Слайд 2
Мари́йцы ( мар. марий, мары, маре, мӓрӹ ; ранее: рус. черемисы, тюрк. чирмыш ) прина Марийцы делятся на три основные субэтнические группы: горные(правобережье Волги), луговые ( Ветлужско -Вятское междуречье) и восточные (территория Башкиртостана, куда они переселились в 16-18 веках. Марийцы
Слайд 3
Расселение Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (324,4 тыс. чел.). Значительная часть проживает на марийских территориях Кировской, Нижегородской и Костромской областей. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (105 тыс. чел.). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (19,5 тыс. человек), Удмуртии (9,5 тыс. человек), Свердловской (28 тыс. человек) и Пермской (5,4 тыс. человек) областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.).
Слайд 4
Символы Республики Марий Эл Республика Марий Эл имеет государственные флаг, герб и гимн.
Герб выполнен в виде щита, на белом фоне которого изображен шагающий медведь. В правой лапе он держит меч в ножнах, направленный острием вниз и молот, в левой — щит с изображением солярного знака, особо почитаемого среди угро-финских народов. На верху щита изображена корона, как символ государственной власти. Медведь олицетворяет силу и мощь, благородство. Это животное характерно для нашего лесного края, оно всегда было особо почитаемо местным населением. Меч и молот символизируют правопорядок и созидательный труд, а щит — готовность власти защищать человека
Флаг выполнен в виде прямоугольного полотнища белого цвета. В левой части у древка вертикально расположен марийский национальный орнамент красного цвета, в центре — герб. Белый цвет — древний национальный символ марийского народа, а также символ чистоты, добра, светлых помыслов и намерений населения
Слайд 7
Марий Эл, ты – как мать Для каждого в судьбе. Где бы ни был – вспоминать Твой сын будет о тебе. Припев: Славься, наш край родной, Цвети в счастье и в труде. Гордимся всегда тобой И поём, Марий Эл, о тебе! Свою честь сохранит Народ наш на века, И дружба как гранит Всегда с братьями крепка. Припев: Славься, наш край родной, Цвети в счастье и в труде. Гордимся всегда тобой И поём, Марий Эл, о тебе! Государственный гимн Республики Марий Эл
Слайд 10
Поселения и жилища Традиционное жилище марийцев - срубная изба с двускатной крышей, состоящая из жилой части и сеней или жилой части, сеней и клети. У русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом, кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен помещались лавки, в переднем углу - стол с деревянным стулом главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери - деревянная кровать или нары, над окнами - вышитые полотенц а.
Слайд 11
У восточных марийцев интерьер приближался к татарскому (широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок). Летом жили в кухне. Это срубная постройка с двускатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма, с земляным полом и без потолка, с открытым очагом с подвесным котлом. Характерны двухэтажные кладовые с галереей балконом, на первом этаже которых хранили продовольствие, на втором - одежду и утварь.
Слайд 12
Национальный костюм Основной одеждой марийцев была рубаха тунико -образного покроя ( тувыр ), штаны ( йолаш ), а также кафтан ( шовыр ), вся одежда опоясывалась поясным полотенцем ( солык ), а иногда и поясом ( ÿштö ). Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже — валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы ( кетырма ). У женщин были распространены поясные подвески — украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр. Также существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована у русских), шарпан — головное полотенце с очельем. Схожим с мордовским и удмуртским головным убором является шурка.
Слайд 14
Декоративное творчество Основным элементом одежды является национальная вышивка. В древности она выполняла не только защитную роль, но и была признаком, указывающим на принадлежность к той или иной родовой группе. Орнаментация различалась не только местом расположения на деталях костюма, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки. Богатством орнаментации отличалась одежда женщин до 40 лет. Особенно много вышивки располагалось в области груди, с целью охраны женщины-матери - продолжательницы рода.
Слайд 15
Кухня Основная традиционная пища - вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыльо), варёная колбаса из сала или крови с крупой (шокта), слоёные блины (команмелна), творожные сырники (туара). Традиционные марийские напитки: пиво (сыра), пахта (oран), крепкий медовый напиток (пура, пyрo).
Слайд 16
Занятия и промыслы Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Подсобное значение имели огородничество, разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса, смолокурение и др.). Развито бортничество, а позднее распространение получили пасечное пчеловодство и рыболовство.
Слайд 17
Развиты художественные промыслы: вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело.
Слайд 18
Песни, танцы Богатством форм и мелодичностью отличается марийская музыка. Основные традиционные инструменты - гусли, барабан и трубы. Из фольклорных жанров выделяются песни, среди которых особое место занимают "песни печали", сказки и предания.
Слайд 19
Праздники и обряды Кyсото - священная, молельная роща. Священные рощи или священные деревья марийцы считают своеобразными храмами доброты. На основе верований в то, что в священных деревьях живут боги, выработана целая система табу. В священных рощах нельзя сквернословить, ругаться, думать о плохом, рубить деревья и т.д. Почитание священной рощи, священного дерева - онапу - обеспечивает благополучие человека и общества
Слайд 20
Мланде шочмо кече - день рождения земли. У марийцев обряд рождения земли празднуют через семь недель после Великого дня. Обряд в честь Мланде шочмо кече был связан с запретами по отношению к земле. Марийцы соблюдали особые правила, считали, что земле после зачатия требуется отдых, покой и тишина. В этот день запрещалось шуметь, копать, рыть землю, забивать колья, стирать грязное белье, громко разговаривать.
Слайд 21
Пчелы считались детьми бога. Убить пчелу было большим грехом, а к лицам, занимающимся пчеловодством, предъявлялись строгие моральные требования. Продажа ульев на сторону осуждалась, а ухаживать за пчелами положено было в белой и чистой одежде. Во время общественных, семейных, родовых жертвоприношений просили у богов благословить пчёл, необходимо было обращаться с ними как с «божественными птичками». Во время жертвоприношения просили также изобилия мёда, сохранения и умножения пчёл