ЛЕКЦИЯ №2 — презентация
logo
ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • Международный проект «Геном человека»
  • Проект «Геном человека»
  • 2001 год - геном человека расшифрован
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ГЕНЕТИКЕ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
  • 1. Методы исследования поведения
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • 2. Поиск поведенческих различий в уже имеющихся линиях животных
  • Агрессивность у мышей (межлинейные различия и результаты скрещиваний)
  • Обучение реакции избегания (А – вся популяция, Б-Г – линейные животные)
  • 3. Селекция на высокие и низкие значения поведенческого признака
  • Обучение в лабиринте (число ошибок в 19 пробах): результаты селекции в 21 поколении
  • 4. Экспериментальные скрещивания для определения типа наследования
  • Проявление пассивно-оборонительной реакции при скрещивании собак ( - трусость, -агрессивность, отсутствие трусости и агрессивности)
  • Результаты скрещиваний насекомых
  • 5. Анализ биохимических, морфологических, физиологических различий в функциях мозга линейных животных На рисунке слева нейроны мозжечка нормальной мыши,
  • 6. Моделирование наследственных болезней человека
  • Моделирование эпилепсии Крысы линии КМ (Крушинского-Молодкиной) демонстрируют возникновение эпилептического припадка на сильный звуковой раздражитель (звонок)
  • Начало селекции крыс линии КМ
  • 7. Применение генной инженерии и молекулярных методов
  • Нейрогенетика ( особый раздел генетики поведения животных)
  • Иерархия генетических систем, контролирующих процессы нейрогенеза
  • Клиническая генетика поведения человека
  • С.Н. Давиденков (1880-1961). Один из основателей клинической генетики в СССР.
  • С.Г. Левит (1894 — 1937).
  • В.П. Эфроимсон (1908-1989)
  • Примеры наследственных заболеваний, сопровождающихся умственной отсталостью
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • Фенилкетонурия (моногенное заболевание)
  • Синдром Мартина-Белл (синдром ломкой, или фрагильной Х-хромосомы)
  • Фотографии ломкой (фрагильной) Х-хромосомы мужчины (слева) и женщины (справа)
  • Болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие, старческая деменция)
  • Современные методы изучения механизмов наследственных заболеваний. Семейный анализ фрагментов ДНК
  • ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ГЕНЕТИКИ
  • ПРИЗНАКИ В ПОПУЛЯЦИЯХ
  • В генетике любые свойства организмов принято называть признаками. Признаки существуют на всех уровнях функционирования (от биохимического до психического).
  • Существуют видоспецифические и индивидуально-специфические признаки. Основные видоспецифические поведенческие признаки человека: – способность к прямохождению
  • В геноме человека на долю видоспецифических признаков (общих для всех людей) приходится 99, 8 % всей наследственной информации Индивидуально-специфические
  • Популяция — в широком смысле— совокупность однородных объектов. Биологическая популяция — совокупность особей одного вида, имеющих общие экологические
  • Нарушение принципа панмиксии по какому-либо признаку приводит к явлению ассортативности, при котором образование супружеских пар или скрещивание в отношении
  • Ассортативность измеряется по корреляции между супругами
  • Ассортативность скрещивания по коэффициенту умственного развития ( IQ )
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • Популяции не являются стабильными образованиями, в них постоянно происходят изменения состава генотипов, связанные с колебаниями численности, миграцией и рядом
  • Человеческие популяции ˜ Причины образования — не только биологические, но и социальные. ˜ Высокий уровень панмиксии. ˜ Существование крупных популяций с
  • Тайвань – один из наиболее густонаселенных районов планеты
  • Типы изменчивости в популяциях
  • Дискретная изменчивость в разных популяциях (группы крови системы АВ0)
  • Континуальная изменчивость по росту (легко наблюдается)
  • Бимодальное распределение по росту
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • Континуальная изменчивость по коэффициенту интеллекта ( IQ ) (оценивается в результате измерений по стандартизованным тестам)
  • Классификация признаков в зависимости от типа изменчивости
  • I. Дискретные признаки = альтернативные = прерывистые = качественные = полиморфизмы. Характер изменчивости : дискретная Характер наследственности : 1-2 гена
  • II. Континуальные признаки = непрерывные = количественные. Характер изменчивости : непрерывная Характер наследственности : чаще всего полигенная Влияния среды:
  • III. Признаки с пороговым эффектом. Характер изменчивости : прерывистая. Характер наследственности : полигенная, как у континуальных признаков. Влияния среды:
  • Дискретный характер изменчивости признаков с пороговым эффектом
  • Континуальный характер наследственной предрасположенности для признаков с пороговым эффектом
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ДВЕ ВЕТВИ ГЕНЕТИКИ – ГАЛЬТОНОВСКАЯ И МЕНДЕЛЕВСКАЯ (логика развития науки следует из логики устройства природы)
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • Второй закон Гальтона – закон наследования свойств предков. (Наследование масти собак породы «такса») – Потомки наследуют тем меньшую долю признаков от
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • Мендель и менделевская генетика
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • ЛЕКЦИЯ №2
  • Современная запись с помощью решётки Пеннета (расщепление по фенотипу 9:3:3:1)
  • МАТЕМАТИКА ДЕЛАЕТ ЛЮБУЮ НАУКУ КРАСИВОЙ
  • ЛЕКЦИЯ №2
1/95

