Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как — презентация
logo
Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
  • Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как
1/40

Первый слайд презентации

Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как наука и учебная дисциплина. 2. Методология и методы исторической науки 3. Источники и историография курса.

Изображение слайда

Слайд 2

История России : учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2015. - 680 с.; [Электронный ресурс]: URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251745 (17.08.2016). – С. 3-6.

Изображение слайда

Слайд 3

Список рекомендованной литературы: 1. Орлов А. С. И др. Основы курса истории России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. 2. История России: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014. 3. Карамзин Н. М. История Государства Российского. – М., 1995. 4. Ключевский В. О. Курс лекций по русской истории. – М., 2004. 5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 2000.

Изображение слайда

Слайд 4

Что такое ИСТОРИЯ?

Изображение слайда

Слайд 5

История (от греч. historia – рассказ о прошлом) – наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии на основе исторических источников. Является одной из древнейших наук.

Изображение слайда

Слайд 6

Под этим термином так же понимается: 1. Всякий процесс развития в природе и обществе (история мироздания; история материков, океанов, природы; история отдельных наук, прошлое человечества). 2. Система наук изучающая прошлое человеческого общества.

Изображение слайда

Слайд 7

Отец истории -греческий историк Геродот жил в V в. до н. э.

Изображение слайда

Слайд 8

Фукидид ( ок. 460 - 400 до н. э.) крупнейший древнегреческий историк, основатель исторической науки, автор «Истории Пелопоннесской войны ».

Изображение слайда

Слайд 9

В древней Греции история была искусством. Богиня Клио.

Изображение слайда

Слайд 10

История изучает весь ход развития человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем.

Изображение слайда

Слайд 11

К. Маркс говорил: «Историческое не знание есть невежество, а невежество, это динамическая сила, которая может привести к необратимым процессам».

Изображение слайда

Слайд 12

В процессе развития исторической науки сформировались несколько её частей. Среди них выделяют : всемирная или всеобщая история - история первобытного мира, - история древнего мира, - история средних веков; - новая история; - новейшая история; - история отдельных стран.

Изображение слайда

Слайд 13

История России – часть всемирной истории.

Изображение слайда

Слайд 14

Президент России призвал тщательно и объективно изучать историю, чтобы знать, как выстроить будущее. «Этот предмет надо изучать, тщательно и объективно оценивать историю, и тогда нам будет понятно, как нужно действовать для того, чтобы построить будущее".

Изображение слайда

Слайд 15

. Объект истории - человеческое общество вцелом. Предмет истории – процесс развития человеческого общества Объект истории России- российское общество. Предмет истории России– процесс создания и развития российского государст ва

Изображение слайда

Слайд 16

Исторические источники делят на 6 групп : 1. Письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.). 2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.). 3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов. 4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.) 5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена. 6 Кино-фото документы. Все вещественные источники принято называть артефактами.

Изображение слайда

Слайд 17

Основные задачи истории - развитие интереса и воспитание уважения к отечественному и культурному и научному наследию, его сохранению; - знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; - места человека в историческом процессе; политической организации общества; - определение роли личностного фактора в истории; -ознакомление с особенностями эволюции российской государственности; - определение места и роли России во всемирно- историческом процессе; - формировать на материалах отечественной истории гражданина, патриота страны, готового отстаивать ее суверенитет. - развитие умения логически мыслить, вести научные дискуссии;

Изображение слайда

Слайд 18

Функции истории : мировоззренческая, познавательная, практически-политическая, воспитательная, социальная.

Изображение слайда

Слайд 19

Выделяют исторические отрасли: История экономики, история политики, историю государства и права, история искусств, История культуры и т.д.

Изображение слайда

Слайд 20

Вспомогательные исторические дисциплины – историография, палеография, сфрагистика, нумизматика, историческая библиография, геральдика, генеалогия, хронология, дипломатика, эпиграфия, топонимика, метрология.

Изображение слайда

Слайд 21

2. Методология исторической науки, принципы, методы, системы периодизации. Методология истории - это система принципов и методов исторического познания. В историческом познании были выработаны материалистический и идеалистический подходы. Идеалисты идеализирует роль личности в историческом процессе, а материалисты считают, что деятельность человека зависит от уровня развития общества, развитии материальных благ, производительных сил от изменений в обществе.

