Слайд 2
Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которая направленная достижение дидактических задач. Прием – часть метода, способ работы педагога.
Слайд 3
Выбор метода обучения зависит от: 1. Цели и содержания предстоящего занятия (н-р, при обучении лепке, рисованию, пению ведущим методом будет упражнение). 2. Оснащенности педагогического процесса (н-р, если в ДОУ нет репродукций, слайдов, то педагог отдает предпочтение словесным методам). 3. От личности педагога (от его способностей, ответственности)
Слайд 4
Общие правили использования методов обучения: Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить результатов в полном объеме. Хороших результатов в обучении можно добиться лишь только при использовании не просто нескольких методов, а ряда методов. Наибольшего эффекта можно добиться, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы обучения, ориентированные на единую цель. т.е. систему методов.
Слайд 5
1. НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЕ – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы. ДЕМОНСТРАЦИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ – метод обучения, дающий ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов, а также позволяющий увидеть предметы и явления в динамике.
Слайд 6
НАБЛЮДЕНИЕ В зависимости от характера познавательных задач: По времени: кратковременные длительные распознающего характера за изменением и преобразование объектов репродуктивного характера
Слайд 7
Требования к наблюдению: (Е. А. Флерина, Е.И. Радина, П.Г. Саморукова и др.), объект наблюдения должен быть интересен для детей; объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности( лучше в естественной обстановке; педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей; детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия; усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в пересказывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре); обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей; - наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия.
Слайд 8
Демонстрация картин и репродукций: Демонстрация с использованием ТСО (технические средства обучения) : слайды диафильмы видеофильмы компьютерные программы Виды картин: специально созданные дидактические картины (сюжетные и предметные0 репродукции известных художников книжная графика (иллюстрации) ДЕМОНСТРАЦИЯ
Слайд 9
Порядок вопросов при рассматриванием картины. Вопросы, помогающие восприятию общего смысла картины («Что нарисовано на картине?»; «Что изобразил художник?»). Вопросы, побуждающие к анализу содержания (кто и что изображено, каковы их свойства, особенности, действия). Вопросы, требующие установления связей между изображенными предметами, лицами. Вопросы, которые стимулируют воображение ребенка, побуждают к самостоятельным выводам, суждениям. Оправдывает себя такой прием, когда детям предлагают представить себя какими-либо персонажами картины и рассказать об их действиях, переживаниях, «озвучить картину».
Слайд 10
Наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца, показ способов работы.
Слайд 11
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Слайд 12
Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Виды упражнений В зависимости от способов выполнения: В зависимости от дидактического материала: подражательные конструктивные творческие речевые предметные игровые
Слайд 13
Дидактические правила проведения упражнений: ставить перед детьми учебную задачу, говорить, что им предстоит делать (будем учиться составлять предложения, решать задачи, пересаживать растения и т.д.); показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением. для усвоения знаний и умений требуются многократные упражнения, но с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, с использованием иного предметного оборудования. выполнение детьми упражнений нуждается в контроле со стороны педагога, иначе могут закрепиться ошибочные приемы работы, искаженные знания. От прямого контроля переходить к косвенному, постепенно развивая у детей элементы самоконтроля.
Слайд 14
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – особая форма поисковой деятельности ребенка, направленная на познание признаков и свойств предметов и явлений, непосредственно воспринимаемых при помощи органов чувств (цвет, величина, форма, запах) и скрытых, неподдающихся такому непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды из одного состояния в другое и пр.).
Слайд 15
Моделирование - наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.
Слайд 17
ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛЯМ: 1. Они должны легко отражать основные свойства и отношения. которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичными изучаемому объекту. 2. Быть простыми для восприятия, доступными для создания и действия с ней. 3. Ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью. 4. Должны облегчать познание.
Слайд 18
3. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ дидактическая игра роль воображаемая ситуация
Слайд 19
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ: внезапное появление объектов, игрушек (сюрпризный момент), выполнение воспитателем различных игровых действий, инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»).
Слайд 20
4. СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ рассказ воспитателя, рассказы детей беседа чтение художественной литературы
Слайд 21
ТРЕБОВАНИЯ К РАССКАЗУ ПЕДАГОГА: в рассказе должна отчетливо прослеживаться главная идея, мысль, динамичность содержания, лаконичность, созвучность личному опыту дошкольников, художественность его формы, новизна и необычность информации для детей, выразительность речи взрослого.
Слайд 22
Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. ВИДЫ БЕСЕД: по содержанию по дидактическим целям познавательные этические вводные обобщающие (итоговые)
Слайд 23
ТРЕБОВАНИЯ К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, произведения, соответствующие возрасту и уровню развития детей, необходимо подготавливать детей к восприятию произведения краткой беседой, ставить перед ними учебно-познавательную задачу, следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными, после чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения. В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.