Первый слайд презентации
Музыкальная география: инструменты народов России ГБДОУ детский сад №67 Невского района Санкт-Петербурга Музыкальный руководитель Зайцева М.В.
Слайд 3
П ервые музыкальные инструменты появились еще в первобытную эпоху — вместе с примитивными орудиями труда и охотничьими приспособлениями. По мере развития цивилизации они усложнялись, становились более изящными и мелодичными, а у каждого народа появлялись собственные разновидности таких предметов. Струнные, духовые, ударные инструменты звучали на праздниках, во время ритуалов и выступлений сказителей. Одним из самых популярных народных инструментов на Руси были гусли. Они звучали в деревенских избах и на княжеских пирах. Гусляры провожали воинов в походы и участвовали в обрядах. Под аккомпанемент этого струнного инструмента исполняли былины и исторические песни. Музыканты играли одной или двумя руками, инструмент могли класть на колени или держать вертикально.
Слайд 6
Скоморохи и шуты часто сопровождали свои представления игрой на гудке — смычковом инструменте, отдаленно похожем на современную скрипку. Правда, держали его иначе: если музыкант сидел, то гудок опирался на его колено, а при игре стоя его прижимали к груди.
Слайд 7
Духовыми инструментами в русских деревнях владели в основном пастухи. На эту должность часто специально выбирали человека, который хорошо умел играть на берестяном рожке или деревянной дудочке-жалейке. Звуком такого инструмента опытный пастух мог собрать стадо или отпугнуть хищного зверя, а во время отдыха развлекался тем, что наигрывал народные песни или плясовые мелодии.
Слайд 9
Традиционные музыкальные инструменты у народов Поволжья имели простую форму, изготавливали их из природных материалов: глины, дерева, полых стеблей крупных растений. У марийцев с глубокой древности были известны глиняные свистульки шун-шушпык, которые имитировали птичьи трели. Название такого инструмента переводится на русский язык как «глиняный соловей». Его лепили в виде птички с несколькими отверстиями: в одно из них музыкант дул, другие поочередно зажимал пальцами, чтобы менять тональность звучания.
Слайд 10
Сибирь: дунгур, нарс-юх, хомус, чатхан Одним из главных инструментов в культуре сибирских народов был бубен, состоявший из деревянного обруча и туго натянутой кожаной мембраны. У тувинцев, якутов, тофаларов и долган он назывался дунгур или дунур. Играли на нем рукой или специальной колотушкой. Бубен считался священным инструментом, на голос которого отзываются духи, поэтому бить в него без нужды строго запрещалось, а прикасаться к бубну мог только шаман. У хантов и манси был популярен нарс-юх — это название буквально означает «поющее дерево». Корпус инструмента, похожий формой на лодку
Слайд 13
Из якутских музыкальных инструментов особенно известен хомус. Изготавливали его из железа, реже вырезали из дерева или кости. Инструмент представлял собой небольшую подковку с гибким язычком в центре.
Слайд 14
Кавказ: баламан, шичепшин, пхачич В традиционных дагестанских мелодиях часто звучал баламан — духовой инструмент, корпус которого вырезали из тутового или абрикосового дерева. В его округлую головку вставляли длинную камышовую трость со сплющенным свободным концом, на нее надевали специальный хомутик: с его помощью регулировали строй инструмента. Звук баламана был мягким и нежным, на нем исполняли лиричные плавные мелодии. У адыгов первые музыкальные инструменты появились еще в IV веке до нашей эры. Одним из них стала черкесская скрипка, или шичепшин. Удлиненный корпус в форме веретена вырезали из цельного куска липы, клена или ясеня, на него натягивали струны из конского волоса. Отсюда и произошло название инструмента: « шиче » в языке адыгов означало «конский волос», « пшинэ » — «музыка». Приглушенный мягкий звук шичепшина служил аккомпанементом для сольного или хорового пения.
Слайд 15
Еще одним популярным инструментов у адыгов была трещотка — пхачич. По одной из легенд, ее изобрел простой крестьянин: однажды он шел домой через лес, нашел несколько щепок и стал постукивать ими в такт шагам, чтобы веселее было идти. А потом придумал, как соединить их между собой шнуром и превратить в удобный музыкальный инструмент.