Изображение слайда

Слайд 22

Научные категории: - Историческое движение – время идет только вперед; - Историческое пространство - совокупность природных, географических, политических, культурных процессов протекающих на определенной территории; - Теория изучения - логическая схема, объясняющая исторические факты). Исторический факт - реальное событие прошлого.

Изображение слайда

Слайд 23

Выделяют теории исторического процесса : - религиозно-историческая – предметом изучения является движение Человека к богу, связь человека с высшим разумом; - всемирно-историческая теория - общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. Согласно этой теории все народы проходят через одни и те же стадии прогресса; локально-историческая, предмет изучения которой локальные цивилизации. Марксистская, историко-материалистическая концепция. Конечной причиной и решающей движущей силой всех исторических процессов является труд, производство, способ производства, исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами ) и т.д.

Изображение слайда

Слайд 24

Принципы и методы изучения истории. Принцип - это правило, которое нужно соблюдать при изучении всех явлений и событий истории. Основные принципы : историзма, объективности, социального подхода, альтернативности.

Изображение слайда

Слайд 25

Методология изучения истории. И стория использует свои специфические методы познания. Метод - путь к построению знания по истории через конкретные явления (исторические факты). Научный метод - система принципов и методов добывания знаний о прошлом с целью реконструкции исторического процесса и его закономерностей.

Изображение слайда

Слайд 26

К общенаучным методам относятся: общие приемы ( обобщение, анализ, синтез, абстракция, сравнение, моделирование, индукция, дедукция и др.); методы эмпирического исследования ( наблюдение, измерение, эксперимент ); методы теоретического исследования ( идеализация, формализация, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, аксиоматический, методы восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, исторический, логический и др.).

Изображение слайда

Слайд 27

Собственно исторические методы исследования. Хронологически-проблемный изучает последовательность исторических событий, предусматривает изучение и исследование  истории  по периодам или эпохам, а внутри них – по проблемам Ретроспективный метод - раскрытие исторической реальности, деятельности исторических личностей, явлений на основе причинно-следственных связей закономерностей исторического развития. Синхронный метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных регионах мира. Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути (тенденции) общественного развития

Изображение слайда

Слайд 28

Периодизация истории - особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные исторические периоды.

Изображение слайда

Слайд 29

Г реческий поэт Гесиод, в ыделил 5 периодов. божественный, золотой, серебряный, медный, железный.

Изображение слайда

Слайд 30

Изображение слайда

Слайд 31

Изображение слайда

Слайд 32

Изображение слайда

Слайд 33

Подходы к изучению истории: Религиозный / теологический Естественно-научный / натуралистический подход Социально-экономический / формационный подход Культурно-исторический / цивилизационный подход

Изображение слайда

Слайд 34

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) русский социолог, культуролог, публицист  и естествоиспытатель; Славянофил, геополитик, основатель цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.

Изображение слайда

Слайд 35

3. Источники и историография курса. Исторические источники - это все, то, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. все то, что было ранее создано человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде памятников материальной культуры, предметов быта, нравов, обычаев, языка. Исторический   источник  – это памятники, которые дают информацию о человеческой деятельности в прошлом.

Изображение слайда

Слайд 36

В иды исторических источников: 1) вещественные (изучают прошлое человеческого общества по остаткам памятников, материальной культуры (здания, предметы труда, обихода). Особенно важны для изучения истории первобытного общества, древнего мира, средневековья; этнографические (исследуют быт, нравы, обычаи, традиции) народов мира; 3) устные (мифы, легенды, баллады, былины) 4) лингвистические (данные о развитии языка); 5) письменные источники - рукописные и печатные издания.

Изображение слайда

Слайд 37

Василий Никитич Тати́щев 1686 -   1750

Изображение слайда

Слайд 38

О течественная историография Э тапы развития. П ервый (с X по XVII вв.) - процесс накопления исторических знаний. Второй этап (XVIII в.) начало превращения исторических знаний в науку. Третий этап ( XIX – начало XX вв.) расцвет отечественной исторической науки. Четвертый этап ( 1917-1991 гг.) развитие советской исторической науки. П ятый этап, начиная с 1991 года, современный период развития российской исторической науки.

Изображение слайда

Слайд 39

Государственные символы России - установленные федеральным конституционным законом, отличительные знаки государства. Герб, гимн и флаг.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как

Изображение слайда

Похожие презентации