Слайд 2
Манипуляция – это воздействие на личность или группу, направленное на достижение манипулятором своих целей (вне зависимости от последствий для объекта манипуляции) путем незаметного для объекта подталкивания к осуществлению желаемых манипулятором проявлений активности, как правило, несовпадающих с изначальными намерениями объекта манипуляции. МАНИПУЛЯТОР – человек, который совершает манипуляции, старается ввести жертву в заблуждение своими словами или действиями, которые имеют всегда двойной смысл: один внешний смысл, предназначенный для другого человека, и второй, скрытый, тайный, порой коварный смысл.
Слайд 3
Первые замечания о необходимости изучения сферы поведенческих манипуляций людей в достижении своих целей были сделаны еще Б. Паскалем, М. Монтенем, М. Монтескье, Т. Макиавелли. Тема психологического управления людьми подробно разрабатывалась в произведениях Сенеки, Честерфилда, Гете, Карнеги.
Слайд 4
Манипуляция – это целенаправленный стимул любой природы (звуки, слова, жесты, мимика, позы, картинки в журнале, рекламное объявление в газете). Люди воздействуют друг на друга, чтобы: - Удовлетворить свои потребности с помощью других людей или через них; - Подтвердить факт своего существования и его значимость; - Преодолеть пространственно-временные ограничения собственного существования.
Слайд 5
Манипуляции подразделяются на злокачественные (деструктивные) и добродетельные (конструктивные ). Существует также разделение манипуляций по предполагаемым целям воздействия. Е.В. Сидоренко разделяет все множество манипуляций на два вида: гедонистическую и прагматическую манипуляцию.
Слайд 6
Психологический портрет манипулятора: личность закрытая, недоверчивая, неуверенная в себе, с низким ощущением самоценности (с негативной Я - концепцией), не цельная (манипулятор дробит себя на части "хорошие", которые выпячивает, и "плохие", которые во взаимодействии скрываются), к людям относится ритуально, интимности в отношениях избегает, эмоционально отстранён, но хорошо приспосабливается, так как обладает социально психологическими знаниями. Люди не рождаются манипуляторами, а становятся ими.
Слайд 7
Манипуляции – важный элемент деловых отношений и могут быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов: - для создания ореола руководителя организации или подразделения; - для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удаётся ни одному руководителю; - для создания единой направленности желаний подчинённых на достижение целей организации. Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчинёнными незаметно, создавая у них иллюзию полной самостоятельности и свободы.
Слайд 8
Манипуляции используемые в деловом общении Организационно – процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Психологические манипуляции основаны на использовании приёмов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда. Логические манипуляции построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомлённого оппонента. Конструктивное использование манипуляций призвано способствовать сохранению и развитию деловых отношений и личности партнёров.
Слайд 9
Типы манипуляций в общении Манипуляция любовью Манипуляция страхом. Манипуляция неуверенностью в себе. Манипуляция чувством вины. Манипуляция чувством гордости (идеей «сверх я») Манипуляция чувством жалости.
Слайд 10
Методы манипуляции в общении Использовать слова непонятные оппоненту. 2. Ложь 3. Повторение. 4. Искушение 5. Игра на чувстве вины. 6. Жалость 7. Забота и внимание 8. Лесть. 9. Чужой Авторитет. Другие распространенные и относительно простые методы манипуляции — шантаж, угрозы, запугивание, подкуп.
Слайд 11
Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта) Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу: 5 - практически всегда; 4 - часто; 3 - иногда; 2 - случайно; 1 - очень редко. Обработка и интерпретация результатов Баллы суммируются. 80 баллов и больше - высокий показатель ; 60-80 баллов - средний показатель с тенденцией к высокому; 40-60 баллов - средний показатель с тенденцией к низкому; 40 баллов и меньше - низкий показатель.
Слайд 12
Защита в манипуляции Шаг первый. Логика Шаг второй. Неловкость Шаг третий. Сделайте свой выбор Шаг четвертый. Понять себя Пассивная защита 1. Никак не реагируйте. 2. Заговорите совсем о другом (основание то же ). 3. Делайте вид, что «не поняли», о чем речь; 4. «Соглашаетесь ». 5. Переспросите. Активные способы защиты от манипуляций предполагают: 1. Установка на распад технологических элементов влияния на адресата темпом задать уточняющий вопрос или переспросить. 2. Использование манипуляторных средств в свих интересах. Контрманипуляция – наиболее сильная из защит – представляет собой ответную манипуляцию со стороны адресата, в которой используются обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным воздействием инициатора.