Первый слайд презентации: Методика обучения чтению как раздел методики русского языка
Лекция 3.2.3.1 (2ч)
Слайд 2: План
Предмет и задачи методики обучения чтению. 2. Современная классическая система подготовки младших школьников к самостоятельному чтению книг. 3. Научные основы методики чтения.
Методика обучения чтению – отрасль методики начального обучения РЯ, изучающая методы формирования умений и навыков чтения мл. школьников. МОЧ тесно связана с др. разделами методики РЯ.
Слайд 4
Приоритетная цель обучения Л.Ч.: формирование читательской компетентности мл. шк., осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию чит-ой деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Слайд 5
Цели: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
Слайд 6
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с научно-познавательными текстами; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста ; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре России и других стран.
Слайд 7
Задачи уроков чтения: Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Овладение культурой общения (письменной и устной). Воспитание эстет. отношения к действительности, отражённой в худ. лит-ре. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Слайд 8: Содержание начального образования:
Аудирование (слушание) Чтение Работа с разными видами текста Библиографическая культура Работа с текстом художественного произведения Говорение (культура речевого общения) Письмо (культура письменной речи) Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Творческая деятельность
Слайд 9: 2. Современная классическая система подготовки младших школьников к самостоятельному чтению книг
План методического анализа программы по циклу «РЯ». Краткая историография (название, авторы, год создания, переиздания, УМК). Цель и задачи программы. Дидактические принципы программы. Организационные особенности форм обучения. Специфика работы по учебному предмету: цель и задачи; принципы построения; содержание учебного материала. Требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения и на выпуске).
Слайд 10: УМК «Школа России» Программа «Литературное чтение» ВГГорецкого, ЛФКлимановой
Задачи программы : развивать способность полноценно воспринимать худ. произведение, эмоционально откликаться на прочитанное; учить чувствовать и понимать образный язык произведения; развивать речь и формировать навыки чтения и речевые умения; развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление; воспитывать худ. вкус; формировать потребность в сам. чтении книг; обогащать чувственный опыт ребенка; расширять кругозор, обогащать нрав.- эстет. опыт.
Слайд 11: Дидактические принципы программы
А) Художественно - эстетический принцип определяет отбора преимущественно худ. текстов, а именно произведений словесного искусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное в жизни. Б) Литературоведческий принцип выдвигает на первый план художественный образ как язык искусства и литературы. Слово - объект внимания и осмысления как средство создания словесно-художественного образа (а нализ образных средств языка). Основные лит. жанры : сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). Анализ произведения: тема, проблематика, нрав.-эстет.идеи, художественная форма, композиция.
Слайд 12: Требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения.)
Навык чтения. 1 кл. Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами незнакомого текста не ниже 50 сл/мин. 2 кл. Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона) с содержанием читаемого текста. Темп чтения -70-75 сл/мин. 3-4 кл. Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм лит. произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп - не меньше 80-90 сл/мин. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.
Слайд 13: УМК «Школа 2100». Программа «Чтение и начальное литературное образование» (Бунеевы)
Цель: заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего техникой чтения и приемами понимания прочитанного, умеющего самостоятельно выбирать книгу. Задачи: Форм-ие техники чт. и приемов понимания текста; приобщение к л-ре как искусству слова через литературоведч. анализ текстов и практ. знакомство с лит. понятиями; развитие уст. и пис. речи, творческих способн.; формирование личности.
Слайд 14: Дидактические принципы программы
А. Личностно ориентированные принципы. Б. Культурно ориентированные принципы. В. Деятельностно ориентированные принципы.
Слайд 15: Специфика работы по учебному предмету
Работа с текстом до чтения (предвосхитить содержание): Ф.И. автора, название, рассматривание иллюстраций; чтение ключевых слов (выбирает и записывает учитель); заглавие, иллюстрации, ключевые слова→высказывания детей о теме, героях, последовательности событий; задача: прочитать текст, провести «диалог с автором», проверить свои предположения.
