Основные психологические течения — презентация
logo
Основные психологические течения
  • Основные психологические течения
  • Основные психологические течения
  • Краткая история развития психологии
  • Основные психологические течения
  • Основные направления психологии
  • БИХЕВИОРИЗМ
  • Основные психологические течения
  • Основные психологические течения
  • Психоанализ, или фрейдизм
  • Гештальтпсихология
  • Основные психологические течения
  • Посмотреть, как формируется это целое (гештальт), можно на материале феномена, описанного датским гештальтпсихологом Эдгаром Рубином, — ваза Рубина (или
  • Основные психологические течения
  • Основные психологические течения
  • Основные психологические течения
  • Основные психологические течения
  • Гуманистическая психология
  • Основные психологические течения
  • Основные психологические течения
  • Основные психологические течения
  • Основные психологические течения
  • Генетическая психология
  • Основные психологические течения
  • Индивидуальная психология
  • Основные психологические течения
  • Основные психологические течения
  • Основные психологические течения
1/27

Первый слайд презентации: Основные психологические течения

Изображение слайда

Слайд 2

Психология – это наука, которая изучает человеческое поведение и познание. Она помогает нам понять, почему мы ведем себя так, как ведем, и какие факторы на это влияют.

Изображение слайда

Внутренний мир человека всегда был интересен для изучения, еще задолго до возникновения философских концепций. Произошло это уже в момент появления людей. Изначально, когда существование первобытного человека обеспечивалось благодаря двум мировоззрениям – религиозному и мифологическому, душа рассматривалась именно с этих ракурсов. Мифологическая система давала объяснение таким явлениям, как: сон; смерть; сновидение; заболевание. Их описание имело магический подтекст, поэтому человеческой душе придавался таинственный смысл, в основе которого лежали принятие и вера. Достичь его рациональным путем было невозможно.

Изображение слайда

Слайд 4

Развитие истории и общества постоянно идет вперед. Постепенно образуются новые тенденции и концепции, в корне противоположные религиозно-мифологическим способам раскрытия смысла мироздания. Стали появляться более рациональные взгляды, которые пытались дать простое и понятное объяснение природным явлениям, основываясь на причинах их происхождения. В Древнем Египте, а также странах Древнего Востока за несколько тысяч лет до нашей эры в философии зародились первые учения о предназначении человеческой жизни и о том, как устроен мир. И до сегодняшнего дня они не потеряли свою актуальность. Примерно в том же периоде в античной Греции и на Западе началось формирование и развитие представлений о душе. Мнение философов о том, что душа представляет собой естественное явление, и легло в основу обновленного представления о психической жизни.

Изображение слайда

В середине XIX века психология получила статус самостоятельной науки, после чего разделилась на несколько отдельных направлений (течений). Выделим главные течения научной дисциплины в XX веке: бихевиоризм; психоанализ, или фрейдизм; гештальтпсихология; гуманистическая психология; генетическая психология; индивидуальная психология.

Изображение слайда

Слайд 6: БИХЕВИОРИЗМ

Бихевиоризм берет свое начало в работах Ивана Павлова, русского физиолога, который проводил эксперименты над пищеварительной системой собак в конце 19 века. Павлов заметил, что у собак выделяется слюна при звуке колокольчика, который ранее ассоциировался с едой. Это привело его к формулированию концепции классического обусловливания, которая предполагает, что поведение может быть выучено через ассоциацию стимула и реакции. Основываясь на работах Павлова, американский психолог Джон Уотсон в начале XX века развил направление бихевиоризм. Уотсон утверждал, что психология должна сосредоточиться на наблюдаемом поведении, а не на внутренних психических процессах, которые невозможно наблюдать.

Изображение слайда

Слайд 7

Для данного направления характерно изучение предмета с точки зрения анализа его поведения, которое описывается как общий перечень всех реакций организма на воздействие окружающей среды. При этом психика и сознание, субъективный опыт исключаются из объекта изучения. Важно было достичь следующих целей: обрести навык предугадывать по ситуации (стимулу), какой будет реакция (поведение) человека, по характеру поведения дать характеристику и описание ситуации, которая его вызвала. Если верить бихевиоризму, то человек с момента рождения имеет весьма ограниченный перечень рефлексов (глотание, дыхание и т. д.), поверх которых в течение жизни происходит наслоение более сложных поведенческих феноменов. Все новые и новые реакции человек вырабатывает путем проб, каждый раз применяя их, пока не достигнет положительного результата. Тогда этот вариант закрепляется и при следующем подходящем моменте воспроизводится.

Изображение слайда

Слайд 8

Некоторые достижения бихевиоризма в развитии психологии: Представление и экспериментальное подтверждение возможности объективного подхода к изучению психологических явлений. Разработка соответствующей методологии и техники экспериментальных исследований. Постановка проблемы научения — приобретения организмом новых форм поведения. Разработка категории «действия» и включение в сферу психологии телесных реакций. Бихевиоризм также оказал влияние на сферу образования. Бихевиористские принципы, такие как положительное подкрепление, применялись в классе для повышения успеваемости учащихся. Это привело к разработке программированного обучения — формы преподавания, которая предполагает разбиение сложных концепций на более мелкие, более управляемые шаги. Кроме того, основные идеи, методики исследования и термины бихевиоризма были впоследствии перенесены в антропологию, социологию, педагогику, оказали влияние на развитие лингвистики, семиотики и стали одним из истоков кибернетики.

