Педагогическая технология «Образ и Мысль» Разработчик: Л.М. Ванюшкина, А.А — презентация
logo
Педагогическая технология «Образ и Мысль» Разработчик: Л.М. Ванюшкина, А.А
  • Педагогическая технология «Образ и Мысль» Разработчик: Л.М. Ванюшкина, А.А. Соколова, Л.Ю. Копылова
  • Педагогическая технология «Образ и Мысль»
  • ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «Образ и мысль»
  • Стратегия вопросов
  • Кустодиев Б. М. Купчиха за чаем. 1918
  • Стратегия вопросов
  • Педагогическая технология «Образ и Мысль» Разработчик: Л.М. Ванюшкина, А.А
  • Чернышев А.Ф. Отъезд (Прощание уезжающего офицера с его семейством) 1850.
  • Стратегия вопросов
  • Стратегия вопросов
  • Организация группового обсуждения
  • Организация группового обсуждения
  • Организация группового обсуждения
  • Педагогические функции перефраз
1/14

- Технология представляет собой последовательно выстроенные и особым способом организованные групповые занятия, в ходе которых происходит общение с произведениями изобразительного искусства. - Технология направленна и ориентирована на создания условий для накопления и совершенствования опыта выстраивания когнитивных систем, что приводит к постепенным и многоплановым изменениям в способах мышления.

Изображение слайда

Технические требования подготовки занятия. Правильная рассадка и количество зрителей. Подбор произведений искусства: - многообразие – произведения изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства разных эпох, разных народов. - многозначность – зрительные образы должны быть неоднозначными, давать простор воображению и фантазии в соответствии самого искусства, допускающего множественность разнообразных «прочтений» и интерпретаций одного и того же произведения - доступность – произведения должны учитывать возможности «начинающего зрителя», быть насыщены деталями и содержать возможность развернутого рассказа.

Изображение слайда

Ядро технологии «Образ и мысль» - стратегия вопросов для организации группового обсуждения. Традиционные методики «закрытых» вопросов преобладающие в работе с произведениями изобразительного искусства:

Изображение слайда

Слайд 5: Кустодиев Б. М. Купчиха за чаем. 1918

Изображение слайда

Слайд 6: Стратегия вопросов

Закрытые вопросы: - Чем занята женщина, расположенная в центре картины? - Что стоит перед ней? - Что окружает ее?

Изображение слайда

Слайд 7

Сомов К.А. Зима. Каток. 1915

Изображение слайда

Слайд 8: Чернышев А.Ф. Отъезд (Прощание уезжающего офицера с его семейством) 1850

Изображение слайда

Слайд 9: Стратегия вопросов

Для технологии «Образ и мысль» разработан комплекс вопросов «открытого» типа, которые используются в соответствии с продуманным алгоритмом. - «Что вы видите?». Первый вопрос запускает механизм обсуждения, направлен на первоначальное знакомство с произведением, стимулирует рассматривание и определение в общих чертах, того, что изображено. - «Что происходит на картине?» - более сложный вопрос, побуждающий к осмыслению сюжета, ориентирующий на рассматривание отдельных деталей и на восприятие изображения в целом. - «Что вы видите здесь такого, что позволяет вам так думать?» Этот вопрос стимулирует поиск в произведениях аргументов, позволяющих каждому убедительно отстаивать ту или иную точку зрения относительно рассматриваемого произведения искусства. Данный вопрос напоминает о необходимости обосновать и разъяснить суть любого высказывания или версии, причем аргументы необходимо искать в самом произведении

Изображение слайда

Слайд 10: Стратегия вопросов

Вопросы более узкой направленности, относящиеся к персонажам картины: - Как вы думаете, кто главный герой произведения? - Что мы можем сказать об этом человеке? - Где это происходит? - Когда это могло происходить? Эти вопросы побуждают детей обращать внимание не только на позы, жесты и мимику героев картины, но и на одежду, характер интерьеров, пейзажей, особенности изображенных объектов, оттенки освещения и т.п. - Что, как вам кажется, могло заинтересовать художника в этом сюжете? - Где, как вам кажется, находился сам художник, когда рисовал эту сцену ? Ориентируют на определение ракурсов изображения, размышления о намерениях автора.

Изображение слайда

Слайд 11: Организация группового обсуждения

Дискуссия (от лат. -рассмотрение, исследование) – наиболее эффективная форма обсуждения произведений изобразительного искусства. Ее методическую основу составляет такая специфическая характеристика природы искусства, как полилогичность : никогда даже самый грамотный и просвещенный зритель в одиночку не сможет воспринять всю глубину произведения искусства. Участие в дискуссии дает ученику возможность осознать и четче выразить собственную мысль, облечь в слова ощущения и впечатления. («Мысль рождается через речь» Л.С. Выготский)

Изображение слайда

Слайд 12: Организация группового обсуждения

Успех группового обсуждения в значительной степени зависит от точности соблюдения определенных установок и правил. Педагог является не «Носителем истины», а фасилитатором - проводником (от анг. Facilitate – облегчать, помогать, способствовать ) - Правило первое. Начинать обсуждения не с информации о произведении, а его рассматривания. - Правило второе. Использовать вопросы стратегии визуальной коммуникации, задавать их в рекомендуемой последовательности и в соответствующих формулировках. - Правило третье. Стимулировать участников дискуссии высказываться, обязательно представляя эту возможность всем желающим. - Правило четвертое. Проявлять искренний интерес к мнению учащихся, каким бы «примитивным» или «странным» оно ни казалось

Изображение слайда

Слайд 13: Организация группового обсуждения

Правило пятое. Научиться слушать, слышать и уважительно, принимать все ответы. Правило шестое. Прояснять высказывания, задавая уточняющие вопросы. Правило седьмое. Реагировать на каждое высказывание, показывая вербально или невербально, что версия отвечающего услышана. Правило восьмое. Не давать категорических оценок ответам («правильно» – «неправильно», «хорошо» – «плохо» и т.п.) Правило девятое. Не высказывать собственное мнение («правильное» мнение специалистов) до тех пор, пока участники обсуждения не предложат это сделать. Правило десятое. Не спешить искусственно заканчивать обсуждение. Правило одиннадцатое. После нескольких групповых обсуждений, в ходе которых участники дискуссии работали с «копиями», очень полезно использовать накопленный опыт на экспозиции музея. Важной частью дискуссии является обобщение высказанных версий – перефраз.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Педагогическая технология «Образ и Мысль» Разработчик: Л.М. Ванюшкина, А.А: Педагогические функции перефраз

Перефраз выполняет ряд существенных педагогических функций: Принятия мнения. Повторная презентация точки зрения. Уточнение высказанной версии. Развитие динамики группового обсуждения.

Изображение слайда

Похожие презентации