Первый слайд презентации: МДК.02.02. ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
ПМ.02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ и РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ
В результате изучения профессионального модуля ПМ.02 обучающийся должен:
Слайд 3: Иметь практический опыт:
проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией; Иметь практический опыт:
Слайд 4: Уметь:
осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара; проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа; проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента; осуществлять паллиативную помощь пациентам; вести утвержденную медицинскую документацию.
Слайд 5: Знать:
виды, формы и методы реабилитации; правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
3 курс 6 семестр 4 курс 7 семестр 12 лекций + зачет по лекциям; 6 практических занятий; Итоговая оценка за семестр. 9 лекций + зачет по лекциям; 8 практических занятий; Дифференцированный зачёт; 6 занятий учебной практики; Итоговая оценка за учебную практику.
Слайд 8: Цели лекции:
1. Определить понятие реабилитации, изучить её виды и этапы, рассмотреть особенности проведения реабилитации инвалидов, одиноких лиц, участников военных 2. Познакомиться с нормативными документами, регламентирующими трехуровневую систему медицинской реабилитации. 3. Изучить классификацию нарушений, ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности, правила составления индивидуальной программы реабилитации. 4. Определить роль сестринского персонала в проведении реабилитационных мероприятий.
Слайд 9: РЕАБИЛИТАЦИЯ
система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и психологических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество, к общественно полезной жизни. * согласно определению экспертов ВОЗ и Международной организации труда.
Слайд 10: АБИЛИТАЦИЯ
система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
Слайд 11: Нормативные документы, регламентирующие проведение реабилитационных мероприятий:
Федеральный закон РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995г: «О социальной защите инвалидов в РФ» (ред. от 17.07.1999г № 78-ФЗ); Постановление Правительства РФ № 95 от 20.02.2006г (ред. от 30.12.2009г) «О порядке и условиях признания лица инвалидом»; Федеральный закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011г: «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»; Приказ Минздрава РФ № 1705н от 29.12.2012г «О порядке организации медицинской реабилитации»;
Слайд 12: Нормативные документы, регламентирующие проведение реабилитационных мероприятий:
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.07.2015 г. N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 г. N 1024н «О классификации и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»; 7. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи по профилям.
Слайд 13: ВИДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
Медицинская Физическая Психосоциальная Профессиональная
Слайд 14: ФЗ-323 Статья 40. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение
1. Медицинская реабилитация - комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.
Слайд 15: Отделение медицинской реабилитации ГБУЗ «ВОДКБ»
2. Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.
Слайд 16: Средства и формы медицинской реабилитации:
режим, диетотерапия; кинезотерапия – лечение движением, т.е. ЛФК ; массаж; физиотерапия; санаторно-курортное лечение; рефлексотерапия; традиционные методы: медикаментозные (лекарственные средства), нетрадиционные – фитотерапия, мануальная терапия; психотерапия, аутотренинг; хирургические методы – реконструктивные и пластические операции, трансплантация; ортезотерапия - функциональные приспособления, протезы, шины протезирование, в т.ч. внутренних органов; трудотерапия; программы реабилитации.
Слайд 17: Трехуровневая система оказания реабилитационной помощи:
1 Уровень – учреждения первичной медико-санитарной помощи (амбулаторные) и стационары: Медицинские организации (МО) – отделения медицинской реабилитации поликлиник и стационаров; Выездные бригады; на дому; Кабинет врача первичного звена, специалиста.
Слайд 18
2 Уровень - реабилитационный центр; Реабилитационное отделение при многопрофильной МО; Центры восстановительной медицины и реабилитации; Специализированные выездные бригады ; МО паллиативной помощи (хоспис). 3 Уровень: Многопрофильныефедеральные и межрегиональные реабилитационные центры; Санатории федерального значения.
Слайд 19: Этапы медицинской реабилитации:
1 Этап в острый период заболевания или травмы – в отделениях реанимации и интенсивной терапии стационара по профилю заболевания, в амбулаторных условиях. Задача - выработка программы реабилитации и обеспечение ее преемственности, двигательного режима, диеты, предупреждение осложнений, санация очагов инфекции; 2 Этап – ранний восстановительный, в отделениях медицинской реабилитации (ОВЛ, ОВМ), центрах восстановительной медицины и реабилитации – при улучшении состояния пациента;
Слайд 20: Этапы медицинской реабилитации:
3 Этап – поздний восстановительный, период остаточных явлений, при хроническом течении вне обострения, может достигать 12 месяцев с момента заболевания или травмы, проводится в отделениях медицинской реабилитации, психотерапии, в санаториях, выездными бригадами. 4 этап – компенсации утраченных функций, проводится у инвалидов в течение всей жизни.
