Лекция 2 Базовые принципы и понятия технологии моделирования на основе UML — презентация
logo
Лекция 2 Базовые принципы и понятия технологии моделирования на основе UML
  • Лекция 2 Базовые принципы и понятия технологии моделирования на основе UML
  • Легенда о Вавилонской башне
  • Лекция 2 Базовые принципы и понятия технологии моделирования на основе UML
  • Причины неудачных проектов компьютерного моделирования
  • Отсутствие моделей при разработке ПО
  • Лучшие практики компьютерного моделирования при разработке ПО
  • Что такое визуальное моделирование ?
  • Основные понятия визуального моделирования
  • CASE -средства
  • Визуальные модели представляют архитектуру программных систем
  • Визуальные модели являются средством коммуникации
  • Визуальные модели – основа многократного использования кода
  • ООП – основные понятия
  • ООАП – основные понятия
  • Классификация проектов по сложности
  • Классификация проектов по типу приложений
  • Использование языка UML в проектах по отраслевой принадлежности
  • Взаимосвязь нотации, методологии и инструментальных средств
  • Графические нотации моделирования, используемые в России
  • Пример визуальной модели в нотации IDEF
  • Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств
  • Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств
  • Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств
  • «Война методов» конца 1980 гг.
  • Популярные графические нотации визуального моделирования (конец 80-х гг.)
  • Язык UML и современные технологии
  • Основные разработчики языка UML ( Three amigos)
  • История развития языка UML
  • Основные разработчики языка UML 2
  • Определение языка UML
  • Назначение языка UML
  • Особенности изображения графического элементов диаграмм языка UML
  • Особенности изображения диаграмм в нотации UML
  • Общие рекомендации по изображению диаграмм в нотации языка UML
  • Противоречивость и адекватность моделей в нотации UML
  • Классификаторы – основные элементы языка UML
1/36

Слайд 2: Легенда о Вавилонской башне

В Библии предание о том, как Бог, разгневанный дерзостью людей, вознамеривавшихся соорудить башню до небес (Вавилонская башня) « смешал их языки » (они перестали понимать друг друга) и рассеял человечество по всей земле.

Изображение слайда

Слайд 3

Изображение слайда

Недостаточно адекватное управление требованиями Несогласованность требований, проектных решений и реализации Жесткая архитектура ПО Нарастающая сложность ПО Неточная и противоречивая коммуникация Недостаточное тестирование Субъективное отношение к приоритетам отдельных артефактов проекта Игнорирование рисков и отсутствие процедур управления рисками Бесконтрольное внесение изменений в артефакты проекта Недостаточное использование CASE -средств и средств поддержки отдельных этапов проекта

Изображение слайда

Слайд 5: Отсутствие моделей при разработке ПО

Не позволяет справиться с растущей сложностью разрабатываемых программных систем Не позволяет эффективно управлять разработкой в условиях изменяющихся требований Создает барьеры непонимания: аналитик не понимает руководителя проекта, разработчик – аналитика, тестировщик – разработчика и пр. Не позволяет обеспечить контроль изменений в процессе выполнения работ Не позволяет избежать субъективности в оценке качества разрабатываемых продуктов Модель (model) — абстракция физической системы, рассматриваемая с определенной точки зрения и представленная на некотором языке или в графической форме

Изображение слайда

Использование визуальных моделей при разработке ПО Итеративная разработка ПО Управление требованиями Управление изменениями и конфигурацией артефактов ПО Использование компонентных архитектур Непрерывное тестирование и верификация качества ПО Использование паттернов проектирования Использование CASE -средств и RAD -средств Управление рисками: Технологическими рисками Связанными с требованиями Связанными с квалификацией персонала проекта Политическими рисками

Изображение слайда

Визуальное моделирование есть моделирование с использованием некоторой графической нотации На входе – Неструктурированная информация На выходе – Модели ПО и бизнес-процессов

Изображение слайда

Слайд 8: Основные понятия визуального моделирования

Нотация – система условных обозначений для графического представления визуальных моделей Семантика – система правил и соглашений, определяющая смысл и интерпретацию конструкций некоторого языка Методология – совокупность принципов моделирования и подходов к логической организации методов и средств разработки моделей CASE (Computer Aided Software Engineering) – м етодология разработка программного обеспечения, основанная на комплексном использовании компьютеров не только для написания исходного кода, но и для анализа и моделирования соответствующей предметной области CASE-средства (CASE- tools ) – программное обеспечение, которое предназначено для разработки визуальных моделей программных систем и генерации исходного кода или схемы базы данных на некотором языке

