Методика русского языка как наука — презентация
logo
Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Задачи методики русского языка:
  • Задачи методики русского языка
  • Задачи методики русского языка
  • Задачи методики русского языка
  • Методика русского языка как наука
  • Связь методики с другими науками
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методы исследования в методике русского языка.
  • Методы исследования в методике русского языка.
  • Методы исследования в методике русского языка.
  • Методы исследования в методике русского языка.
  • Методы исследования в методике русского языка.
  • Методы исследования в методике русского языка.
  • Методы исследования в методике русского языка.
  • Методика русского языка как наука
  • История развития методики русского языка
  • История развития методики русского языка
  • «О преподавании отечественного языка» Ф.И. Буслаева
  • «О преподавании отечественного языка» Ф.И. Буслаева
  • «О преподавании отечественного языка» Ф.И. Буслаева
  • «О преподавании отечественного языка» Ф.И. Буслаева
  • «О преподавании отечественного языка» Ф.И. Буслаева
  • «О преподавании отечественного языка» Ф.И. Буслаева
  • «О преподавании отечественного языка» Ф.И. Буслаева
  • История развития методики русского языка
  • Основные его труды адресованы начальной школе: он создал учебники "Детский мир" и "Родное слово»
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • Методика русского языка как наука
  • История развития методики русского языка
  • Методисты, занимавшиеся разработкой раздела «Фонетика. Графика»
  • Методисты, занимавшиеся разработкой раздела «Словообразование»
  • Методисты, занимавшиеся разработкой раздела «Морфология»
  • Методисты, занимавшиеся разработкой раздела «Синтаксис»
  • Методисты, занимавшиеся разработкой раздела «Пунктуация»
  • Методисты, занимавшиеся разработкой раздела «Орфография»
  • Методисты, занимавшиеся разработкой раздела «Развитие речи»
  • Методика русского языка как наука
1/60

Первый слайд презентации: Методика русского языка как наука

Изображение слайда

Наука о содержании, методах и приемах обучения русскому языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку. Особая и самостоятельная наука, представляющая собой систему знаний об определенной стороне реальной действительности.

Изображение слайда

Слайд 3

Методика русского языка – это исторически сложившаяся и постоянно развивающаяся система объективно-истинных знаний о процессе обучения младших школьников родному языку как средству общения в условиях классно-урочной системы

Изображение слайда

Слайд 4

ПРЕДМЕТОМ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА является процесс овладения младшими школьниками языком как средством общения в условиях классно-урочной системы

Изображение слайда

прежде всего отвечает на такие основные вопросы: Чему учить? Как учить? Почему нужно учить так или иначе?

Изображение слайда

Определение целей, специфики, содержания и объема курса русского языка в начальной и средней школе

Изображение слайда

Слайд 7: Задачи методики русского языка

2. Изучение и описание наиболее рациональных, экономных и эффективных методов и приемов обучения.

Изображение слайда

Слайд 8: Задачи методики русского языка

3. Разработка вопросов об условиях и путях успешного усвоения школьниками систематического, точно очерченного круга знаний, навыков и умений по русскому языку.

Изображение слайда

Слайд 9: Задачи методики русского языка

4. Разработка системы контроля хода и результатов обучения.

Изображение слайда

Слайд 10

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.

Изображение слайда

Слайд 11: Связь методики с другими науками

Поскольку предметом методики русского языка является вопрос о том, чему и для чего учить, как и почему учить так, а не иначе и как учится учащийся, она не может не опираться на другие науки, в известной мере определяющие ее задачи, содержание и методы исследования.

Изображение слайда

Слайд 12

1. Содержание и характер изучаемого в школе материала по русскому языку в целом определяется языкознанием. Вот почему и методика преподавания русского языка не может ни существовать, ни развиваться безотносительно к лингвистической науке в ее современном состоянии. В программах и учебниках это содержание конкретизируется в виде элементарного описания звуковой системы, грамматического строя, грамматических, лексических и правописных норм современного русского языка.

Изображение слайда

Слайд 13

Таким образом, методика может исходить только из данных научного языкознания, хотя отбор учебного материала из всей огромной массы фактов языка производится уже с опорой на психолого-педагогические принципы. Сами методы преподавания, их возникновение и применение непосредственно или в опосредованном виде обусловливаются в значительной мере наукой о языке.

Изображение слайда

Слайд 14

2. Педагогика и психология помогают методике ответить на вопрос о том, как и почему нужно именно так, а не иначе излагать изучаемый материал; почему именно такие, а не иные методические приемы в каждом конкретном случае окажутся более эффективными. Помогают ответить на вопрос о том, как усваивает ученик предлагаемые ему школой знания и навыки по русскому языку.

