Первый слайд презентации: Наука и образование в России во второй половине XVIII века
Слайд 2
На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.
Слайд 3
В России XVIII существовало 3 типа школ: солдатские школы, закрытые дворянские учебные заведения, духовные семинарии и школы. подготовка специалистов велась и через университеты — Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в.
Слайд 4
При Елизавете (1741—1762) военно-учебные заведения были реорганизованы. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. — Академия художеств. Во второй половине XVIII века прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. В 1782—1786 годах была осуществлена школьная реформа. В 1782 году был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4 классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2 классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников. Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и шефом Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким. К средним учебным заведениям в это время относились народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.
Слайд 6: Московский университет
Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проекту М. В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М. В. Ломоносов писал, что "университет создан для генерального обучения разночинцев". Лекции в университете читались на русском языке. Одну: из важнейших задач университета М. В. Ломоносов видел в распространении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.
Слайд 8: Краткая биография
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) – русский ученый, химик, физик, художник, поэт. Родился в Денисовке, Архангельская губерния. В биографии Ломоносова грамоте, чтению удалось обучиться еще в детстве. Затем, движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна, бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов отправляется учиться в Германию. Для Ломоносова биография тех времен была очень насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости на сочинение стихотворений у Ломоносова остается время. В 1741 году возвращается на родину, с того времени в своей биографии М. Ломоносов назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук. Через 3 года стал профессором химии. Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», многие стихи Ломоносова. Он в 1754 году разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того в биографии Михаила Васильевича Ломоносова был открыт закон сохранения материи, написаны работы по теории цвета, построено множество оптических приборов.
Слайд 10: Солдатские школы
Солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе ( Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская ).
Слайд 11: Закрытые дворянские учебные заведения
Закрытые дворянские учебные заведения - это частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д. всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства.
Слайд 12: Духовные семинарии и школы
Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека. Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.
Слайд 13: Естественные науки
М. В. Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент, а при Екатерине II составил первый кадастр землепользования. Кроме этого, он предложил идеи о непрерывном изменении лика Земли под влиянием внутренних и внешних сил, о движении воздушных масс, о слоях земных и т. д. Географическая наука получила материалы многих экспедиций, которые позволили издать в 1745 году «Атлас Российской Империи». Геология. В этой области были накоплены богатые материалы о месторождении угля, руды, нефти и т.п. В конце век появились первые геологические карты различных регионов.
Слайд 15
Астрономия была представлена в эти годы такими ученными как Л. Эйлера и М. Ломоносова. Они продолжали наблюдения за звездным небом. В стране была создана сеть обсерваторий для наблюдения за звездным небом. К концу века их насчитывалось уже около 70.
Слайд 17: Медицина
Заметные успехи прослеживаются в развитии медицины. Если во времена Петра I в России существовало единственное медицинское училище, то к концу столетия их стало три. Кроме того, в столице была открыта Медико-хирургическая академия, а при Московском университете – медицинский факультет. Особо остро в России стояла борьба с эпидемиями чумы и оспы. В 1768 г. Екатерина пригласила в Россию английского медика и сама первой сделал прививку от оспы. Оспопрививание того времени (вариоляция) хотя и не избавляло от заболевания, но значительно сокращало число смертельных исходов. Мировое признание получили труды о чуме Д.С. Самойловича, являвшиеся итогом изучения свирепствовавшей в России эпидемии в 1770-1772 гг. Его вывод о том, что чума передается не по воздуху а от соприкосновения, имел большое практическое значение, поскольку и позволял наметить эффективные средства борьбы с эпидемией.
Слайд 19: Гуманитарные науки
Написанный Ломоносовым «Краткий Российский летописец» стал первым учебником по истории. «История Российская» В.Н.Татищева был первый опыт научного освещения истороии нашей страны.
Слайд 21: Академические экспедиции
Пристальным вниманием пользовалось изучение природных ресурсов страны. Систематическое научное исследование природных условий страны, организованное государством, началось уже при Петре I. С этой целью было возобновлена практика организации комплексных экспедиций, обследовавших различные районы России. Шла разведка богатств и европейского центра страны, бассейна Печоры, Якутии и других районов. Всего было отправлено 5 экспедиций, объединенных общей целью и планом. Среди них экспедиция руководимая солдатским сыном академиком И.И. Лепехиным. Её маршрут пролегал от Москвы до Астрахани, а оттуда через Гурьев и Оренбург к горным заводам Урала и берегам Белого моря. Богатый материал собрал профессор Н.Я. Озерецковский, путешествовавший по северу страны и району Ладожского озера. Опубликованные отчеты руководителей экспедиций содержат богатейший материал о флоре и фауне, реках и озерах, рельефе, описание городов и населенных пунктов с их достопримечательностями, экономической характеристикой районов и промышленных предприятий. Огромную научную ценность представляет этнографический материал, в том числе относящийся к народам Севера, Сибири, Кавказа и других районов: сведения об одежде, жилищах обрядах, орудиях труда и т.д. К академическим экспедициям примыкают экспедиции промышленных людей, отправлявшихся осваивать острова Тихого океана, а также берега Америки. Наряду с хозяйственным освоением новых земель и привидением в российское подданство местного населения экспедиции составляли более совершенные карты островов и обстоятельное описание их флоры и фауны. Среди исследователей выдающееся место занимает Г.И.Шелихов, составивший в 80-х гг. XVIII века описание Алеутских островов и организовавший освоение Русской Америки (Аляски).
Слайд 23: Выдающиеся техники и изобретатели
Вторая половина XVIII века примечательна небывалым взлетом технической мысли. Развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства стимулировало научную и техническую мысль. Это находило выражение в многочисленных изобретениях и усовершенствованиях машин, станков, инструментов, в создании технической литературы. Широко известны имена выдающихся изобретателей XVIII века: А. Нартова, И. Ползунова, И. Кулибина, Фроловых и многих других.
Слайд 32: Использованные ресурсы
http://historydoc.edu.ru/attach.asp?a_no=2304 http://www.ruskidom.rs/sr/wp-content/uploads/2012/12/Jankovic_208.jpg http://s60.radikal.ru/i170/0904/21/a84c97556d1a.jpg http://kartinanazakaz.ru/wp-content/gallery/katalog-muzhskoj-klassicheskij/117p.jpg http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/files.php?f=prep_b2eb488a4f2380df95a605620635e02d http://i243.photobucket.com/albums/ff277/aiwn/hetman_Ivan_Samoylovich2.jpg http://www.rodinahome.org/history/schoolbooks/Tatishchev.jpg http://www.peoples.ru/science/ethnographer/nikolay_ozeretskovskiy/ozeretskovskiy_8.jpg http://www.piragis.ru/images/stories/shelihov2.jpg http://www.broo.bashkiria.ru/var/plain_site/storage/images/media/images/lepiohin-i.i/865-1-rus-RU/Lepiohin-I.I.jpg http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/archive/a/a3/20120514162803!FotoC1601.jpg http://pochit.ru/pars_docs/refs/53/52525/52525_html_m4132369f.jpg http://www.autocentre.ua/ac/10/12/images/14/Motor-Hist_250px-ivan_polzunov_.jpg http://engines-history.ru/source/foto/foto/10.jpg http://cdn.dipity.com/uploads/events/7922c4ccbd052674d0d94d95684496e5_1M.png http://www.barnaul-altai.ru/info/img/frolov.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/29/361/29361267_Kulibin_I_P.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/922/55922606_Kulibin_prozhektor.jpg http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0