Первый слайд презентации
Модернизация в странах Востока. Восток в первой половине XX в.
Слайд 3: Традиции и модернизация
К странам Азии и Африки в начале XX века обычно относили понятие « Восток» ( отсталый Восток», « передовой Запад») В начале века обнажился большой разрыв между динамичным научно – техническим и социальным развитие стран Запада и застойным состоянием азиатских и африканских стран.
Особенностью социальной структуры было разделение общества на множество корпораций, кланов; Национальная промышленность стран Востока в начале XX века представляла мелкотоварное производство; Важной формой развития колоний и зависимых стран на рубеже веков было насаждение сельскохозяйственной монокультуры; Идеологами национально-освободительного движения на Востоке выступали представители интеллигенции. Для стран Азии в начале XX века стояла одна общая задача: освободиться от колониальной зависимости, преодолеть отсталость, стать на путь ускоренного развития. Каждое государство решало эти проблемы по-своему.
Слайд 6: Традиции и модернизация
Чем можно объяснить отсталость и застойность Востока? Сопротивление традиционных обществ внешним влияниям Политика колониальных держав
Слайд 7: Традиции и модернизация
Только кемалистская революция в Турции 1918-1923 гг. способствовала тому, что Турция стала светским государством, избавилась от халифата и шариата, стала на путь капиталистического развития.
Слайд 10
Османская империя Османская империя в начале века утратила своё влияние на ход мировой истории.
Слайд 11
В 1908 г. оппозиционная организация младотурок совершила государственный переворот. Представители организации возглавили правительство, а султан вынужден был ввести конституцию.
Слайд 12
Германская империя Австро-Венгрия Болгария Османская империя Англия Россия Франция Италия Правительство втянуло страну в Первую мировую войну на стороне Германии, в ходе которой Османская империя потерпела поражение. Согласно подписанному 30 октября 1918 г. с Антантой перемирию, Османская империя теряла Египет, азиатские владения (Ирак, Сирию, Ливан, Палестину, Аравию), а также лишалась армии и флота.
Слайд 13
Когда страны Антанты начали делить Анатолию, возникло освободительное движение, которое возглавил Мустафа Кемаль-паша. Под его руководством в 1919 г. было создано революционное правительство и сформирована армия, получившая помощь Советской России, рассчитывавшей на разрастание мировой революции. Мустафа Кемаль-паша 1881–1938 гг.
Слайд 15
Султанат был упразднён, а в октябре 1923 г. страна была провозглашена республикой, которую возглавил Кемаль Ататюрк. Кемаль Ататюрк 1881–1938 гг.
Слайд 16
В ходе проведения экономических реформ в Турции утвердились принципы этатизма. В стране ликвидировались иностранные концессии, на средства государства строились новые железные дороги, портовые сооружения, промышленные предприятия. Турецкое правительство стремилось стимулировать частное предпринимательство. Эти усилия дали положительный результат. Модернизация привела к росту промышленного производства. В то же время в стране установился жёсткий политический режим, фактически исключавший оппозиционную деятельность.
Слайд 17: Политические преобразования
Упразднение султаната (1 ноября 1922 года) Провозглашение республики (29 октября 1923 года) Упразднение халифата (3 марта 1924 года)
Слайд 18: Преобразования в общественной жизни
Предоставление женщинам равных с мужчинами прав (1926 – 1934 годы) Реформа головных уборов и одежды (25 ноября 1925 года) Запрет на деятельность религиозных обителей и орденов (30 ноября 1925 года) Закон о фамилиях (21 июня 1934 года) Введение международной системы часов, календаря и мер измерения (1925 – 1931 годы)
Слайд 19: Преобразования в правовой сфере
Отмена меджелле (свод законов, основывающийся на шариате) (1924 – 1937 годы). Принятие нового Гражданского кодекса и других законов, как результат, переход на светскую систему государственного правления.
Слайд 20: Преобразования в правовой сфере
Кто такой турецкий гражданин? Турецкий гражданин – это человек, который женится по швейцарскому гражданскому праву, осуждается по итальянскому уголовному кодексу, судится по германскому процессуальному кодексу, этим человеком управляют на основе французского административного права и хоронят его по канонам ислама. Студенты университета Анкары
Слайд 21: Преобразования в сфере образования
Объединение всех органов образования под единым руководством (3 марта 1924 года). Принятие нового турецкого алфавита (1 ноября 1928 года). Учреждение Турецкого лингвистического и Турецкого исторического обществ.