Изображение слайда

Слайд 9: CASE -средства

1-е поколение: генерация схем БД ( Oracle Designer 2000, ERwin ) 2 -е поколение: генерация программного кода ( Borland Together Designer 2005 ) 3 -е поколение: прямая и обратная кодогенерация ( IBM Rational Rose 2002/2003, Borland Together Developer 2005, Sparx Enterprise Architect ) 4 -е поколение: синхронизация программного кода и моделей ( IBM Rational Software Architect 6/7, Borland Together Architect 2006, Borland Development Studio 2006 ) Разработка визуальных моделей сложных систем, в виду значительного объема решаемых задач, должно опираться на специальные средства программной поддержки Oracle Designer B Pwin, ERwin Rational Rose

Изображение слайда

Слайд 10: Визуальные модели представляют архитектуру программных систем

Визуальная модель системы не должна зависеть от языка ее реализации! Интерфейсы пользователя (Delphi, Visual Basic, Java) Бизнес-логика (C++, Java) Базы данных (SQL)

Изображение слайда

Слайд 11: Визуальные модели являются средством коммуникации

Бизнес-аналитики, системные аналитики, архитекторы, CIO, MIS, CPO Программисты, тестировщики, менеджеры проектов Визуальные модели описывают бизнес-процессы Визуальные модели используются для проектирования и разработки программных систем Графическая нотация (язык UML) Артефакты ПО Артефакты БП

Изображение слайда

Слайд 12: Визуальные модели – основа многократного использования кода

Моделирование охватывает существенные (основные, релевантные) аспекты структуры и поведения системы ERP Системы Многократно используемые компоненты ( Reusable Components ) Интернет порталы Базы данных

Изображение слайда

Слайд 13: ООП – основные понятия

Объектно-ориентированное программирование (Object-Oriented Programming) — совокупность принципов, технологии и инструментальных средств для создания программных систем, в основу которых закладывается архитектура взаимодействия объектов Абстракция — характеристика сущности, которая отличает ее от других сущностей Наследование — принцип, в соответствии с которым знание о более общей категории разрешается применять для более частной категории Инкапсуляция — сокрытие отдельных деталей внутреннего устройства классов от внешних по отношению к нему объектов или пользователей Полиморфизм — свойство элементов модели с одинаковыми именами иметь различное поведение

Изображение слайда

Слайд 14: ООАП – основные понятия

Объектно-ориентированный анализ и проектирование (Object-Oriented Analysis/Design) — технология разработки программных систем, в основу которых положена объектно-ориентированная методология представления предметной области в виде объектов, являющихся экземплярами соответствующих классов Предметная область (domain) – часть реального мира, которая имеет существенное значение или непосредственное отношение к процессу функционирования программы Диаграмма (diagram) — графическое представление совокупности элементов модели в форме связного графа, вершинам и ребрам (дугам) которого приписывается определенная семантика Нотация канонических диаграмм является основным средством разработки моделей на языке UML

Изображение слайда

Слайд 15: Классификация проектов по сложности

Высокая техническая сложность Встроенные системы реального времени Распределенные высоконадежные системы Высокопроизводительные системы Низкая техническая сложность - Использование макроязыков или 4GL - Реинжиниринг приложений баз данных - Разработка учетно-расчетных приложений Высокая сложность управления - Большой масштаб - Контрактные заказы - Много пользователей - «Проекты» Низкая сложность управления - Малый масштаб - Неформальные заказы - Один пользователь - “ Продукты ” Defense MIS System Defense Weapon System Telecom Switch CASE Tool National Air Traffic Control System Enterprise IS (Family of IS Applications) Commercial Compiler Business Spreadsheet IS Application Distributed Objects (Order Entry) Small Scientific Simulation Large-Scale Organization/Entity Simulation Embedded Automotive Software Использование языка UML не обязательно Использование языка UML обязательно!