Слайд 21: МКФ имеет две части, каждая из которых состоит из двух составляющих:
Часть 1. Функционирование и ограничения жизнедеятельности Часть 2. Факторы контекста функции ( b ) и структуры (s) организма - активность и участие ( d ) - факторы окружающей среды ( e ) - личностные факторы
Слайд 22: В зависимости от составляющей, наличие проблемы может означать нарушение, ограничение или ограничение возможности, препятствие
xxx.0 НЕТ проблем (никаких, отсутствуют, ничтожные,…) 0–4% xxx.1 ЛЕГКИЕ проблемы (незначительные, слабые,…) 5–24% xxx.2 УМЕРЕННЫЕ проблемы (средние, значимые,…) 25–49% xxx.3 ТЯЖЕЛЫЕ проблемы (высокие, интенсивные,…) 50–95% xxx.4 АБСОЛЮТНЫЕ проблемы (полные,…) 96–100% xxx.8 не определено xxx.9 не применимо
Слайд 23: Базисные навыки при обучении ( d 130 - d 159)
d 130 Копирование d 135 Повторение d 140 Усвоение навыков чтения d 145 Усвоение навыков письма d 150 Усвоение навыков счета d 155 Приобретение практических навыков d 159 Базисные навыки при обучении, другие уточненные и не уточненные
Слайд 24: Критерии для установления групп инвалидности
первая группа инвалидности устанавливается при нарушениях здоровья человека со степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека в диапазоне от 90 до 100 процентов, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. вторая группа инвалидности устанавливается при нарушениях здоровья человека со степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека в диапазоне от 70 до 8 0 процентов, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Слайд 25: Критерии для установления групп инвалидности
третья группа инвалидности устанавливается при нарушениях здоровья человека со степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека в диапазоне от 70 до 80 процентов, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается при наличии у ребенка стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм или врожденными дефектами
Слайд 26: Индивидуальная программа реабилитации ( абилитации ) инвалида
комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности.
Слайд 27: Целью сестринского процесса
является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма
Слайд 28: Этапы сестринского процесса
Первый этап – сестринское обследование включает оценку состояния пациента, сбор и анализ субъективных и объективных данных о состоянии здоровья перед осуществлением сестринских вмешательств. На этом этапе медицинская сестра должна: · получить представление о состоянии пациента до начала выполнения каких – либо вмешательств, · определить возможности самостоятельного ухода за собой пациента, · установить эффективное общение с пациента, · обсудить с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты, заполнить медицинскую документацию.
Слайд 29: Этапы сестринского процесса
Второй этап – определение проблем пациента нацелен на выявление реакций организма пациента в связи с болезнью, может часто меняться в зависимости от реакции организма на болезнь, связан с представлениями пациента о состоянии его здоровья. Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Особое внимание в сестринской диагностике уделяется установлению психологического контакта. После формулирования всех проблем пациента медсестра устанавливает их приоритетность, опираясь на мнение пациента о первоочередности оказания ему помощи.
Слайд 30: Этапы сестринского процесса
Третий этап – постановка целей, составление плана сестринских вмешательств Пациент активно участвует в процессе планирования, медсестра мотивирует цели, определяет вместе с пациентом пути достижения этих целей. При этом все цели должны быть реальными и достижимыми. Иметь конкретные сроки достижения. При планировании целей необходимо учитывать приоритетность каждого сестринского диагноза, который может быть первичным, промежуточным или вторичным.
Слайд 31: Этапы сестринского процесса
Четвертый этап – реализация плана сестринского ухода Основные требования: 1. систематичность 2. осуществление координации намеченных действий 3. вовлечение пациента и его семьи в процесс оказания помощи 4. оказание доврачебной помощи по стандартам сестринской практики с учетом индивидуальных особенностей пациента 5. ведение документации, регистрация оказанного ухода
Слайд 32: Этапы сестринского процесса
Пятый этап – оценка эффективности запланированного ухода. Медицинская сестра собирает, анализирует информацию, делает выводы о реакции пациента на уход, о появлении новых проблем. Если цели достигнуты и проблема решена, медсестра отмечает это в плане о достижении цели по данной проблеме. Если цель сестринского процесса по данной проблеме не достигнута и у пациента сохраняется потребность в уходе, необходимо провести переоценку, выявить причину, помешавшую в достижении цели.
Слайд 33
Осуществляя процесс медицинской реабилитации, медицинская сестра выполняет самые разнообразные обязанности, оказываясь в различных ситуациях и часто изменяющихся отношениях с пациентом и его семьей. Весь комплекс подобных взаимоотношений удобно описывать через теорию ролей.
Слайд 34: Наиболее значимыми являются роли:
А) Сестра как лицо, предоставляющее уход Б) Сестра как «учитель» В) Сестра как «адвокат» Г) Сестра как «советник»
Слайд 35: Результатом правильно оказанной сестринской помощи в области медицинской реабилитации пациента является:
активная жизненная позиция пациента по отношению к своему здоровью и самореализации в жизни при оптимальном использовании внутренних резервов и условий окружающей среды.
Слайд 36: Литература:
Основы реабилитации [Электронный ресурс] : учебник для мед. училищ и колледжей / под ред. В. А. Епифанова, А. В. Епифанова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. Физиотерапия [Электронный ресурс] : учебник / Г.Н. Пономаренко, В.С. Улащик - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015