления и правопонимания сыграл значительную роль во всём последующем развитии государства и права в Китае.
Слайд 14: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
История политических и правовых учений. / Под общ. ред. Академика РАН, доктора исторических наук, профессора В.С Несерсянца. - М.: Издательство НОРМА, 2001. Мировая политическая мысль от античности до современности./ под ред. Я.А Пляйса и Г.В. Полуниной. – М.: Российская п олитическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011.