Изображение слайда

Слайд 16: Классификация проектов по типу приложений

Использование языка UML обязательно! Классификация проектов по типу приложений Проекты для использования внутри компании ( IIT -проекты) Моно пользовательские приложения Системы Видео наблюдения Текстовые редакторы Системы Ауторизации доступа Корпора-тивные порталы Кастомизация ERP -систем Бухгалтерские Системы Корпоративные БД Типовые Интернет- магазины Системы контроллинга Локальные БД Проекты в интересах внешнего заказчика, аутсорсинг ( EIT -проекты) Проекты разработки «коробочных» Приложений ( ISV -проекты) Web- приложения Встроенные Системы мониторинга ERP & MES Системы Графические редакторы Разработка коммерческих ERP -систем Внедрение модулей ERP -систем Банковские Информационные системы

Изображение слайда

Слайд 17: Использование языка UML в проектах по отраслевой принадлежности

Банки и инвестиционные фонды Связь и телекоммуникации Нефтегазовая промышленность Страховые фонды Энергетика Машиностроение Торговля Фармацевтическая промышленность Оборонная промышленность Федеральная таможенная служба Учебные заведения Средний проект по разработке ПО : 5-10 человек 10-15 месяцев 10 - 1 5 внешних интерфейсов Незначительная неопределенность и риски

Изображение слайда

Слайд 18: Взаимосвязь нотации, методологии и инструментальных средств

Изображение слайда

Слайд 19: Графические нотации моделирования, используемые в России

UML ( Unified Modeling Language ) – отраслевой стандарт OMG, поддерживают более 50 CASE -средств, основной инструмент IBM Rational Rose / IBM RSA (IBM Rational Software) IDEF – семейство нотаций, стандарт МО США, рекомендован Правительством РФ для применения в государственных учреждениях, основной инструмент AllFusion Pricess Modeller (Computer Associations) ARIS ( AR chitecture of I ntegrated I nformation S ystems ) – методология и нотация для профессионального моделирования бизнес-процессов, инструмент ARIS Toolset (IDS Scheer AG)

Изображение слайда

Слайд 20: Пример визуальной модели в нотации IDEF

IDEF не объектно-ориентированная нотация! Стрелки - объекты

Изображение слайда

Слайд 21: Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств

+ дополнительная интеграция с линейкой продуктов IBM Rational Нотация – UML 1.х Методология - RUP Средство – IBM Rational Rose Best Practices

Изображение слайда

Слайд 22: Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств

Методология ARIS House of Business Engineering (HOBE) Средство ARIS Toolset Методология MSF (Microsoft Solutions Framework) Средство MS Visual Studio/.NET Нотация – UML 1.х Нотация – UML 1.х варианты

Изображение слайда

Слайд 23: Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств

Нотация – UML 2.х Методология ALM ( Application Lifecycle Management) Средство Borland Together Architect 2006 Нотация - UML 2. х Методология RUP Средство IBM Rational Software Architect варианты

Изображение слайда

Слайд 24: Война методов» конца 1980 гг

Meyer Before and after conditions Harel Statecharts Gamma, et al Patterns HP Fusion Operation descriptions and message numbering Embley Singleton classes and high-level view Wirfs-Brock Responsibilities Odell Classification Shlaer - Mellor Object lifecycles Rumbaugh OMT Booch Booch method Jacobson OOSE

Изображение слайда

Слайд 25: Популярные графические нотации визуального моделирования (конец 80-х гг.)

ERD (Entity-Relationship Diagrams) – диаграммы « сущность - связь » DFD ( Data Flow Diagrams ) – диаграммы потоков данных, обеспечивающих анализ требований и функциональное проектирование информационных систем STD ( State Transition Diagram ) – диаграммы перехода состояний для проектирования систем реального времени SADT ( Structured Analysis and Design Technique ) – технология структурного анализа и проектирования ICAM ( Integrated Computer Aided Manufacturing ) – интегрированное компьютерное производство FDD ( Functional Decomposition Diagrams ) – диаграммы функциональной декомпозиции Структурные карты Джексона и Константайна – проектирование межмодульных взаимодействий и внутренней структуры объектов

Изображение слайда

Слайд 26: Язык UML и современные технологии

MDA Model Driven Architecture GoF Design patterns OCL Object Constraint Language BPML, BPMN Business Process Modeling Language/ Notation J2EE Java 2 Enterprise Edition CORBA Common Object Request Broker Architecture SOA Service-oriented architectures BPEL Business Process Execution Language

Изображение слайда

Слайд 27: Основные разработчики языка UML ( Three amigos)

Grady Booch Гради Буч Dr. James Rumbaugh Джеймс Рамбо (Джим Румбах) Dr. Ivar Jacobson Айвар Джекобсон (Ивар Якобсон) OMG (Object Management Group) — название консорциума, созданного в 1989 году для разработки индустриальных стандартов с их последующим использованием в процессе создания масштабируемых неоднородных распределенных объектных сред. В настоящее время входит более 800 софтверных компаний Официальный сайт: www.omg.org

Изображение слайда

Слайд 28: История развития языка UML

Спецификация языка UML 2.1.2: Суперструктура: 07-11-02.pdf – 736 стр. Инфраструктура: 07-02-04.pdf – 218 стр. Object Constrain Language v. 2. 0: 2005-06-06. pdf – 1 8 5 стр. Diagram Interchange: 03-07-03. pdf – 34 стр. Model Driven Architecture 03-0 6 -0 1. pdf – 62 стр.

