Первый слайд презентации
МО учителей начальных классов «От простого к сложному» Учител ь -логопед МАОУ «СОШ № 13 г. Тюмени» Третьякова Владлена Владимировна
Мальчишка, опустив глаза и шмыгая носом, водит б отинком по полу. Его смущённый взгляд словно говорит : «Я не виноват, я стараюсь …»
Слайд 3: Дисграфия ?
Первые упоминания о нарушениях письма встречаются еще в 1798 году, но термин «аграфия» ( от греческого «а» – отрицание, « графо» – пишу) появился только в 1865 году, благодаря французскому врачу В. Бенедикту. По отношению же к детям врачи используют термин « дисграфия ».
Слайд 4: Александр Романович Лурия
Письменная речь может быть сформирована только на базе хорошо развитой устной речи.
Сформирована фонетическая сторона речи. Развитый фонематический слух и фонематический анализ (элементарный, сложный). Сформированы по возрасту словарный запас и грамматический строй речи. Хорошо развита ручная моторика.
Слайд 6: Причины возникновения
Внешние: социальные Внутренние: органические Наследственная предрасположенность. Билингвизм в семье, нечёткая (неправильная) речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребёнка со стороны взрослых и ранее обучение грамоте. Н едоразвитие или поражение головного мозга: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингит, энцефалит, инфекции и соматические заболевания Р асстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие
Слайд 7: Вечный вопрос: что делать?
Что делать если у ребёнка обнаружилась дисграфия ? Такие дети, способны овладеть чтением и письмом если они будут постоянно заниматься. Но нужно помнить что у кого-то на коррекцию уйдёт месяцы, а у кого-то годы.
Слайд 9: Ошибки, вызванные нарушением языкового анализа и синтеза
Пропуски букв, слогов, не дописывание слов: « прта » - парта, « моко » - молоко, « весёлы » - весёлый. Вставка букв: « декабарь » - декабрь Слитное написание предлогов, раздельное – приставок, неумение определить границы предложений: « вокне » - в окне, «за ехал» - заехал
Слайд 10: Смешение букв по оптическому сходству
д—б, о—а, и—у, т—п, У-Ч, К-Н « содака » - собака «панк» - танк « звики » - звуки
Слайд 11: Ошибки, вызванные нарушением фонематического восприятия
смешение гласных: о-у, ё-ю, а-я, о-ё, … смешение согласных: р-л, й-ль, … смешение твердых и мягких, свистящих и шипящих, парных звонких и глухих согласных, звуков ц, ч, щ. « клёква » - клюква « палто » - пальто « тыня » - дыня « чапля » - цапля
Слайд 12: Ошибки, вызванные нарушенным произношением
«лека» - река « суба » - шуба Ошибки, вызванные нарушенным произношением
Слайд 15
При отсутствии своевременной помощи к 5–6-му классу количество специфических ошибок может уменьшиться, но возрасти во много раз количество орфографических ошибок. Часто у учеников среднего звена диагностируется дизорфография в чистом виде или с элементами дисграфии.