Изображение слайда

Слайд 15

Отношения между психологией и методикой – это отношения между соприкасающимися и взаимообусловленными отраслями педагогической науки. Педагогикой же определяется общее направление, цели и задачи занятий по данному предмету в школе.

Изображение слайда

Слайд 16

3. Философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучения языку. Обучение языку формирует мировоззрение школьников, включает их в социальную жизнь, дает им самое совершенное средство познавательной деятельности.

Изображение слайда

Слайд 17

Поскольку рациональное познание, осуществляемое в языковых формах, опирается на познание чувственное, неотрывное от объективной действительности, постольку и усвоение языка индивидом должно быть постоянно связано с реальностью: слово - с его денотатом, текст - с фактами жизни.

Изображение слайда

Слайд 18

Процесс познания завершается проверкой на практике. Следовательно, изучение языка должно быть построено таким образом, чтобы изученные его единицы (слова, предложения, тексты) действительно использовались в индивидуальной и общественной практике учащихся: в их познавательной, трудовой, творческой и иной деятельности. Как видим, на стыке с философией методика определяет свои исходные, методологические позиции, определяет цели и принципы обучения.

Изображение слайда

Слайд 19

Прямая связь методики наблюдается с психолингвистикой. Методика русского языка построена с учетом теории речевой деятельности. Способы порождения речи, механизмы восприятия и понимания являются важным фактором для развития грамотности.

Изображение слайда

Слайд 20: Методы исследования в методике русского языка

метод наблюдений за работой учащихся по русскому языку на уроке, на внеклассных занятиях в школе, на дому, наблюдения методиста за ведение урока учителем. Метод наблюдения в различных его вариантах применяется почти всеми науками и находит свое специфическое выражение и в методике русского языка.

Изображение слайда

Слайд 21: Методы исследования в методике русского языка

2. изучение, анализ и обобщение опыта. Именно опыт школы и практика могут служить надежным критерием для проверки правильности выводов, сделанных теоретической методикой.

Изображение слайда

Слайд 22: Методы исследования в методике русского языка

3. метод индивидуальных бесед с учащимися и учителями. Издавна широко используется в психологии как один из важных объективных методов исследования. В методике русского языка данный метод способствует регулированию взаимодействия участников процесса преподавания с учетом психологических особенностей.

Изображение слайда

Слайд 23: Методы исследования в методике русского языка

4. анкетный метод, позволяющий провести опрос одновременно большого количества учащихся и учителей и получить сравнительные данные об отношении спрашиваемого к одному и тому же явлению в разное время или же об отношении разных лиц к тому же.

Изображение слайда

Слайд 24: Методы исследования в методике русского языка

5. метод статистический, показывающий динамику развития, например, речевых навыков (рост словаря, уменьшение количества орфографических ошибок), качественные изменения состояния навыков того или иного рода и т.п.

Изображение слайда

Слайд 25: Методы исследования в методике русского языка

6. эксперимент, в частности естественный. Эксперимент по русскому языку может заключаться в проведении различного рода проверочных работ, упражнений, выполнении заданий-задач и служить для проверки эффективности методов и приемов обучения русскому языку.

Изображение слайда

Слайд 26: Методы исследования в методике русского языка

7. изучение методического наследства (истории развития русского языка). Именно наследие прошлого способствовало формированию тех объективных закономерностей, которые и сделали методику наукой.

Изображение слайда

Слайд 27

Каждый из названных методов исследования находит свое специфическое выражение в исследованиях по методики русского языка, и все эти методы в совокупности могут обеспечить получение надежных в научном отношении и доказательных выводов.

Изображение слайда

Слайд 28: История развития методики русского языка

Методика русского языка – наука сравнительно молодая, развивающаяся быстрыми темпами, что обусловливается жизнью современного общества.

Изображение слайда

Слайд 29: История развития методики русского языка

Эта наука насчитывает более ста лет своего существования. За начало ее возникновения принято считать факт выхода в свет в 1844 году капитального труда Фёдора Ивановича Буслаева «О преподавании отечественного языка».

Изображение слайда

Слайд 30: О преподавании отечественного языка» Ф.И. Буслаева

Этот труд соединил в себе теоретическую программу преподавания и историко-филологический обзор основных явлений языка и словесности: исторические экскурсы, межъязыковые сопоставления, выписки из памятников, диалектные данные. Исторический комментарий к фактам современного языка, по мысли Буслаева, необходим для подлинно научного преподавания родного языка.

Изображение слайда

Слайд 31: О преподавании отечественного языка» Ф.И. Буслаева

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Ребенок усваивает родной язык естественным путем - живя в мире родного языка, слыша обращенную к нему речь и отвечая на нее. Школа опирается на это практическое владение родным языком и развивает его.