Изображение слайда

Слайд 29: Основные разработчики языка UML 2

Don Baisley Morgan Bjorkander Conrad Bock Steve Cook Philippe Desfray Nathan Dykman Anders Ek David Frankel Eran Gery Oystein Haugen Sridhar Iyengar Cris Kobryn Birger Moller-Pedersen James Odell Gunnar Overgaard Karin Palmkvist Guus Ramackers Jim Rumbaugh Bran Selic Thomas Weigert Larry Williams

Изображение слайда

Слайд 30: Определение языка UML

Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования для описания, визуализации и документирования объектно-ориентированных систем в процессе их анализа и проектирования Язык UML предоставляет стандартный способ написания проектной документации на системы, включая концептуальные аспекты, такие как бизнес процессы и функции системы, а также конкретные аспекты, такие как выражения языков программирования, схемы баз данных и повторно используемые компоненты ПО Язык UML не является методологией Язык UML не является процессом Язык UML не является языком программирования Язык UML не является формальным языком UML = нотация + семантика !

Изображение слайда

Слайд 31: Назначение языка UML

Предоставить разработчикам легко воспринимаемый и выразительный язык визуального моделирования, специально предназначенный для разработки и документирования моделей сложных систем различного целевого назначения Снабдить исходные понятия языка UML возможностью расширения и специализации для более точного представления моделей систем в конкретной предметной области Графическое представление моделей в нотации UML не должно зависеть от конкретных языков программирования и инструментальных средств проектирования Описание языка UML должно включать в себя семантический базис для понимания общих особенностей ООАП Способствовать распространению объектных технологий и поощрять развитие рынка программных инструментальных средств Интегрировать в себя новейшие и наилучшие достижения практики ООАП

Изображение слайда

Слайд 32: Особенности изображения графического элементов диаграмм языка UML

Изображение слайда

Слайд 33: Особенности изображения диаграмм в нотации UML

Графические узлы на плоскости, которые изображаются с помощью геометрических фигур и могут иметь различную высоту и ширину с целью размещения внутри этих фигур других конструкций языка UML Пути, которые представляют собой последовательности из отрезков линий, соединяющих отдельные графические узлы Значки или пиктограммы. Значок представляет собой графическую фигуру фиксированного размера и формы, которая не может увеличивать свои размеры, чтобы разместить внутри себя дополнительные символы. Строки текста. Служат для представления различных видов информации в некоторой грамматической форме.

Изображение слайда

Слайд 34: Общие рекомендации по изображению диаграмм в нотации языка UML

Каждая диаграмма должна служить законченным представлением соответствующего фрагмента моделируемой предметной области Все сущности на диаграмме модели должны быть одного концептуального уровня Вся информация о сущностях должна быть явно представлена на диаграммах Диаграммы не должны содержать противоречивой информации Диаграммы не следует перегружать текстовой информацией Каждая диаграмма должна быть само достаточной для правильной интерпретации всех ее элементов и понимания семантики всех используемых графических символов

Изображение слайда

Слайд 35: Противоречивость и адекватность моделей в нотации UML

Модель, соответствующая правилам нотации или семантики языка UML называется непротиворечивой ( well-formed model ) Модель, нарушающая правила нотации или семантики языка UML называется противоречивой ( ill-formed model ) Здесь могут быть использованы формальные критерии – соответствие спецификации языка UML! Модель, достаточно полно и правильно отражающая предметную область или решаемую проблему называется адекватной Модель, не достаточно полно или неправильно отражающая предметную область или решаемую проблему называется не адекватной Здесь могут быть использованы только неформальные критерии – субъективное мнение экспертов! Моя модель – это не ваша модель, а ваша модель – не моя…

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лекция 2 Базовые принципы и понятия технологии моделирования на основе UML: Классификаторы – основные элементы языка UML

Прямоугольник – основной символ для графического изображения классификатора

Изображение слайда

Похожие презентации