Слайд 16
Работа с текстом во время чтения (достичь понимания содержания): самостоятельное чтение текста (главы) про себя; повторное чтение вслух по абзацам (уточняющие вопросы, возвращающие к первоначальным предположениям; словарная работа); беседа по содержанию, выборочное чтение.
Слайд 17
Работа с текстом после чтения (понимание на уровне подтекста): воссоздание содержания текста; беседа по проблемному вопросу по всему содержанию текста; рассказ учителя о писателе; повторное обращение к заглавию и иллюстрациям (на новом уровне); выполнение творческих заданий (иллюстрирование, рисование, инсценирование, д\ф).
Слайд 18: Навык чтения:
1кл.-30-40 слов\мин, 2кл.-55-60 слов\мин вслух, 3кл.-75-80 слов\мин, 4кл.-90 слов\мин.
Слайд 19: Развивающая личностно-ориентированная система «Перспективная начальная школа». Программа «Литературное чтение» (Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская)
Слайд 20: 1.Краткая историография (название, авторы, год создания, переиздания, УМК)
Программу обеспечивают: Чуракова НА. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник. Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое пособие. — М. : Академкнига/ Учебник. и т.д.
Слайд 21: 2.Цель и задачи программы
оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности.
Слайд 22: 3. Дидактические принципы программы:
непрерывного общего развития; целостности картины мира; учета индивидуальных особенностей; прочности и наглядности ; практической направленности; охраны и укрепления психического и физического здоровья.
Слайд 23: 5.Специфика работы по учебному предмету: цель и задачи; принципы построения; содержание учебного материала
Метапредметная цель: формирование грамотного читателя, который сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, использовать читательскую деятельность как средство самообразования. Метапредметные задачи: способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, отвечает за воспитание нравственного сознания;
Слайд 24
формируется функциональная грамотность школьника (умений чтения и понимания текста, формирования видов речевой деятельности, овладения коммуникативной культурой и приобретения опыта самостоятельной читательской деятельности). Предметные задачи : духовно-нравственная духовно-эстетическая литературоведческая библиографическая
Слайд 25
Круг детского чтения определяется по нескольким основаниям: формирование мотива чтения и создание условий для формирования техники чтения (на начальном этапе - приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями); обеспечение приоритета текстов шуточного содержания для формирования мотива чтения; отбор текстов с учетом их доступности восприятию от фольклорных форм к авторской литературе; решение нравственных и эстетических задач; обеспечение жанрового и тематического разнообразия.
Слайд 26: Типические свойства методической системы УМК:
Комплектность Инструментальность Интерактивность Интеграция
Слайд 27
6. Требования к знаниям и умениям учащихся ( на выпуске). Выпускник: сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями, фондом шк. библиотеки; поймет, что литература - это искусство слова и явление художественной культуры; осознает значение лит. чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений л-ры: определением их эстетической ценности и нравственного смысла.
Слайд 28: 3. Научные основы методики чтения:
педагогика: методы обучения литературно-эстетическому чтению; психология : закономерности восприятия, понимания и порождения речи; воображение; возрастные особенности; литературоведение : жанры, художественный образ; психолингвистика : чтение - вид речевой деятельности.
Слайд 29: ПЛАН АНАЛИЗА УЧЕБНИКА ЧТЕНИЯ
1. Приведите краткую историографию (название, авторы, год издания\ переиздания, УМК). 2. Оцените содержание и научность литературоведческих сведений; каковы основные разделы учебника? 3. Какой принцип лежит в основе данного курса? (концентрический, линейный, «переслаивания» материала). 4. Как организована словарная работа?
Последний слайд презентации: Методика обучения чтению как раздел методики русского языка
5. Каким образом учебник выстраивает логику изучения нового материала (поставлена ли проблема; организуется ли наблюдение и анализ материала; предлагается ли самостоятельная работа детям, способы действий; какие алгоритмы предлагает учебник). 6. Как организовано повторение\ обобщение? Проанализируйте систему заданий; возможности для организации самостоятельной работы и индивидуальной работы, для развития творческих способностей детей. 7. Реализуется ли в учебнике требование интегративности, развития речи учащихся? 8. Ваше впечатление о данном учебнике?