Слайд 22: Какие правила не удалось изменить
Непременным условие для девушки, которая хочет выйти замуж осталась девственность. Реформа языка была приостановлена в 1935 г. Была восстановлена часть арабских и персидских заимствований.
Слайд 23: Традиции и модернизация
В Китае Синьхайская революция 1911-1912 гг. решила только одну важную задачу – свержение манчьжурской династии, но не решила проблему объединения Китая.
Слайд 24: Традиции и модернизация
В 1920-1930 гг. Япония, Китай и Индия шли разными путями развития, решали разные задачи, но у них была одна общая задача – вырваться из зависимости, отсталости стать на ускоренный путь развития.
Слайд 25: Традиции и модернизация
Модернизация – это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX век, а затем распространились на другие европейские страны.
Слайд 26: Традиции и модернизация
Средства и методы осуществления модернизации Реформа Революция
Слайд 27: Япония
Среди стран Востока проблемы модернизации были решены к началу XX века только Японией. Этот процесс начался с реставрации Мейдзи, усиления власти феодальных клики осуществления реформ по европейскому типу
Слайд 28: Япония
Процесс модернизации начался в 1868г. с так называемой реставрации Мейдзи, удаления от власти феодальных клик и осуществления европейского типа реформ. Японская цивилизация отличалась терпимостью к внешним влияниям и способностью перерабатывать их на национальный лад. Япония повторяла европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и милитаризацией. Император Японии. Мейдзи 1867-1912
Слайд 29
Начала борьбу за колонии на материке и развязала за 40 лет пять войн (Японо-китайская война, Русско-японская война, Первая мировая война, вторая Японо-китайская война, война в Юго-Восточной Азии в 1937-1945 гг.) Внешняя экспансия, милитаризация подталкивали страну к тоталитаризму. Япония
Слайд 30: Япония
Особенности режима: Слабость политических партий, отсутствие массовых политических движений. Реальная власть у верхушки вооруженных сил. Милитаризация экономики. Экспансионизм. 1927 г.- главой правительства Японии становится Г. Танака Тоталитаризм в Японии приобрел своеобразную форму традиционного императорского режима и военно-регулируемого капитализма. Сплачивающими факторами стали: Авторитарное государство Синтоизм Национализм ТАНАКА Гиити (1863–1929) Япония
Слайд 31: Япония
Реформы помогли: Избежать революции и порабощения Покончили с изоляционизмом Вывели страну на путь капиталистического развития Японский дух + европейское знание = развитие
Слайд 32: Япония
Япония повторила европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и милитаризацией. Сначала начала борьбу за колонии на материке и развязала 5 войн за 40 лет Русско – Японская война
Слайд 33: Япония
Внешняя экспансия, милитаризация подталкивали Японию к тоталитаризму. Он приобрёл своеобразную форму традиционного императорского режима и военно – регулируемого капитализма. Синтоистский храм
Слайд 34: Япония
Своеобразие японской модернизации состояло в том, что они приняли европейский пример развития с сочетанием традиций.
Слайд 35: Китай
Всю первую половину XX столетия Китай вёл войны на своей территории. Путь от традиционного Китая до современного реформируемого Китая занял целое столетие. Здесь более жёстко и открыто проявила себя альтернатива: реформа и революция
Слайд 36: Китай
Историческая ступень развития Китая связана с целым рядом исторических личностей: Кан Ювэй, Сунь Ятсон, Цы Си, Юань Шикай, Чан Кайши и др.
