Первый слайд презентации
Людвиг ван Бетховен Симфония № 5 до минор Савельева Т. Г. МБУ ДО ДШИ им. А. К. Лядова Сахалинской области
Слайд 2
Годы создания: 1805 – 1808. Эпиграф симфонии сформулировал сам Л. Бетховен: «Так судьба стучится в дверь». Программа симфонии: «От мрака к свету, через борьбу к победе» – от до минора вступления первой части к До мажору четвёртой части. От «темы зла» (лейтмотив «судьбы») через борьбу и препятствия к победе человека над судьбой.
Слайд 3
Драматургия «темы судьбы» В основе темы – характерный ритм: Первая часть: безраздельное господство ритма темы во всех разделах. Вторая часть: затаённое звучание в первой вариации второй темы. Третья часть: ожесточённо, в ритмическом увеличении, в крайних разделах. Четвёртая часть: как «воспоминание» в конце разработки.
Слайд 4
Оркестр По сравнению с оркестрами Й. Гайдна и В. А. Моцарта – увеличенный состав. Л. Бетховен ввёл тромбоны, флейту пикколо, контрфагот. Отделил строчку контрабасов от виолончелей. Новаторство Большие масштабы частей. Единство цикла в симфонии достигается отсутствием перерывов между третьей и четвёртой частями (в этом Л. Бетховен предвосхищает стремления композиторов-романтиков к одночастности ). Лейтмотив «судьбы» – сквозная тема, проходящая через все части симфонии. Реприза третьей части звучит на пианиссимо и пиццикато, оттеняя триумфальное звучание четвёртой части. Масштабная финальная кода.
Слайд 5
Первая часть Вторая часть Третья часть Четвёртая часть Форма Сонатная форма Вариации на две темы Скерцо. Сложная трёхчастная с трио Сонатная форма Тональность до минор Ля бемоль мажор до минор До мажор Темп Allegro con brio Andante con moto Allegro Allegro Характер Героико-трагическая Первая тема – лирическая, вторая тема – гимническая Тревожно-затаённая, с контрастной танцевальной средней частью Триумфальный марш План симфонии