Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала) — презентация
logo
Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала)
  • Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала).
  • Цели урока:
  • Дайте краткие ответы на вопросы:
  • Метаболизм в клетках
  • Активизация опорных знаний по теме: «Белки»
  • Дайте ответы на вопросы:
  • Дайте ответы на вопросы:
  • Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала)
  • I. Что нужно для синтеза белков?
  • II. Информация о структуре белков.
  • Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала)
  • Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала)
  • Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала)
  • III.Информация о структуре белков хранится В ДНК хромосом (в ядре), а биосинтез белка осуществляется на рибосомах (в цитоплазме клетки).
  • 1.Каким образом наследственная информация о первичной структуре белка передается к месту синтеза белка?
  • Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала)
  • Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала)
  • IV. Синтез белков.
  • Строение т-РНК.
  • Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала)
  • Трансляция
  • Это интересно:
  • Реакции матричного синтеза:
  • Этапы биосинтеза:
  • Дайте краткие ответы на вопросы:
  • Выполните задание:
  • Выполните задание:
  • Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала)
  • Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала)
  • Решение:
  • Выполните задание:
  • Решение:
  • Выполните задание:
  • Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала)
  • Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала)
  • Домашнее задание:
  • Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала)
1/37

Слайд 2: Цели урока:

Сформировать знания о механизмах  биосинтеза   белка  на примере транскрипции и трансляции; показать роль транспортных РНК в процессе биосинтеза белка. Развивать умения сравнения, доказательства, вычленения основных идей в учебном материале, составления схем. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Изображение слайда

Слайд 3: Дайте краткие ответы на вопросы:

Что такое метаболизм? Что такое ассимиляция (определение)? Что такое диссимиляция (определение)? Как взаимосвязаны ассимиляция и диссимиляция в едином процессе обмена веществ?

Изображение слайда

Энергетический обмен (диссимиляция) Пластический обмен (ассимиляция) распад, расщепление органических веществ с выделением энергии синтез (образование) органических веществ, характерных для организма энергия ферменты

Изображение слайда

«Жизнь – есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит в постоянном самообновлении химических составляющих частей этих тел» Ф. Энгельс Почему???

Изображение слайда

Слайд 6: Дайте ответы на вопросы:

Роль белков в клетке и их основные функции: Строительная Транспортная Ферментативная Защитная Двигательная Регуляторная Энергетическая

Изображение слайда

Слайд 7: Дайте ответы на вопросы:

Как пополняются запасы белков в клетке? Где осуществляется процесс биосинтеза белка? Как передается информация о синтезе белка? В какой период жизни клетки идет наиболее интенсивный синтез белка?

Изображение слайда

Слайд 8

Любая живая клетка способна синтезировать белки и наиболее интенсивно – в период роста и развития. Дочерняя клетка синтезирует такие же белки, какие синтезировала материнская клетка. Отсюда можно сделать вывод, что способность к синтезу белка передается по наследству от клетки к клетке и сохраняется в течение всей жизни. Основная роль в определении структуры белка принадлежит ДНК, разные участки которой определяют синтез различных белков.

Изображение слайда

1.Строительный материал (АК); 2.энергия (АТФ); 3.информация о структуре белков.

Изображение слайда

Слайд 10: II. Информация о структуре белков

1.Где в клетке хранится информация о структуре белков? В ДНК хромосом (в ядре). Вспомним строение ДНК… Молекула ДНК участвует в синтезе нескольких десятков белков. Участок ДНК, определяющий синтез одной молекулы белка, называется геном. Сколько в ДНК типов нуклеотидов? Сколько АК образуют молекулы белков? II. Информация о структуре белков.

Изображение слайда

Слайд 11

2.Каким образом 20 АК зашифровано в 4 типах нуклеотидов? Три рядом стоящих нуклеотида хранят информацию об одной АК. Код ДНК называют триплетным. Генетический код – последовательность нуклеотидов в ДНК генов, определяющая последовательность АК в синтезированных белках.

Изображение слайда

Слайд 12

Генетический код - - - последовательность нуклеотидов ДНК, в которой зашифрована последовательность аминокислот. Аминокислот 20, нуклеотидов 4. Если произвести простое математическое действие — число сочетаний из 4 по 3 составляет: 4 3  = 64, т. е. можно закодировать 64 различных аминокислоты, тогда как кодируется только 20 аминокислот. При этом открытии оказалось, что многим аминокислотам соответствует не один, а несколько различных триплетов — кодонов.

Изображение слайда

Слайд 13

Свойства генетического кода: 1. Избыточность — 64 сочетания кодируют 20 аминокислот. 2. Универсальность — генетический код универсален для всех организмов. 3. Специфичность __ один триплет обозначает только одну аминокислоту.

Изображение слайда

Слайд 14: III.Информация о структуре белков хранится В ДНК хромосом (в ядре), а биосинтез белка осуществляется на рибосомах (в цитоплазме клетки)

Изображение слайда

Слайд 15: 1.Каким образом наследственная информация о первичной структуре белка передается к месту синтеза белка?

С помощью и-РНК. Процесс списывания информации с одного гена ДНК на и-РНК по принципу комплементарности, или синтез и-РНК, называется транскрипцией. Г ДНК – Ц РНК Ц ДНК - Г РНК Т ДНК – А РНК А РНК – У РНК

Изображение слайда

Слайд 16

Изображение слайда

Слайд 17

Пример: фрагмент матричной цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: -ГАЦЦГАТТЦАГАЦАЦ-. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК в результате транскрипции. ДНК: -Г-А-Ц-Ц-Г-А-Т-Т-Ц-А-Г-А-Ц-А-Ц- и-РНК: -Ц-У-Г-Г-Ц-У-А-А-Г-У-Ц-У-Г-У-Г-

Изображение слайда

Слайд 18: IV. Синтез белков

1. C интез белка осуществляется на рибосомах, каким образом туда поступают АК? АК поступают к месту синтеза белка при помощи т-РНК. Строение т-РНК. IV. Синтез белков.