Первый слайд презентации

ЛЕКЦИЯ №2

Изображение слайда

Слайд 2

Этапы развития психогенетики I — Зарождение 1865 – 20-е годы XX в. Гальтон, Пирсон, в России Флоринский, Кольцов, Филипченко. Исследование родословных, создание инструментария для измерения психологических характеристик, евгеническое движение. II — Становление методов (20 - е – 30-е годы XX в.): окончательное оформление близнецового метода (Сименс), метода приемных детей, разработка статистических методов (Пирсон, Фишер, Райт и др.)

Изображение слайда

Слайд 3

III — до 70–80-х годов. – Накопление фактов. IV — 80-е годы – кризис, связанный с несовершенством методов и спецификой исследований. Выход : пересмотр методической базы; компьютерное моделирование; изучение развития; изучение среды. V — Современность (постгеномная ПсГ). Изучение механизмов: клиника; картирование хромосом; анализ ДНК; привлечение методов молекулярной генетики, животные-модели.

Изображение слайда

Слайд 4: Международный проект «Геном человека»

Был заложен в конце 80-х годов ХХ века. Призван расшифровать нуклеотидные последовательности ДНК человека. В 2000 году усилиями ученых всего мира удалось «прочитать» геном человека. Психогенетика получила мощный методический аппарат для исследования глубинных механизмов наследования поведенческих и психологических характеристик человека. В настоящее время молекулярные исследования в психогенетике являются ведущими.

Изображение слайда

Слайд 5: Проект «Геном человека»

1990 – программа международного сотрудничества на 15 лет 1994 – опубликованы генетические карты сцепления ( плотность маркеров ) 2001 – публикация первого чернового варианта геномных последовательностей в Science ( компания Celera) и Nature ( Проект ГЧ ) 2003 – Проект ГЧ заявил об окончании секвенирования к 14 апреля – 50 –летию «Двойной спирали» Уотсона и Крика 2006 – Секвенирована последняя самая крупная хромосома ( № 1) – 224 мегабазы, 3141 генов, 991 псевдогенов

Изображение слайда

Слайд 6: 2001 год - геном человека расшифрован

Изображение слайда

Слайд 7

Изображение слайда

Слайд 8

Психогенетика в России I — Евгеническое движение (Флоринский - 1865, Кольцов, Филипченко – 20-е годы XX в.) II — Труды Медико-генетического института 1930 – 1937 годы (Левит, Лурия). III — Запрет на исследования (до 60-х)

Изображение слайда

Слайд 9

С.Г. Левит (1894 — 1937). Директор Медико - биологического ( Медико-генетическ ого) институт а. Руководил цитогенетическими близнецовыми, клиническими, исследованиями Репрессирован и расстрелян в 1937 г.