Слайд 37: Китай
Первые попытки реформ в Китае связаны с именем Кана Ювэя (« Сто дней реформ») были пресечены в результате переворота 1898 года. Восстание было жестоко подавлено. Кан Ювэй
Слайд 38: Китай
Под руководством Сунь Ятсена в 1905 г. объединились несколько буржуазно – демократических и националистических организаций. Их программой стали три принципа: « национализм – народовластие – народное благосостояние » Сунь Ятсен
Слайд 39: Китай
Попытки императрицы Цы СИ провести реформы в 1906- 1908 гг. вновь были прерваны смертью императрийцы и последовавшим захватом власти дворцовой кликой, поместивших на престол императора Пу И. Императрица Цы Си
Слайд 40: Китай
Буржуазная революция длилась 1 год. Делегаты революции провозгласили образование Китайской республики и избрали президентом Сунь Ятсена. В Пекина вся власть перешла генералу Юань Шикаю, который добился отречения от престола Цинской династии, но установил свою личную диктатуру. Юань Шикай
Слайд 41: Китай
Весной 1925 г. в Китае началась революция. Генерал Чан Кайши руководил правительством. В 1926 – 1928 гг. совершил поход по северным провинциям, завершив объединение, он начал капиталистическую модернизацию по западноевропейской модели. Чан Кайши ( Цзян Цзеши )
Слайд 42: Китай
В течение десятилетия до японской агрессии Голимидан провёл в Китае существенные преобразования. Какие? ( стр. 115 – найдите и зачитайте)
Слайд 43: Китай
Нападение Японии на Китай в 1937 году заставило Чан Кайши и Мао Цзэдуна преодолеть вражду и объединиться против японской агрессии. В итоге были остановлены военные действия, советы преобразованы в административные органы. Японо – Китайская война ( 1939 – 1945 гг.)
Слайд 45: Индия
После Первой мировой войны Англия, стремясь удержать контроль над Индией, расширила права органов самоуправления, но ужесточила наказания за политическую деятельность. Во главе освободительного движения встал М.Ганди, выдвинувший лозунг: «заполоним собой тюрьмы». В 1904 г. он основал в Южной Африке общину и начал выпускать газету «Индийское мнение»,объединившую патриотов. Мохандас Карамчандр Ганди
Слайд 46: Индия
Гандизм — социально-политическое и религиозно-философское учение, разработанное Махатмой Ганди, ставшее идеологией индийского национально-освободительного движения.
Слайд 47: Индия
Основные принципы гандизма: достижение независимости мирными, ненасильственными средствами, путём вовлечения в борьбу широких народных масс (Сатьяграха); идеализация старины, апелляция к религиозным чувствам народных масс; борьба с кастовым неравенством. утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества
Слайд 48: Индия
В 1907 г.Ганди выдвинул идею «сатьяграхи» -ненасильственной борьбы. Он был арестован, но ряд расистских законов англичане отменили. В 1915 г.Ганди вернулся в Индию. Он заявил, что касты не вытекают из основ религии и призвал индийцев объединиться. В 1919 г.в Индии прошли акции неповиновения. Британия ввела чрезвычайное положение.
Слайд 49: Индия: кампания ненасильственного сопротивления
1 этап: 1919-1922 г. – протест против принятия одного из репрессивных законов. Он призывал закрывать лавки, прекратить всякую трудовую деятельность. Английские власти ответили жестоким насилием. Провести политику бойкота. 2 этап: 1928-1933 гг. - уклонение от уплаты налогов в Английскую казну. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига совместно руководили кампанией. В 1947 г. Великобритания приняла решение о предоставлени Индии независимости.
