Первый слайд презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Слайд 2
Адаптация в 1 классе особый и сложный период в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя, школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок. Ребенок, поступая в школу должен быть зрелым и в физическом, и в социальном отношении. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Слайд 3
Адаптационный период первоклассников сопровождается такими процессами: происходит физиологическое приспособление деятельности функциональных систем организма первоклассника к изменениям в режиме и нагрузке; формируются, развиваются и усваиваются способы и приемы новой деятельности процесса обучения; через эмоциональную сферу первоклассника осуществляется оценка изменений в окружающей реальности как субъективно комфортных или дискомфортных и, согласно им, происходит регулирование его поведения и деятельности.
Слайд 4
Ф акторы, позитивно влияющих на процесс адаптации к школе: психофизиологические факторы ; стартовая готовность к систематическому школьному обучению; работа образовательного учреждения.
Слайд 5
К первой группе факторов успешности адаптации относится : возраст начала систематического обучения, Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше – у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность. Тем не менее, год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития.
Слайд 6
Следующим фактором этой группы является : состояние здоровья ребенка (физическая готовность к обучению) – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.
Слайд 7
Готовность ребенка к началу систематического обучения является следующим не менее важным фактором : Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой структуру взаимосвязанных элементов: мотивационного (внутренняя позиция школьника), волевого (способность подчинять свои действия правилу), интеллектуального (наличие внутреннего плана действия, сформированность знаковой функции сознания и т.д.).
Слайд 8
Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами : как содержание обучения и методика преподавания. Рациональная организация учебных занятий и режима дня существенно облегчает процесс адаптации детей к школе. При этом важно учитывать, что расписание учебных занятий, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ, а также условия школьной среды должны соответствовать возрастным функциональным возможностям первоклассников. В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду.
Слайд 9
Третья группа факторов эффективности адаптации первоклассников к школе во многом зависит от позиции учителя и от выбранного им стиля общения с учениками.
Слайд 10
Немаловажным фактором является создание положительного микроклимата в школьном коллективе. Задача классного руководителя и педагога-психолога – поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важно, чтобы ребенок понял, что класс, школа – это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей.
Слайд 11
Школьная дезадаптация - потеря ребенком учебной мотивации, низкая успеваемость, конфликтность в общении с учителями и сверстниками. Склонность к асоциальному поведению, низкая самооценка, доминирование негативного эмоционального напряжения.
Слайд 12
Приспособление к школе протекает у детей по-разному, поэтому важно своевременно замечать признаки дезедаптации у первоклассников: 1. Отвлекаемость. 2. Двигательная расторможенность. 3. Непослушание. 4. Пассивность на уроке. 5. Скованность при ответах. 6. Растерянность при малейших замечаниях. 7. Печальное, тревожное настроение. 8. Легкая смена окраски лица, плаксивость, переход на крик. 9. Раздражительность. 10. Застенчивость. 11. Страх перед ответом или письменным заданием. 12. Занятие посторонними делами. 13. Ответы тихим голосом. 14. Жалобы на головные боли, боли в животе. 15. Одиночество на переменах, нежелание выходить из класса. 16. Снижение работоспособности и эмоциональное неблагополучие
Слайд 13
Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе: правила и требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, вежлив, внимательно выслушивает указания, объяснения учителя; поручения выполняет охотно и добросовестно, без внешнего контроля; проявляет высокую заинтересованность к самостоятельной учебной работы, готовится ко всем урокам; имеет в классе статусе
Слайд 14
Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе: посещение уроков не вызывает у него негативных переживаний, понимает учебный материал, когда учитель объясняет его довольно подробно и наглядно; усваивает основное содержание программы по всем предметам, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний учителя, вместе с тем требует контроля со стороны взрослого; сосредоточенным бывает только тогда, когда делает что-то интересное для себя.
Последний слайд презентации: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе: часто жалуется на здоровье, плохое самочувствие, у него преобладает подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; материал, который объясняет учитель, усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником вызывает трудности, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет к ним интереса; к урокам готовится нерегулярно, требует постоянного контроля, систематических напоминаний и побуждений как со стороны учителя, так и со стороны родителей; для понимания нового материала и решения задач по образцу требует значительной помощи учителя и родителей; поручения выполняет под контролем и без особого желания; пассивный.