Изображение слайда

Слайд 10

1972 г. – Создание лаборатории психогенетики в Институте Общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический ин-т РАО). Основатель и руководитель - И.В. Равич-Щербо.

Изображение слайда

Слайд 11

Изображение слайда

Слайд 12

Основные направления исследований: свойства нервной системы; психофизиологические характеристики; психологические характеристики (интеллект, темперамент, когнитивные стили, личность); возрастная психогенетика (Московский близнецовый лонгитюд).

Изображение слайда

Слайд 13

Структура науки ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ Генетика поведения животных Нейрогенетика Генетика поведения человека Психогенетика (в узком смысле слова) Клиническая генетика поведения

Изображение слайда

Методика «Открытое поле»

Изображение слайда

Слайд 16

Методика «Лабиринт» (в различных вариантах)

Изображение слайда

Слайд 17

Изображение слайда

Слайд 18: 2. Поиск поведенческих различий в уже имеющихся линиях животных

C57BL/6 Линейные животные получены путем инбридинга (близко- родственное скрещивание) и генетически идентичны

Изображение слайда

Слайд 19: Агрессивность у мышей (межлинейные различия и результаты скрещиваний)

Изображение слайда

Слайд 20: Обучение реакции избегания (А – вся популяция, Б-Г – линейные животные)

Изображение слайда

Слайд 22: Обучение в лабиринте (число ошибок в 19 пробах): результаты селекции в 21 поколении

Изображение слайда

Слайд 24: Проявление пассивно-оборонительной реакции при скрещивании собак ( - трусость, -агрессивность, отсутствие трусости и агрессивности)

Альма, Кармен, Анита, Аза -немецкие овчарки. Чабуш, Чаур, Чавркин - гиляцкие лайки. При скрещивании с нетрусливой возбудимой собакой Сос заметно расщепление

Изображение слайда

Слайд 25: Результаты скрещиваний насекомых

A и F – различные виды песни сверчков; B – E - песни гибридов

Изображение слайда

Слайд 26: 5. Анализ биохимических, морфологических, физиологических различий в функциях мозга линейных животных На рисунке слева нейроны мозжечка нормальной мыши, остальные – различные мутантные линии

Изображение слайда

Слайд 27: 6. Моделирование наследственных болезней человека

Изображение слайда

Слайд 28: Моделирование эпилепсии Крысы линии КМ (Крушинского-Молодкиной) демонстрируют возникновение эпилептического припадка на сильный звуковой раздражитель (звонок)

Изображение слайда

Слайд 29: Начало селекции крыс линии КМ

Изображение слайда

Слайд 30: 7. Применение генной инженерии и молекулярных методов

Активность гена c-fos в различных отделах мозга крыс в различные периоды времени после эпилептического припадка

Изображение слайда

Слайд 31: Нейрогенетика ( особый раздел генетики поведения животных)

Изучает общие принципы генетической и молекулярно-генетической регуляции индивидуального развития нервной системы: выбор клеткой пути развития, дифференцировки, установления систем связей.

Изображение слайда

Слайд 32: Иерархия генетических систем, контролирующих процессы нейрогенеза

1 – генетические системы внутри самого нейрона; 2,3 – генетические системы, внутри других нейронов и тканей, которые влияют на его дифференцировку через вырабатываемые ими продукты; 4 – генетические системы, эндокринных и нейроэндокринных органов, действующие через эффекты различных гормонов и др. веществ, проявляющих свою активность на уровне целого организма.