Изображение слайда

Слайд 32: О преподавании отечественного языка» Ф.И. Буслаева

2. Преподавание родного языка состоит в том, что ребенок теоретически осознает ту систему языковых средств общения, которой практически владеет. Любые теоретические сведения о слове или форме могут быть сообщены ученику только после того, как он научится понимать эти явления языка в чужой речи и употреблять в своей.

Изображение слайда

Слайд 33: О преподавании отечественного языка» Ф.И. Буслаева

3. Теоретическое осознание учеником форм (явлений) родного языка происходит путем их анализа. Исходным материалом анализа должны быть связные и понятные ученику высказывания.

Изображение слайда

Слайд 34: О преподавании отечественного языка» Ф.И. Буслаева

4. Для совершенствования практического владения языком необходимы разнообразные упражнения по синтезу (порождению) высказываний разных жанров и видов.

Изображение слайда

Слайд 35: О преподавании отечественного языка» Ф.И. Буслаева

5. "На первой, низшей степени отечественная грамматика, в связи с практическими упражнениями, предполагает две цели: образование и развитие детских способностей (общая грамматика) и безошибочное употребление русского языка словесно и письменно (частная грамматика)"

Изображение слайда

Слайд 36: О преподавании отечественного языка» Ф.И. Буслаева

6. "На высшей ступени грамматика является наукою: здесь выступает сравнительное и историческое языкознание, в связи с чтением церковно-славянской, древнерусской и новой литературы. Эта степень должна быть необходимым восхождением от предыдущей". История языка представляет, во-первых, самодостаточную научную ценность - как важная часть знаний о человеке; во-вторых, имеет прямое отношение «к наукам нравственным и преимущественно к истории».

Изображение слайда

Слайд 37: История развития методики русского языка

Неизмеримо огромный вклад в методику русского языка внес русский педагог и мыслитель Константин Дмитриевич Ушинский

Изображение слайда

Слайд 38: Основные его труды адресованы начальной школе: он создал учебники "Детский мир" и "Родное слово»

Изображение слайда

Слайд 39

Его методические идеи охватывают и среднюю школу, они актуальны и сегодня. Преподавание родного языка воспитывает мыслящую личность: "Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни... Язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ... Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений" (Ушинский К.Д. Родное слово (статья) // Избр. пед. соч. - М., 1954. - Т. 2. - С. 541-542).

Изображение слайда

Слайд 40

Основные положения методики Ушинского: 1. Овладение языком - разносторонняя деятельность школьника, но стержнем ее по Ушинскому должен быть курс грамматики, имеющий практическую направленность. Курс грамматики способствует: раскрытию логики языка; приобщению к нормам склонения, спряжения; развитию мышления и дара слова учащихся.

Изображение слайда

Слайд 41

Изучение грамматики следует начинать от текста, от предложения. Сам К. Д.Ушинский все грамматические темы строит на обнаружении изучаемых явлений в тексте "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина и выявлении их функций. Речь учащихся, по К.Д.Ушинскому, должна развиваться на лучших образцах народного языка, ее правильность обеспечивается грамматикой.

Изображение слайда

Слайд 42

2. К.Д.Ушинский предложил систему изложений и сочинений, которые высоко ценил. « Сочинения, если под ними разуметь упражнение дара слова, должны составлять главное занятие на уроках отечественного языка, но они должны быть действительно упражнениями, т.е. по возможности самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно свою самостоятельную мысль, а не сшивкой чужих фраз».

Изображение слайда

Слайд 43

3. Орфографические умения и навыки К.Д.Ушинский расценивал очень высоко: они должны быть прочно заложены на самых ранних ступенях обучения. В обучении орфографии признавал как роль правил, так и роль общей языковой культуры.

Изображение слайда

Слайд 44

4. В методике чтения К.Д. Ушинский разработал основы метода объяснительного чтения, тщательно отбирал классические тексты, но не увлекался принятой в то время вопросно-ответной методикой анализа содержания и языка прочитанного. 5. Ввёл в учебник «Родное слово» систему логико-стилистических упражнений, среди которых особенно ценил операцию сравнения, на её основе строил беседы и рассказы.

Изображение слайда

Слайд 45

6. К.Д. Ушинский ввёл новую методику обучения грамоте – на звуковой основе, при сочетании аналитической и синтетической работы учащихся. Свой метод учёный назвал историческим, потому что он воспроизводил открытие звукового письма нашими далёкими предками: в слове выделялись звуки, они обозначались буквами.

