Первый слайд презентации: Народы Тюменской области
Автор-составитель: Шалимова Н.В. Департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр эстетического воспитания детей «В доме Буркова» города Тюмени
Слайд 2: Велика наша Тюменская область
Слайд 8: Традиционные русские орнаменты
Изображали растительный и животный мир, живую и неживую природу Орнамент служил для оберега от злых духов
Слайд 9: Основные русские народные праздники
Святки Масленица Встреча весны Семик Иван Купала Осенины
Слайд 13: Национальные татарские праздники
Нардуган – праздник рождения солнца Навруз Байрам – праздник весны Рамадан – священный пост Ураза Байрам – праздник окончания поста Курбан Байрам – праздник жертвоприношения Сабантуй – самый главный праздник
Слайд 14: Традиционная культура Ханты
Ханты — коренное население сибирского севера. В основном, занимались охотой и рыбной ловлей. Селились в тайге и по берегам рек
Слайд 15
Ханты разговаривают на хантыйском (остяцком) языке. Представители этого народа себя называют хантэ — человек. Коренная религия – шоманизм (т.е. вера в общение шомана с духами)
Слайд 16: Традиционная одежда ханты
Для создания одежды ханты использовали главным образом шкуры животных (оленей, диких зверей). Самым древним видом одежды было платье из рыбьей кожи. Халаты из рыбьей кожи надевали для защиты от дождя, на рыболовных промыслах. Основным видом одежды хантов всегда были меховые распашные одеяния.
Слайд 17: Традиции
Народные праздники хантов связаны с животными, которым они поклонялись: Вороний день - праздник наступления тепла, о котором возвещают вороны. Это первые птицы, прилетающие на север Праздник Водяного царя – праздник Вит-куля. Праздник устраивают после вскрытия рек, когда начинается ледоход Медвежий праздник Тулыглап - самый главный праздник
Слайд 18: Манси – малочисленный коренной народ Тюменской области
Манси, в основном, занимались оленеводством, вели кочевой образ жизни (т.е. постоянно переезжали с одного пастбища на другое) Место поселения Манси – Тундра – бескрайние просторы Севера
Слайд 20: Традиционная культура Манси схожа с культурой Хантов
Ханты и Манси очень гостеприимный народ Принято радушно встречать гостя в любое время суток: Даже если путник приехал поздней ночью, хозяйка должна встать, зажечь лампу, растопить печь, поставить кипятить чайник и встретить гостя . Напоить его горячим чаем, накормить. Если путник дальше не едет - уложить спать.
Слайд 21: Ненцы
Ненцы с давних времён называют себя «детьми оленя» — вся жизнь их связана с оленем
Слайд 22: Жилище ненцев
С древних времен все ненцы живут в чумах. Для народа чум представляет собой не только жилье, но и является моделью мира в миниатюре. Отверстие наверху символизирует связь с луной и солнцем, шесты — воздушную сферу, которая окутывает Землю.
Слайд 23
В самом центре чума расположен очаг, где готовят еду. По обе стороны очага — спальные места, напротив входа в жилище расположены культовые предметы и посуда. Из мебели есть только большой стол. Вместо кроватей оленьи шкуры, которые расстилают на циновках поверх широких досок.
Слайд 24: Традиционная одежда ненцев
Малица – мужская глухая (без разреза) рубаха с капюшоном, сшитая из осенних телячьих шкур мехом внутрь Для предохранения малицы от сырости, грязи и солнца с давних пор многие ненцы носят поверх малиц маличные рубахи из сукна или иной плотной материи разных цветов.
Слайд 25
В сильные морозы, пургу, при долгом нахождении на воздухе поверх малицы надевается меховой совик (шьется мехом наружу)
Слайд 26
Ягушка ( паница ) - женская верхняя зимняя одежда. В отличие от мужской имеет разрез спереди. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.
Слайд 27
Пимы (пива) — высокие меховые сапоги из камуса, с подошвами из "щеток" (шкура между большим и малым копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Внутрь пимов вкладывали стельки из сухой травы.
Слайд 28: Традиционный орнамент
геометрический и по своей конфигурации напоминает стилизованные изображения предметов, растений и животных. У разных видов орнамента даже есть свои собственные названия и говорят, что мастерицы в этих орнаментах оставляли зашифрованные послания