Изображение слайда

Слайд 33: Клиническая генетика поведения человека

Изображение слайда

Слайд 34: С.Н. Давиденков (1880-1961). Один из основателей клинической генетики в СССР

Организовал первую в мире медико-генетическую консультацию. Опубликовал несколько книг по генетике наследственных болезней нервной системы.

Изображение слайда

Слайд 35: С.Г. Левит (1894 — 1937)

Директор Медико - биологического ( Медико-генетическ ого) институт а. Руководил цитогенетическими близнецовыми, клиническими, исследованиями

Изображение слайда

Слайд 36: В.П. Эфроимсон (1908-1989)

Автор первого в России учебника по медицинской генетике «Введение в медицинскую генетику» (1964 год); книг «Гениальность и генетика», «Педагогическая генетика», «Генетика этики и эстетики», в которых обсуждается роль врожденных свойств в формировании личности и их соотношение с факторами среды.

Изображение слайда

Слайд 37: Примеры наследственных заболеваний, сопровождающихся умственной отсталостью

Изображение слайда

Слайд 38

Синдром Дауна (хромосомные аномалии) Синдром Дауна : трисомия хромосомы 21 Одна из наиболее частых причин умственной отсталости : 1 на 1000 Средний IQ составляет 55

Изображение слайда

Слайд 39: Фенилкетонурия (моногенное заболевание)

Больной фенилкетонурией Слабая пигментация кожи, волос, радужной оболочки глаз, умеренная степень олигофрении Олигофрения является следствием плейотропного (множественного) действия гена

Изображение слайда

Слайд 40: Синдром Мартина-Белл (синдром ломкой, или фрагильной Х-хромосомы)

Типичное лицо подростка с синдромом Мартина-Белл Хорошо заметны крупные уши и подбородок Умственная отсталость от слабой до умеренной степени

Изображение слайда

Слайд 41: Фотографии ломкой (фрагильной) Х-хромосомы мужчины (слева) и женщины (справа)

Изображение слайда

Слайд 42: Болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие, старческая деменция)

Болезнь сопровождается дегенерацией нервных клеток и образованием в мозгу амилоидных бляшек (амилоид – специфический белок) Схематическое изображение нормальной нервной клетки (справа) и клетки, пораженной болезнью Альцгеймера (слева)

Изображение слайда

Слайд 43: Современные методы изучения механизмов наследственных заболеваний. Семейный анализ фрагментов ДНК

Представлены две семьи: М – мать, О – отец, Р – ребенок. Хорошо заметны совпадения фрагментов ДНК детей с одним из родителей

Изображение слайда

Слайд 44: ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ГЕНЕТИКИ

Изображение слайда

Слайд 45: ПРИЗНАКИ В ПОПУЛЯЦИЯХ

Изображение слайда

Слайд 46: В генетике любые свойства организмов принято называть признаками. Признаки существуют на всех уровнях функционирования (от биохимического до психического). Психогенетика изучает наследование психологических и психофизиологических признаков человека

Изображение слайда

Слайд 47: Существуют видоспецифические и индивидуально-специфические признаки. Основные видоспецифические поведенческие признаки человека: – способность к прямохождению – способность к речевой коммуникации – исключительное развитие тонкой моторики рук – высоко развитый интеллект

Изображение слайда

Слайд 48: В геноме человека на долю видоспецифических признаков (общих для всех людей) приходится 99, 8 % всей наследственной информации Индивидуально-специфические признаки создают разнообразие в популяции

Изображение слайда

Слайд 49: Популяция — в широком смысле— совокупность однородных объектов. Биологическая популяция — совокупность особей одного вида, имеющих общие экологические потребности и населяющих определенную территорию. Генетическая, идеальная популяция (дем) — относительно изолированная биологическая популяция, для которой соблюдается правило панмиксии (принцип свободного и случайного скрещивания)

Изображение слайда

Слайд 50: Нарушение принципа панмиксии по какому-либо признаку приводит к явлению ассортативности, при котором образование супружеских пар или скрещивание в отношении какого-либо признака происходит не случайным образом: имеется половое предпочтение. Например, ассортативность по росту