Изображение слайда

Слайд 46

Умение читать было у него вторичным, оно следовало за письмом. Такая логика была отвергнута его продолжателями. Но основа метода была подхвачена, получила название звукового аналитико-синтетического метода и с модификациями применяется и поныне.

Изображение слайда

Слайд 47

Измаил Иванович Срезневский оставил труды об огромном воспитательном значении изучения русского языка

Изображение слайда

Слайд 48

Замечательные мысли о сознательном (в противовес механическому) изучении языка оставили нам В. П. Шереметевский, А. Д. Алферов.

Изображение слайда

Слайд 49

А. И. Томсон А. П. Флеров К. Житомирский – об усовершенствовании методики обучения орфографии.

Изображение слайда

Слайд 50

О принципах построения системы занятий по русскому языку – Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров.

Изображение слайда

Слайд 51

О великой силе живого слова и способах обучения ему – К. Д. Ушинский, В.П. Шереметевский, А. Д. Алферов, Н.М. Соколов, Г. Г. Тумим.

Изображение слайда

Слайд 52: История развития методики русского языка

А. М. Пешковский («Наш язык»), М. А. Рыбникова («Введение в стилистику», «Книга о языке»), А. Б. Шапиро, С. И. Абакумов, М. В. Ушаков, Г. П. Фирсов, И. Р. Палей, А. Н. Гвоздев – в области грамматики, орфографии и пунктуации. К. Б. Бархин («Культура речи», «Методика русского языка») – в области методики развития речи.

Изображение слайда

Слайд 53: Методисты, занимавшиеся разработкой раздела «Фонетика. Графика»

Напольнова Т. В. «Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка»; Гребенкина Р. Т. «Изучение фонетики и графики русского: книга для учителя»; Иванов П. П. Методика изучения фонетики в 5 классе Фирсов Г. П. «Изучение фонетики в 5 классе»

Изображение слайда

Слайд 54: Методисты, занимавшиеся разработкой раздела «Словообразование»

Львова С.И. «Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка»; Потиха З. А. «Современное русское словообразование: пособие для учителя»; А также Шанский Н.М., Белькова В.А., Тимофеев К.А.

Изображение слайда

Слайд 55: Методисты, занимавшиеся разработкой раздела «Морфология»

Текучев А. «Грамматический разбор в школе»; Озерская Г. П. «Изучение морфологии на синтаксической основе»; Десяева Н.Д. ст.«Как я обучаю решению поисковых задач на уроках морфологии»; Буланин Л.Л. «Трудные вопросы морфологии».

Изображение слайда

Слайд 56: Методисты, занимавшиеся разработкой раздела «Синтаксис»

Пешковский А. М. ст.«Синтаксис в школе»; Чеснокова Л.Д. «Виды связи в современном русском языке»; Купалова А. Ю. «Динамика знаний учащихся по синтаксису». Фирсов Г.П. «Методика синтаксиса и пунктуации в школе»; А также Григорян Л.Т., Мамушкин В.Е., Фомичева Г.А.

Изображение слайда

Слайд 57: Методисты, занимавшиеся разработкой раздела «Пунктуация»

Бабайцева В.В. ст. «Заметки о пунктуации»; Блинов Г.И. «Методика изучения пунктуации в школе»; Валгина Н.С. «Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8-11 классы»; Купалова А. Ю. «Методика изучения синтаксиса и пунктуации в школе»; Ломизов А.Ф. «Методика пунктуации в связи с изучением синтаксиса»; Фирсов Г.П. «Методика синтаксиса и пунктуации в школе».

Изображение слайда

Слайд 58: Методисты, занимавшиеся разработкой раздела «Орфография»

Алгазина Н.Н. «Трудные случаи правописания. Из опыта работы»; Булохов В.Я. «Повышение орфографической грамотности учащихся»; Граник Г.Г. «Секреты орфографии»; Разумовская М. М. «Методика обучения орфографии»; Скобликова В.С. «Обобщающая работа по орфографии».

Изображение слайда

Слайд 59: Методисты, занимавшиеся разработкой раздела «Развитие речи»

Ладыженская Т. А. «Методика развития связной речи»; Капинос В.И. «Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности»; Иванова С.В. «Речевой слух и культура речи»; Пленкин Н.А. «Уроки развития речи: 5-9 класс: пособие для учителя»; А также Фоменко Ю.В., Цейтлин С.Н., Воронин М.Т., Зельманова Л.М.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Методика русского языка как наука

Появление и дальнейшее развитие таких отраслей, как: методика обучения взрослых; методика русского языка в средней школе; методика русского языка для специальных учебных заведений; методика обучения русскому языку как иностранному говорит об огромном значении этой науки и необходимости ее изучения.

Изображение слайда

Похожие презентации