Слайд 50: Индия
В 1927 г.начала работать комиссия по расширению прав комитетов самоуправления, но индийцев в нее не допустили. В ответ началась всеобщая забастовка. Ганди потребовал снижения налога на соль. В 1930 г. Ганди и его сторонники двинулись в глубь страны призывая добывать соль самостоятельно. Индийцы отказались приобретать английские товары и экономика страны была парализована. «Соляной поход» 12 марта – 5 апреля 1930 г. Индия
Слайд 52
1. Что из названного было главным тормозом развития Востока в первой половине ХХ в.? 1) отсутствие сырьевых ресурсов 2) тяжелые климатические условия 3) отдаленность от мировых экономических центров 4) политика колониальных держав 2. Какое значение для развития Турции имела Кемалистская революция? 1) Турция встала на европейский путь капиталистического развития 2) Турция стала исламской республикой с главенствующей ролью духовенства 3) в Турции произошли социалистические преобразования 4) революция не привела к существенным изменениям в жизни страны 3. Какие страны Ближнего Востока получили независимость после Первой мировой войны? 1) Сирия, Ливан 2) Ирак, Египет 3) Иордания, Кипр 4) Турция, Иран 4. Что такое модернизация? 1) процесс освобождения от колониальной зависимости 2) процесс усовершенствования, «осовременивания» общества 3) процесс восстановления традиционного уклада жизни 4) избавление от западного влияния в странах Востока 5. Какое событие положило начало процессу модернизации в Японии? 1) реставрация Мэйдзи 2) Синхайская революция 3) вступление на престол императора Хирохито 4) восстание ихэтуаней 6. В чем состояло своеобразие японской модернизации? 1) во враждебном отношении ко всем внешним влияниям 2) в использовании экономического и научно-технического опыта Китая 3) в сочетании европейских примеров развития экономики, политической и военно-технической сфер с японскими традициями 4) в отказе от японских традиций и внедрении в экономику и политику страны западных образцов 7. Какая черта характерна для японского варианта тоталитаризма? 1) создание единой правящей партии во главе с авторитетным вождем 2) воинствующий антисемитизм 3) создание системы вертикальных синдикатов в экономике 4) сочетание традиционной императорской власти и военно-регулируемого капитализма
Слайд 53
8. Установите хронологическую последовательность событий в Китае. А) начало народного восстания под руководством общества Ихэтуань В) «Сто дней реформ» В) попытки реформ императрицы Цы Си Г) победа буржуазной революции 9. Какие положения включали в себя «три народных принципа» Сунь Ятсена? 1) свобода, равенство, братство 2) народный суверенитет, народное благополучие, народное здоровье 3) справедливость, народная революция, народный суд 4) национализм, народовластие, народное благосостояние 10. В каком году Китай был провозглашен республикой? 1) в 1910 г. 2) в 1911 г. 3) в 1925 г. 4) в 1949 г. 11. Какая проблема мешала модернизации Китая в межвоенный период? наличие «сфер влияния» великих держав на его территории 2) господство маньчжурской династии 3) необходимость объединения страны 4) большая численность населения 12. Установите соответствие между событиями и их датами. Событие А) Синьхайская революция Б) гражданская война в Китае В) поход армии Гоминьдана по северным провинциям Китая Г) японо-китайская война Дата 1) 1925-1933 гг. 2) 1937-1945 гг. 3) 1928-1937 гг. 4) 1911-1912 гг
Слайд 54
13. Какое событие заставило Гоминьдан и китайских коммунистов создать национальный единый фронт? 1) захват европейскими державами портов на юге Китая 2) нападение Японии на Центральный Китай 3) необходимость социально-экономических преобразований 4) угроза установления фашистской диктатуры 14. Какую задачу ставило умеренное крыло Индийского национального конгресса? 1) добиться полной независимости Индии от Великобритании 2) совершения в Индии буржуазно-демократической революции 3) превращения Индии в передовую промышленную державу 4) добиться самоуправления Индии в рамках Британской империи 15. Каковы характерные черты гандизма? Укажите три верных ответа из шести предложенных. 1) использование революционных насильственных методов достижения цели 2) использование ненасильственных действий в борьбе с колонизаторами 3) отрицание классовой борьбы 4) объявление классовой борьбы движущей силой общественного прогресса 5) опора на культурно-исторические и религиозные традиции индуизма 6) использование в качестве примера революционной социалистической идеологии Запада 16. Какие методы использовал Индийский национальный конгресс в борьбе за независимость страны? 1) бойкот колониального режима, несотрудничество с властями, гражданское сопротивление 2) организация вооруженных восстаний против колонизаторов 3) создание партизанской армии для борьбы с английскими колонизаторами 4) создание индийской национальной администрации, действовавшей параллельно колониальной
Слайд 55
17. Установите хронологическую последовательность событий в Индии. А) предоставление независимости Индии Б) конференция «Круглого стола» по Индии с участием ИНК В) бойня в Амритсаре Г) принятие британским парламентом административной реформы для Индии 18. Установите соответствие между политическим деятелем и его характеристикой. Деятель А) М.К. Ганди Б) Чан Кайши В) Сунь Ятсен Г) Мао Цзэдун Характеристика 1) последний император Китая 2) основатель партии Гоминьдан, первый президент Китайской республики 3) лидер партии Гоминьдан с 1925 г., председатель Национального правительства Китайской республики 4) лидер Коммунистической партии Китая 5) лидер и идеолог Индийского национального конгресса