Изображение слайда

Слайд 51: Ассортативность измеряется по корреляции между супругами

Y- муж Х – жена a) – R>0 б ) – R<0 в) – R=0

Изображение слайда

Слайд 52: Ассортативность скрещивания по коэффициенту умственного развития ( IQ )

В ыборк а супружеских пар в Соединенных Штатах ■ – муж; ● – жена; пунктирная линия – средняя

Изображение слайда

Слайд 53

Изображение слайда

Слайд 54: Популяции не являются стабильными образованиями, в них постоянно происходят изменения состава генотипов, связанные с колебаниями численности, миграцией и рядом других процессов

Изображение слайда

Слайд 55: Человеческие популяции ˜ Причины образования — не только биологические, но и социальные. ˜ Высокий уровень панмиксии. ˜ Существование крупных популяций с высоким уровнем миграции. ˜ Существование географических и социальных изолятов

Изображение слайда

Слайд 56: Тайвань – один из наиболее густонаселенных районов планеты

Горцы Дагестана

Изображение слайда

Слайд 57: Типы изменчивости в популяциях

Изображение слайда

Слайд 58: Дискретная изменчивость в разных популяциях (группы крови системы АВ0)

Частоты встречаемости одних и тех же признаков меняются от популяции к популяции На рисунке представлены популяци и коренных жителей Австралии и жителей России

Изображение слайда

Слайд 59: Континуальная изменчивость по росту (легко наблюдается)

Снимок времен Первой мировой войны Отряд из 175 солдат разбит на группы по росту, начиная с 144,4 см и до 187,8 см. Нижний ряд чисел указывает рост (в футах), а верхний – численность группы.

Изображение слайда

Слайд 60: Бимодальное распределение по росту

Изображение слайда

Слайд 61

Рост близнецов (девушек-подростков) в американской популяции

Изображение слайда

Слайд 62: Континуальная изменчивость по коэффициенту интеллекта ( IQ ) (оценивается в результате измерений по стандартизованным тестам)

Гистограмма реального распределения частот встречаемости значений коэффициент интеллекта IQ в популяции школьников г.Москвы N – число индивидов в данном классе измерений

Изображение слайда

Слайд 63: Классификация признаков в зависимости от типа изменчивости

Изображение слайда

Слайд 64: I. Дискретные признаки = альтернативные = прерывистые = качественные = полиморфизмы. Характер изменчивости : дискретная Характер наследственности : 1-2 гена Влияния среды: среда почти не влияет Примеры : группы крови, дальтонизм, вкусовая чувствительность к фенилтиомочевине. В популяциях встречаются относительно редко

Изображение слайда

Слайд 65: II. Континуальные признаки = непрерывные = количественные. Характер изменчивости : непрерывная Характер наследственности : чаще всего полигенная Влияния среды: как правило подвержены Примеры: рост, вес, IQ (интеллект), темперамент и другие психологические характеристики. Широко распространены в популяциях. Чаще всего это мультифакториальные, комплексные признаки (взаимодействие множества генов, факторов среды и случайностей развития)

Изображение слайда

Слайд 66: III. Признаки с пороговым эффектом. Характер изменчивости : прерывистая. Характер наследственности : полигенная, как у континуальных признаков. Влияния среды: подвержены Примеры: диабет, астма, шизофрения, депрессия, нарушения обучаемости (дислексия и т.п.) и др. Распространены в популяциях, х арактерны для различных заболеваний и нарушений развития

Изображение слайда

Слайд 67: Дискретный характер изменчивости признаков с пороговым эффектом

Изображение слайда

Слайд 68: Континуальный характер наследственной предрасположенности для признаков с пороговым эффектом

Изображение слайда

Слайд 69

Континуальные или дискретные ? Индекс массы тела - «ожирение» Артериальное давление – «гипертония» Плотность скелета – «перелом» Сахар крови – «диабет» Реактивность бронхов – «астма» Невротицизм – «тревога/депрессия» Способность к чтению – «дислексия»

