Слайд 2: Медиа
- это обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность информационных средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю сообщения (печатное слово, музыкальная композиция, радиопередача и т.п.) той или иной форме.
Слайд 3: Медиаграмотность
— это способность опознавать различные типы медиа и понимать разнообразные сообщения, которые они передают, улучшая качество человеческой жизни. Медиаграмотность включает в себя совокупность компетенций: получать доступ, анализировать, оценивать, отражать, создавать и производить различные медиа.
Слайд 4: Информационная и медиаграмотность
Информационная грамотность Медиаграмотность Определить и сформулировать информационные потребности Понимать роль и функции медиа в демократическом обществе, культуре Найти и получить доступ к информации Критически оценивать контент медиа Оценить информацию Взаимодействовать с медиа Систематизировать информацию Актуализировать навыки для создания контента, в том числе, в сфере информационных технологий Использовать информацию Обрабатывать информацию с помощью информационных технологий Публиковать информацию
Слайд 5: Зачем библиотекарю медиаграмотность?
У меть отбирать и публиковать информацию в интернете; Владеть информационными технологиями; Оказывать «цифровое кураторство» в рамках школы компьютерной грамотности при библиотеке; Формировать информационную культуру пользователей в медиасреде.
Слайд 6: Искажение информации
важно отделять факты (свершившиеся события, которые легко проверить) от мнения (точки зрения на заявленную тему) и интерпретации факта; если среди фактов прослеживаются мнения, то они воспринимаются с меньшей критичностью. Например, после трех истинных высказываний, не вызывающих сомнений, четвертое воспринимается как данность; о ценка события и используемая в тексте лексика влияют на восприятие;
Слайд 7: Искажение информации
ф разы нередко преподносятся неточно или в отрыве от контекста, что также служит искажению информации; а вторы текстов применяют сокрытие деталей, избирательное внимание к фактам для выражения собственной позиции, а не объективного положения вещей;
Слайд 8: Искажение информации
материал может сопровождаться заголовком, искажающим содержание статьи; с татью может сопровождать фотография, сделанная задолго до описываемых событий и не соответствующая современному положению дел, а иногда и искажающая информацию; с татьи в «Википедии» может отредактировать любой желающий, поэтому этот ресурс не является достоверным источником.
Слайд 9: Фейки
(англ. fake -поддельный, фальшивый) это сообщение, преимущественно новостного характера, привлекающее внимание широкой аудитории за счет своей важности, актуальности, сенсационности. Может быть частично достоверным или полностью ложным.
Слайд 15: Цель создания фейка
мошенничество, дезориентация в информационном пространстве, создание общественных дискуссий и их развитие в необходимом направлении, отвлечение внимания от «острых» тем, генерация трафика сайта
Слайд 16: Как проверить достоверность информации
1. Проанализировать источник: заслуживает ли он доверия? Использует ли эмоционально окрашенную лексику? Использует ли оценочные суждения? Кто учредитель медиа-ресурса и какие цели преследует?
Слайд 17: Как проверить достоверность информации
2. Поиск альтернативных источников новости, желательно, трех.
Слайд 18: Как проверить достоверность информации
3. Проанализировать сообщение: оперативность, полнота информации о событии, наличие фактов и мнений, логических нестыковок, эмоционально окрашенной лексики. После прочтения текста можно задать вопрос: «Какие чувства автор хотел вызвать при прочтении?».
Последний слайд презентации: Медиаграмотность: Сравните высказывания
Кажется, что на улице сегодня похолодало. На улице -15 градусов, ветер северо-восточный, возможны осадки во второй половине дня. На улице, по-моему, до -15 градусов, дует ветер и, кажется, скоро пойдет дождь. Холодало, с неба опускался снег и ложился пушистой шапкой на крыши домов.