НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ — презентация
logo
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • Лексика научного стиля
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • Синтаксис научного стиля
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
1/18

Первый слайд презентации: НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

План: 1. Общая характеристика научного стиля речи. 2. Цель научного общения. 3. Лингвистические характеристики научного стиля. 4. Разновидности научного стиля речи. 5. Жанры научного стиля. 6. Лексика и фразеология научного стиля. 7. Морфология научного стиля. 8. Синтаксис научного стиля.

Изображение слайда

Слайд 2

Научный функциональный стиль обслуживает 2 сферы: сферу науки и образования. Каждый член современного общества в разный период жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

Изображение слайда

Слайд 3

Научный стиль появился в александрийский период (323-30 г. до н.э. - 640 г. н.э.), отделившись от художественного стиля, так как в греческом языке была создана устойчивая научная терминология. Развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека.

Изображение слайда

Слайд 4

В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Во второй половине XVIII в. значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В.Ломоносову и его ученикам, окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX в. Цель научного общения: сообщение научных фактов, их объяснение и популяризация при наиболее точном, логичном и однозначном выражении мысли. В зависимости от цели адресатами являются как специалисты в данной научной области, так и учащиеся или заинтересованные неспециалисты (в случае популяризации научных знаний).

Изображение слайда

Слайд 5

Лингвистические характеристики научного стиля. Научный стиль характеризуется следующими основными стилевыми характеристиками : точностью, однозначностью, безличностью и абстрактностью, подчёркнутой логичностью, бесстрастностью, 5) объективностью изложения, 6) сжатостью, 7) информационной насыщенностью, 8) отвлечённостью и обобщённостью суждений, 9) стандартизацией средств изложения.

Изображение слайда

Слайд 6

Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер речи, строгий отбор языковых средств, стремление к нормированной речи.

Изображение слайда

Слайд 7

Разновидности научного стиля речи Научный стиль речи имеет несколько подстилей : собственно научный или академический, научно-технический (производственно-технический), научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный, научно-популярный.

Изображение слайда

Слайд 8

Жанры научного стиля. собственно научный подстиль : монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертации, рецензия (отзыв), тезисы, научное сообщение; научно-технический подстиль : адресатом являются специалисты технико-технологического профиля, целью - применение достижений фундаментальной науки в практике: техническая документация, которая используется в производстве (контракты и инструкции для предприятий, сообщения об испытаниях и анализах, формулы изобретений, инструкции); научно-информативный : реферат (реферат-обзор, реферат-конспект, реферат-резюме, реферат-доклад), аннотация, конспект, тезисы, патентное описание;

Изображение слайда

Слайд 9

научно-справочный : словарь, справочник, каталог; учебно-научный подстиль : сообщение, ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка), рассуждение, языковой пример, объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование); учебник, учебный словарь, методическое пособие, практикум, лекция, конспект ; научно-популярные жанры адресованы широкой публике, интересующейся наукой, они близки к публицистическому стилю, так как часто их целью является заинтересовать читателя. Примеры научно-популярных жанров: очерк, эссе, научно-популярная книга, научно-популярная статья.

Изображение слайда

Так как ведущей формой научного мышления является ПОНЯТИЕ, то почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Накапливая факты, экспериментируя, анализируя, обобщая, наука фиксирует свои результаты в понятиях. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. ТЕРМИН - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Внутри определённой системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. ТЕРМИН является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности.

Изображение слайда

Слайд 11

В научном стиле наряду с терминами функционирует абстрактная лексика. Она преобладает в научном стиле – почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Например: юриспруденция (лат. jūris prūdentia «правоведение», от лат. jūs, род. п. jūris «право» и лат. prūdentia «предвидение», «знание») - это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки. Даже конкретная лексика в научном стиле употребляется для обозначения общих понятий. Например: юстиция - система судебных учреждений; судебное ведомство. В данном случае имеются в виду всякие судебные учреждения, судебные учреждения вообще.

Изображение слайда

Слайд 12

В научном стиле форма единственного числа употребляется в значении множественного. Например: учитель  должен уметь понимать своих учеников, общаться с ними на личном уровне, придумывать интересные способы обучения и делать уроки интересными. Имеется в виду учителя вообще, а не какой-то один учитель. Также в научном стиле функционируют общеупотребительные слова с обобщённым значением, используемые и в других стилях. Например: аспект, концепция, тенденция, изучение, закономерность, применение, предмет, факты, цели и другие. Большая часть из них в общеязыковом плане многозначна, но в определённом научном контексте при выражении конкретного понятия они приобретают однозначность и выполняют одну узкоспециальную функцию.

Изображение слайда

Слайд 13

Научная фразеология. Научная фразеология имеет сходную с лексикой структуру, обозначает определённые понятия и сформирована, по сути, терминами. Фразеологизмы (или фразеологические обороты ) – это наиболее устойчивые сочетания слов, воспроизводимые в тексте как готовые единицы языка. Они постоянны по своему составу, имеют так называемое нерасчлененное значение, т.е. «непроницаемы», со строгим порядком слов. Например: печатная форма, ключевые слова, технологические параметры, речевой отрезок и т.д.

Изображение слайда

Слайд 14

Морфология научного стиля. Основной чертой морфологии научного стиля является расширение возможностей имени над глаголом. Это проявляется в виде следующих элементов морфологии: 1) преобладание отглагольных имён существительных: дарение, задержание, казуальное толкование, квотирование (экспорта и импорта), преследование, разглашение государственной тайны, разделение властей, федеральное принуждение и др.; 2) преобладание в тексте существительных над глаголами : 3) самым распространённым и типичным для научной речи видом связи предложений ( когезии или связности текста) является повтор существительных.

Изображение слайда

Слайд 15

4) в научном стиле наблюдается тенденция к активному использованию аббревиатур и сложносокращенных слов. 5) в научном стиле личные и притяжательные местоимения имеют отвлеченно - обобщенный характер и употребляются преимущественно в форме 1-го лица множественного лица (например, мы, нами, нам, с нашей точки зрения и др.). Редко и почти совсем не употребляются местоимения в форме 1-го лица единственного числа (например: я, мною, моей и др.).

Изображение слайда

Научный стиль характеризуется - усложнённостью синтаксиса, так как описывает сложные явления. Многокомпонентные сложные предложения с союзной связью преобладают над простыми. - Для связи и организации мыслей и достижения последовательности изложения часто употребляются вводные конструкции ( по данным, безусловно, таким образом, однако идр ) - В научном стиле широко используются страдательные (пассивные) конструкции. Н: …форма заключения брака определяется законодательством государства,

Изображение слайда

Слайд 17

В научном стиле активно употребляются причастные и деепричастные обороты. Например: Возникновение двойного гражданства возможно в определённых ситуациях, обусловленных различиями законов государств, в частности неоднозначным решением вопроса о гражданстве детей, родители которых являются гражданами различных государств. - Преобладает прямой порядок слов - Частые цитаты, ссылки - Использование в качестве компонентов - Текста формул, графиков, схем.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда

Похожие презентации