Первый слайд презентации
Лекция № 1 Тема «Введение в дисциплину «История России» План 1. История как наука и учебная дисциплина. 2. Методология и методы исторической науки 3. Источники и историография курса.
Слайд 2
История России : учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2015. - 680 с.; [Электронный ресурс]: URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251745 (17.08.2016). – С. 3-6.
Слайд 3
Список рекомендованной литературы: 1. Орлов А. С. И др. Основы курса истории России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. 2. История России: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014. 3. Карамзин Н. М. История Государства Российского. – М., 1995. 4. Ключевский В. О. Курс лекций по русской истории. – М., 2004. 5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 2000.
Слайд 5
История (от греч. historia – рассказ о прошлом) – наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии на основе исторических источников. Является одной из древнейших наук.
Слайд 6
Под этим термином так же понимается: 1. Всякий процесс развития в природе и обществе (история мироздания; история материков, океанов, природы; история отдельных наук, прошлое человечества). 2. Система наук изучающая прошлое человеческого общества.
Слайд 8
Фукидид ( ок. 460 - 400 до н. э.) крупнейший древнегреческий историк, основатель исторической науки, автор «Истории Пелопоннесской войны ».
Слайд 10
История изучает весь ход развития человеческого общества во всей его конкретности и многообразии с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем.
Слайд 11
К. Маркс говорил: «Историческое не знание есть невежество, а невежество, это динамическая сила, которая может привести к необратимым процессам».
Слайд 12
В процессе развития исторической науки сформировались несколько её частей. Среди них выделяют : всемирная или всеобщая история - история первобытного мира, - история древнего мира, - история средних веков; - новая история; - новейшая история; - история отдельных стран.
Слайд 14
Президент России призвал тщательно и объективно изучать историю, чтобы знать, как выстроить будущее. «Этот предмет надо изучать, тщательно и объективно оценивать историю, и тогда нам будет понятно, как нужно действовать для того, чтобы построить будущее".
Слайд 15
. Объект истории - человеческое общество вцелом. Предмет истории – процесс развития человеческого общества Объект истории России- российское общество. Предмет истории России– процесс создания и развития российского государст ва
Слайд 16
Исторические источники делят на 6 групп : 1. Письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.). 2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.). 3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов. 4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.) 5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена. 6 Кино-фото документы. Все вещественные источники принято называть артефактами.
Слайд 17
Основные задачи истории - развитие интереса и воспитание уважения к отечественному и культурному и научному наследию, его сохранению; - знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; - места человека в историческом процессе; политической организации общества; - определение роли личностного фактора в истории; -ознакомление с особенностями эволюции российской государственности; - определение места и роли России во всемирно- историческом процессе; - формировать на материалах отечественной истории гражданина, патриота страны, готового отстаивать ее суверенитет. - развитие умения логически мыслить, вести научные дискуссии;
Слайд 18
Функции истории : мировоззренческая, познавательная, практически-политическая, воспитательная, социальная.
Слайд 19
Выделяют исторические отрасли: История экономики, история политики, историю государства и права, история искусств, История культуры и т.д.
Слайд 20
Вспомогательные исторические дисциплины – историография, палеография, сфрагистика, нумизматика, историческая библиография, геральдика, генеалогия, хронология, дипломатика, эпиграфия, топонимика, метрология.
Слайд 21
2. Методология исторической науки, принципы, методы, системы периодизации. Методология истории - это система принципов и методов исторического познания. В историческом познании были выработаны материалистический и идеалистический подходы. Идеалисты идеализирует роль личности в историческом процессе, а материалисты считают, что деятельность человека зависит от уровня развития общества, развитии материальных благ, производительных сил от изменений в обществе.
Слайд 22
Научные категории: - Историческое движение – время идет только вперед; - Историческое пространство - совокупность природных, географических, политических, культурных процессов протекающих на определенной территории; - Теория изучения - логическая схема, объясняющая исторические факты). Исторический факт - реальное событие прошлого.
Слайд 23
Выделяют теории исторического процесса : - религиозно-историческая – предметом изучения является движение Человека к богу, связь человека с высшим разумом; - всемирно-историческая теория - общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. Согласно этой теории все народы проходят через одни и те же стадии прогресса; локально-историческая, предмет изучения которой локальные цивилизации. Марксистская, историко-материалистическая концепция. Конечной причиной и решающей движущей силой всех исторических процессов является труд, производство, способ производства, исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами ) и т.д.
Слайд 24
Принципы и методы изучения истории. Принцип - это правило, которое нужно соблюдать при изучении всех явлений и событий истории. Основные принципы : историзма, объективности, социального подхода, альтернативности.
Слайд 25
Методология изучения истории. И стория использует свои специфические методы познания. Метод - путь к построению знания по истории через конкретные явления (исторические факты). Научный метод - система принципов и методов добывания знаний о прошлом с целью реконструкции исторического процесса и его закономерностей.
Слайд 26
К общенаучным методам относятся: общие приемы ( обобщение, анализ, синтез, абстракция, сравнение, моделирование, индукция, дедукция и др.); методы эмпирического исследования ( наблюдение, измерение, эксперимент ); методы теоретического исследования ( идеализация, формализация, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, аксиоматический, методы восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, исторический, логический и др.).
Слайд 27
Собственно исторические методы исследования. Хронологически-проблемный изучает последовательность исторических событий, предусматривает изучение и исследование истории по периодам или эпохам, а внутри них – по проблемам Ретроспективный метод - раскрытие исторической реальности, деятельности исторических личностей, явлений на основе причинно-следственных связей закономерностей исторического развития. Синхронный метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных регионах мира. Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути (тенденции) общественного развития
Слайд 28
Периодизация истории - особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные исторические периоды.
Слайд 29
Г реческий поэт Гесиод, в ыделил 5 периодов. божественный, золотой, серебряный, медный, железный.
Слайд 33
Подходы к изучению истории: Религиозный / теологический Естественно-научный / натуралистический подход Социально-экономический / формационный подход Культурно-исторический / цивилизационный подход
Слайд 34
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; Славянофил, геополитик, основатель цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.
Слайд 35
3. Источники и историография курса. Исторические источники - это все, то, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. все то, что было ранее создано человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде памятников материальной культуры, предметов быта, нравов, обычаев, языка. Исторический источник – это памятники, которые дают информацию о человеческой деятельности в прошлом.
Слайд 36
В иды исторических источников: 1) вещественные (изучают прошлое человеческого общества по остаткам памятников, материальной культуры (здания, предметы труда, обихода). Особенно важны для изучения истории первобытного общества, древнего мира, средневековья; этнографические (исследуют быт, нравы, обычаи, традиции) народов мира; 3) устные (мифы, легенды, баллады, былины) 4) лингвистические (данные о развитии языка); 5) письменные источники - рукописные и печатные издания.
Слайд 38
О течественная историография Э тапы развития. П ервый (с X по XVII вв.) - процесс накопления исторических знаний. Второй этап (XVIII в.) начало превращения исторических знаний в науку. Третий этап ( XIX – начало XX вв.) расцвет отечественной исторической науки. Четвертый этап ( 1917-1991 гг.) развитие советской исторической науки. П ятый этап, начиная с 1991 года, современный период развития российской исторической науки.
Слайд 39
Государственные символы России - установленные федеральным конституционным законом, отличительные знаки государства. Герб, гимн и флаг.