Изображение слайда

Слайд 9: Психоанализ, или фрейдизм

Представляет собой обобщенное обозначение школ, которые сформировались на базе психологического учения всемирно известного австрийского психолога Зигмунда Фрейда. Объяснение психических явлений во фрейдизме происходило через бессознательное. Фрейд считал, что конфликт между сознательным и бессознательным в человеческой психике никогда не прекращается. На все поступки человека влияют глубинные побуждения, над которыми не властно сознание. Детищем психолога стал метод психоанализа, основывающийся на анализе сновидений, ассоциаций, случайно сказанных или написанных слов и т. д. Он был твердо уверен в том, что все реакции человека на возникающие ситуации определены тем, что он переживал в детстве. Главная роль в процессе формирования личности человека отведена его сексуальным инстинктам и желаниям.

Изображение слайда

Слайд 10: Гештальтпсихология

По праву считают одним из крупнейших зарубежных основных направлений психологии. Возникло оно в Германии в начале XX века. В основе лежит изучение психики человека с точки зрения ее устройства и развития в виде целостных структур – гештальтов. Данное направление рассматривает постоянно повторяющуюся взаимосвязь явлений в процессе формирования, систематизации и изменения психического образа. Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона). Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Изображение слайда

Слайд 11

По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиаетм кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цлиеком. Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Изображение слайда

Слайд 12: Посмотреть, как формируется это целое (гештальт), можно на материале феномена, описанного датским гештальтпсихологом Эдгаром Рубином, — ваза Рубина (или «профили и ваза»)

Изображение слайда

Слайд 13

Эта картинка с двумя профилями по бокам может восприниматься как профили, а может восприниматься как ваза. И когда мы видим вазу, она как будто выходит на нас вперед, а профили исчезают, превращаются в фон — ваза становится фигурой, гештальтом. А когда мы начинаем воспринимать профили, то тогда уже они как будто выходят на нас вперед, а вазы уже не существует — она фон, который находится за ними. На основе этого закона образования целостной фигуры — так называемого закона прегнантности, закона целостности — становится ясно, что любая психическая организация будет всегда настолько хорошей, насколько позволяют условия восприятия. Гештальтпсихологи начинают формулировать конкретные законы перцептивной организации, указывающие, на основании чего группируются элементы в зрительном поле, и до сих пор используемые в дизайне. Элементы могут группироваться на основании близости, на основании сходства, на основании хорошего продолжения, на основании замкнутости или принадлежности к общей области. Перцепция- это процесс восприятия, интерпретации и осмысления информации, поступающей из внешнего мира через органы чувств

Изображение слайда

Слайд 14

Принципы гештальтизма Свойства восприятия: константы (величины, значение которой не меняется), фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: 1. Принцип близости. (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе). Правая часть рисунка воспринимается как три столбика. 2. Принцип схожести(стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе). Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки. 3. Принцип целостности и замкнутости. Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности), замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму)

Изображение слайда

Слайд 15

Гештальт-качества Гештальт-психология также уделяла внимание развитию мышления. Кроме Вейтгеймера в этой области работали также такие ученые как К. Дункер и Н. Майер. Гештальт-психологи видели мышление как единый процесс, однако считали возможным определить в нем последовательные этапы. Первый этап – осознание задачи или вопроса, которые необходимо решить. Второй этап – поиск решения (упорядочивание, перестроение, объединение и другие действия). Третий этап – получение решения путем инсайта (инсайт (введенный гештальтпсихологами термин)– внезапное озарение, понимание, которые приходят к человеку после поисков ответа, концентрации над решением какой-либо задачи). Четвертый этап – поиск путей и возможностей для реализации и воплощения в жизнь найденного решения. Кроме инсайта, гештальтпсихологи ввели в психологию термин "проблемная ситуация" и интересный подход к изучению процесса мышления – рассуждение вслух. Благодаря работе гештальт-психологов стало очевидным, что в процессе изучения целого (в частности психики человека) путем его разделения на отдельные элементы, теряются более важные свойства и качества, которые характерны лишь для целостных структур - такое раздельное изучение не способно обеспечить понимания целого.

Изображение слайда

Слайд 16

Гештальтпсихология оказала значительное влияние на развитие многих областей знаний. Вот некоторые из них: Когнитивная психология. Гештальтпсихология акцентировала внимание на активной роли человека в восприятии информации. Это предвосхитило развитие когнитивной психологии, которая изучает процессы мышления, памяти и восприятия. Искусство и дизайн. Принципы гештальтпсихологии нашли широкое применение в искусстве и дизайне. Например, понимание того, как зрители воспринимают формы и цвета, помогает создавать более привлекательные и понятные рекламные образы. Образование. Принципы гештальта применяются в образовательных методах для улучшения процесса обучения. Понимание того, как студенты воспринимают информацию и организуют знания, помогает совершенствовать стратегии преподавания. Нейропсихология. Современные эксперименты в области нейронаук также опираются на идеи гештальтпсихологии. Изучение того, как мозг обрабатывает визуальную информацию и формирует целостные образы, стало важной частью нейробиологических исследований. Оказала влияние на развитие гештальт-терапии — направления психотерапии, разработанного Фрицем (Фредериком) Перлзом в 1940-х годах. Перлз интегрировал идеи гештальт-психологии с психоаналитическими и экзистенциальными подходами, создав практический метод для работы с гештальтами.