Изображение слайда

Слайд 19: Строение т-РНК

т-РНК имеет два конца: кодовый и антикодовый. На антикодовом конце 1 триплет нуклеотидов. Если этот триплет комплементарен АК, то она присоединяется к кодовому концу. Каждая т-РНК переносит одну АК. Строение т-РНК.

Изображение слайда

Слайд 20

В цитоплазме происходит последний этап синтеза белка – трансляция. Рибосома находится в контакте только с двумя триплетами нуклеотидов (ФЦР). т-РНК непрерывным потоком идут в рибосому, но АК с них остаются в рибосоме только тогда, когда триплет и-РНК (ФЦР) комплементарен триплету подошедшей т-РНК. Трансляция – синтез молекулы белка на и-РНК.

Изображение слайда

Слайд 21: Трансляция

Аминокислота отсоединяется от «черешка листа» и присоединяется пептидной связью к растущей цепочки. А рибосома продолжает свое движение по молекуле и - РНК. Данный процесс продолжается столько раз, сколько аминокислот должен содержать «строящийся» белок. Когда в рибосоме оказывается триплет «стоп - сигнал», то ни одна т - РНК к такому триплету присоединяться не может, так как антикодонов к ним у т - РНК не бывает. В этот момент синтез белка заканчивается.

Изображение слайда

Слайд 22: Это интересно:

Синтез одной молекулы белка длится 3-4 минуты. За одну минуту образуется от 50 до 60 тыс. пептидных связей. Половина белков нашего тела (всего  17 кг белка) обновляется за 80 дней. За свою жизнь человек обновляет весь свой белок около 200 раз.

Изображение слайда

Слайд 23: Реакции матричного синтеза:

Транскрипция, трансляция – это реакции матричного синтеза, которые характерны только для живых клеток.

Изображение слайда

Слайд 24: Этапы биосинтеза:

Изображение слайда

Слайд 25: Дайте краткие ответы на вопросы:

Что нужно для синтеза белков? Где в клетке хранится информация о структуре белков? Каким образом зашифрована информация о структуре белков на ДНК? Каким образом наследственная информация о первичной структуре белка передается к месту синтеза белка? C интез белка осуществляется на рибосомах, каким образом туда поступают АК? Что такое трансляция? Приведите примеры реакций матричного синтеза.

Изображение слайда

Слайд 26: Выполните задание:

1. Одна макромолекула белка гемоглобина, состоит из 574 аминокислот, в молекулу белка за 1 секунду «сшивается» 20 аминокислот. Объясните  за сколько секунд она синтезируется. Ответ: 574:20=28,7 сек.

Изображение слайда

Слайд 27: Выполните задание:

2. Фрагмент матричной цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: -ГАЦЦГАТТЦАГАЦАЦ-. Определите последовательность нуклеотидов на и-РНК в результате транскрипции, антикодоны т-РНК и соответствующую последовательность АК фрагмента молекулы полипептида, используя таблицу генетического кода.

Изображение слайда

Слайд 28

Изображение слайда

Слайд 29

Изображение слайда

Слайд 30: Решение:

2. ДНК: -Г-А-Ц-Ц-Г-А-Т-Т-Ц-А-Г-А-Ц-А-Ц- и-РНК: -Ц-У-Г- Г-Ц-У-А-А-Г-У-Ц-У-Г-У-Г т-РНК: ГАЦ- ЦГА- УУЦ- АГА- ЦАЦ АК: лей- ала- лиз- сер- вал

Изображение слайда

Слайд 31: Выполните задание:

3. В биосинтезе белка участвуют молекулы т-РНК с антикодонами ЦЦА, ГАЦ,УУА,ААУ,АУГ,ЦГА. Определите нуклеотидную последовательность участка двойной цепи молекулы ДНК, в котором закодирована информация о структуре данного белка. Ответ поясните.

Изображение слайда

Слайд 32: Решение:

3. а) антикодоны т-РНК комплементарны кодонам и-РНК, а последовательность нуклеотидов и-РНК комплементарна одной цепи ДНК; б) последовательность нуклеотидов в одной цепи ДНК определяют по антикодонам т-РНК, учитывая то, что в молекуле ДНК нет У, вместо него присутствует Т. -ЦЦА-ГАЦ- ТТА-ААТ-АТГ-ЦГА- в) последовательность нуклеотидов во второй цепи ДНК: -ГГТ-ЦТГ-ААТ-ТТА-ТАЦ-ГЦТ-

Изображение слайда

Слайд 33: Выполните задание:

4. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с Ц составляют 11% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %)нуклеотидов с Г, А, Т в отдельности в молекуле ДНК. Объясните полученные результаты. Решение: А комплементарен Т, а Г – Ц, следовательно количество комплементарных нуклеотидов одинаково: (А+Т) +(Ц+Г)=100%; Ц=Г= 11% А+Т=100%-(Ц+Г)=100% -22%=78% (А=Т) 78%:2= 39%

Изображение слайда

Слайд 34

Изображение слайда

Слайд 35

а г д б в е ж

Изображение слайда

Слайд 36: Домашнее задание:

Параграф 2.13, записи в тетради учить.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Пластический обмен в клетке. Биосинтез белка. (Урок изучения нового материала)

Спасибо за внимание

Изображение слайда

Похожие презентации