Изображение слайда

Слайд 70

непораженные пораженные Предрасположенность к болезни Единичный порог тяжел забол Предрасположенность к болезни Множественные пороги слабстеп. норма умер степ. Мультифакториальная пороговая модель болезни

Изображение слайда

Слайд 71: ДВЕ ВЕТВИ ГЕНЕТИКИ – ГАЛЬТОНОВСКАЯ И МЕНДЕЛЕВСКАЯ (логика развития науки следует из логики устройства природы)

Изображение слайда

Слайд 72

До Менделя господствовала теория слитной наследственности. Ее придерживались Дарвин и Гальтон Гальтон Мендель Концепция Слитной н-сти Дискретной н-сти Объект Человек Растение Уровень иссл-я Популяция Семья Признаки Количественные Альтернативные (качественные) Законы Два закона Два (три) закона

Изображение слайда

Слайд 73

Гальтон Мендель Теория Феноменологическая (описательная) Наиболее далеко отстоит от генного действия. Механизменная (высокий уровень обобщения, путь к раскрытию механизмов, высокая объясняющая сила). Породила: Статистику, биометрику, психометрику, дифференциальную психологию, генетику человека ( I этап), психогенетику Хромосомную теорию, цитогенетику, молекулярную генетику (изучение ДНК).

Изображение слайда

Слайд 74

Первый закон Гальтона – закон регрессии (для роста, более 200 родительских пар, более 900 детей)

Изображение слайда

Слайд 75: Второй закон Гальтона – закон наследования свойств предков. (Наследование масти собак породы «такса») – Потомки наследуют тем меньшую долю признаков от предков, чем более отдаленными они являются

Изображение слайда

Слайд 76

Законы Менделя (сформулированы не Менделем) Закон единообразия гибридов I поколения (выделяется не всегда) 2. Закон расщепления 3. Закон независимого комбинирования

Изображение слайда

Слайд 77

Изображение слайда

Слайд 78

На первых этапах развития генетики Гальтоновское и Менделевское направления развивались независимо и даже враждовали ( менделисты и биометрики )

Изображение слайда

Слайд 79: Мендель и менделевская генетика

До Менделя описаны явления: доминирования (Кёльрейтер, Найт, Нодэн, XVIII–XIX в.), расщепления (Госс, 1822 г. Нодэн, 1856 г.), независимого комбинирования (Сажрэ, 1825 г.). Кёльрейтер ( XVIII в.) первым ввёл в гибридизацию буквенные обозначения ( А, В, а, b ). Всё это подготовило почву для открытия Менделя.

Изображение слайда

Слайд 80

Недостатки предшественников Менделя : ˜ Отождествляли наследственные факторы (гены) и признаки. ˜ Не применяли статистику. ˜ Выбирали не очень удачные объекты исследования (часто использовали межвидовую гибридизацию).

Изображение слайда

Слайд 81

Основы успеха Менделя: – искусственная гибридизация растений; – удачный объект : «константные» формы гороха (чистые линии, 22 сорта); – удачный подбор признаков (7 пар альтернативных); – поэтапное исследование; – поголовное участие всего потомства в последующих этапах исследования; – всеобщий статистический учёт ; – введение разных буквенных обозначений для внешне одинаковых, но внутренне отличающихся форм растений. Результат — открытие закономерностей наследования.