Изображение слайда

Слайд 17: Гуманистическая психология

Еще одно течение, пришедшее к нам из-за рубежа и получившее признание в России. Для гуманистической психологии характерно понятие личности как единственной в своем роде неделимой системы, представляющей собой не набор заданных характеристик, а нечто, имеющее постоянную возможность самоактуализации, присущую исключительно человеку. Один из основных разделов занимает теория личности, которая стала известна миру благодаря американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970). Его теория гласит, что потребности человека надстраиваются друг на друга, образуя пирамиду. В самом низу располагаются низшие, а в самой высокой точке – высшие. Яркие представители течения: Карл Роджерс, Гордон Олпорт, Шарлотта Бюлер, Ролло Мэй. Самое главное, на чем ставится акцент в гуманистических подходах – это уникальность личности и неповторимость ее жизненного пути. Не существует двух одинаковых клиентов, поэтому при проведении сеансов следует рассматривать действительность с позиции каждого отдельного клиента, с которым ведется работа.

Изображение слайда

Слайд 18

В 1963 году первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснён в результате научного изучения его частичных функций). Человеческое бытие развёртывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснён своими частичными функциями, в которых не принимается в расчёт межличностный опыт). Человек сознаёт себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание ). Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт). Человек интенционален (человек обращён в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Изображение слайда

Слайд 19

В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека

Изображение слайда

Слайд 20

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности). По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Изображение слайда

Слайд 21

Гуманистическая психология оказала влияние на развитие психологической науки, практики и исследований. Это направление, возникшее в середине XX века как альтернатива психоанализу и бихевиоризму, предложило новый взгляд на человека — не как на сумму реакций или набор патологий, а как на уникальную личность с потенциалом к росту и развитию, дала развите новым психотерапевтическим направлениям, внесла вклад в педагогику.

Изображение слайда

Слайд 22: Генетическая психология

Учение, разработка которого принадлежит Женевской психологической школе Жана Пиаже (1896-1980) и его последователям. Генетическая психология — область психологии, которая изучает развитие психики человека на протяжении всей жизни. Стремится понять, как биологические, социальные и культурные факторы влияют на формирование личности, познавательные способности, эмоциональное развитие, социальные отношения и поведение в разные периоды жизни. Предмет изучения: происхождение и развитие интеллекта, формирование понятий (объект, пространство, время, причинность). Также генетическая психология исследует, как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной, и каковы причины этих структурных преобразований. Вопреки названию, генетическая психология не связана напрямую с вопросами наследственности или генетического кода человека. Термин «генетическая» в данном контексте относится к процессу генезиса — развитию психики человека с первых моментов жизни.

Изображение слайда

Слайд 23

Генетическая психология ( психогенетика ) оказала влияние на развитие психологии через изучение роли наследственности и среды в формировании психических особенностей человека. Это влияние проявилось в разных аспектах: в разработке идей, теорий и методов исследования, а также в практическом значении идей генетической психологии.

Изображение слайда

Слайд 24: Индивидуальная психология

Направление психологии, основоположником которого стал Альфред Адлер (1870-1937). Берет свое начало в теории наличия у человека комплексов, ощущения неполноценности и желания к саморазвитию для их преодоления как основных источников мотивации деятельности. Ключевые идеи индивидуальной психологии: Чувство неполноценности и компенсация. Адлер считал, что развитие личности начинается с переживания слабости, что запускает внутреннюю работу: как справиться, стать сильнее, заслужить признание. Умеренное чувство неполноценности может вести к росту, а чрезмерное — к гиперкомпенсации : стремлению доминировать и отвергать слабость в себе и других. Стремление к превосходству. Адлер полагал, что тяга к идеалам есть у всех людей с рождения, но для реализации потенциала индивида это чувство необходимо воспитывать и развивать. Чувство общности (социальное чувство). Развитие этого чувства, по мнению Адлера, — важнейшее условие преодоления комплексов неполноценности и превосходства.

Изображение слайда

Слайд 25

Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие общества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток коопера­ции есть корень невротических и плохо приспособленных стилей жизни. Основные принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека.

Изображение слайда

Слайд 26

Идеи индивидуальной психологии стали основой для множества современных направлений в психотерапии (в том числе когнитивно-поведенческой, экзистенциальной и системной терапии), он одним из первых исследовал роль игры в преодолении невро­зов и закомплексованности. Он считал, что именно игра позволяет детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они ис­пытывают в мире окружающих их взрослых.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Основные психологические течения

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда

Похожие презентации