Изображение слайда

Слайд 82

Мендель первым развёл наследственные факторы и признаки

Изображение слайда

Слайд 83

Опытный садик Г. Менделя во дворе монастыря в Брно Памятник Г. Менделю

Изображение слайда

Слайд 84

Изображение слайда

Слайд 85

Изображение слайда

Слайд 86

Mendel’s experimental garden www.mzm.cz/engmzm/predmety/ mendel_fotografie.html Gregor Mendel, 1822-1884

Изображение слайда

Слайд 87

Что делал Мендель? Первый этап – моногибридное скрещивание. (1 пара альтернативных признаков, К – красные цветки, Б – белые цветки). Искусственное опыление («константные») К х Б («константные») F 1 все К F2 3K : 1 Б (расщепление по внешним признакам) 3К = 1К + 2К 1Б, 1К – «константные» формы ( а, А ) 2К – «гибридные» формы ( Аа ) 1А : 2Аа : 1а (расщепление по внутренней сущности)

Изображение слайда

Слайд 88

Мендель ввёл буквенные обозначения не по внешним признакам, а по внутренней сущности: А – константные доминантные, а – константные рецессивные Аа – гибридные. Получил расщепление А + 2Аа +а, что ему напомнило (А+а) 2 или (А+а) n, т.е. формула бинома, где n – номер поколения

Изображение слайда

Слайд 89

Выводы Менделя: 1. Наследственные факторы парны (АА, аа, Аа) 2. В половые клетки попадает только один из них ( расщепление ) 3. Наследственные факторы не смешиваются (т.е. дискретны) и передаются из поколения в поколение в неизменном виде 4. Соединение наследственных факторов при оплодотворении равновероятно Современная запись с помощью решетки Пеннета Гаме-ты А а А АА Аа а Аа аа

Изображение слайда

Слайд 90

Второй этап – дигибридное скрещивание (2 пары альтернативных признаков, ГЖ – гладкие жёлтые, МЗ – морщинистые зелёные). Искусственное опыление («константные») ГЖ х МЗ («константные») (АВ) (а b ) F 1 внешне все доминантные F2 9 ГЖ : 3 МЖ : 3 ГЗ : 1 МЗ ( расщепление по внешним признакам) МЖ и ГЗ – новые сочетания признаков

Изображение слайда

Слайд 91

9 различных форм (запись Менделя): [ АВ+А b+aB+ab ]+[ 2ABb+2aBb+2Aab+2AaB ]+[ 4AaBb ]= =(A+2Aa+a)(B+2Bb+b) Делит на 3 категории: I – константные в обоих признаках – по одной части каждого типа (4 типа) – это гомозиготы II – константные в одном, гибридные в другом признаке – по две части каждого типа (4 типа) III – гибридные в обоих признаках – по четыре части – это гетерозиготы (1 тип)

Изображение слайда

Слайд 92

Современная запись с помощью решётки Пеннета ( расщепление по категориям) Гаметы AB Ab aB ab AB AB AB Ab AB aB AB ab AB Ab AB Ab Ab Ab aB Ab ab Ab aB AB aB Ab aB aB aB ab aB ab AB ab Ab ab aB ab ab ab

Изображение слайда

Слайд 93: Современная запись с помощью решётки Пеннета (расщепление по фенотипу 9:3:3:1)

Гаметы AB Ab aB ab AB AB AB Ab AB aB AB ab AB Ab AB Ab Ab Ab aB Ab ab Ab aB AB aB Ab aB aB aB ab aB ab AB ab Ab ab aB ab ab ab

Изображение слайда

Слайд 94: МАТЕМАТИКА ДЕЛАЕТ ЛЮБУЮ НАУКУ КРАСИВОЙ

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ЛЕКЦИЯ №2

Третий этап – тригибридное скрещивание (3 пары альтернативных признаков) «...из всех опытов он потребовал наибольшего количества времени и труда» (Мендель). Результирующая формула: ( A+2Aa+a ) (B+2Bb+b)(C+2Cc+ с ) Общий вывод по результатам 2-го и 3-го этапов: Имеет место «комбинационный» ряд. Следовательно, признаки комбинируются независимо друг от друга. Мендель не делает принципиального различия между первым, вторым (третьим) этапами. Его комментаторы искусственно выделили 2 «закона» Менделя – расщепления и независимого комбинирования.

Изображение слайда

Похожие презентации