Слайд 2
Начинается урок. Мы сюда пришли учиться, Не зевать и не лениться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
Слайд 3
Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Чтобы не было заминки, Начинаем мы с разминки. Прочитайте медленно скороговорку Зимним утром от мороза На заре звенят березы. Повторите быстрее А теперь следующая скороговорка: Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели. Прочитаем хором все вместе, выборочно…
Слайд 4
- С каким произведеним мы ознакомились на прошлом уроке? -Почему старик не считал Сову своим другом? -О чём сова предупреждала старика? -Почему появились мыши? - Почему шмели разлетелись? -Почему клевер не уродился? -Почему корова отощала? -Какая пословица в сказке? Проверим домашнее задание Ответьте на вопросы
Слайд 5
Запороши ́ ла доро ́ жки, Разукра ́ сила око ́ шки. Ра ́ дость де ́ тям подари ́ ла И на са ́ нках прокати ́ ла. Отгадайте загадку Зима ́ Назови ́ те зи ́ мние ме ́ сяцы. дека ́ брь янва ́ рь февра ́ ль
Слайд 6
Расскажи ́ те о приро ́ де зимо ́ й. Па ́ дает мя ́ гкий пуши ́ стый снег. Снег лежи ́ т на земле ́, на кры ́ шах домо ́ в, на дере ́ вьях. На у ́ лице хо ́ лодно, моро ́ з.
Слайд 7
Расскажи ́ те о жи ́ зни живо ́ тных зимо ́ й. Медве ́ дь забра ́ лся в берло ́ гу и спит. Ёж зары ́ лся в ли ́ стья. За ́ яц спря ́ тался в кусты ́. Бе ́ лка пры ́ гает с ве ́ тки на ве ́ тку. Лиса ́ бе ́ гает по сне ́ гу, мыше ́ й ло ́ вит.
Слайд 8
Расскажи ́ те о зи ́ мних заба ́ вах дете ́ й. Ребя ́ та ката ́ ются на са ́ нках. Ребя ́ та ката ́ ются на лы ́ жах. Ребя ́ та ката ́ ются на конька ́ х. Де ́ ти ле ́ пят снеговика ́. Де ́ ти игра ́ ют в снежки ́.
Слайд 9
У избы побывал – все окно разрисовал, У реки погостил – во всю реку мост мостил. Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством Елены Александровны Благининой. Научимся выразительно и четко читать стихотворение автора «Мороз». Узнаем, каким же может быть мороз. Отгадайте загадку
Слайд 11: Информация об авторе
Любовь к сказкам, стихам привила бабушка, Юлия Герасимовна, которая частенько их рассказывала многочисленным внукам. В семье курского железнодорожника А лександра Александровича Благинина было 9 детей. В доме часто звучали песни, в обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Именно для домашнего театра начала она писать свои первые стихи, сказки и пьесы.
Слайд 12
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя – Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи - замечательные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
Слайд 13
Е.А.Благинина прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, дразнилки, считалки, скороговорки, песенки, сказки.
Слайд 14
На поля ́ ну, на лужо ́ к ти ́ хо па ́ дает снежо ́ к. Улегли ́ сь снежи ́ нки, бе ́ лые пуши ́ нки. Но поду ́ л вдруг ветеро ́ к, закружи ́ лся снежо ́ к, Пля ́ шут все пуши ́ нки, бе ́ лые снежи ́ нки. Физминутка Показываем, как падает снежок, как улеглись снежинки, как ветер кружит их.
Слайд 15
Послушайте стихотворение. О чем беспокоятся дети? Найдите и прочитайте А теперь прочитайте сами стихотворение. — Кому необходима помощь зимой? — О ком тревожатся, беспокоятся дети?
Слайд 17
Работа по содержанию - Можно ли стихотворение назвать радостным? — Какие слова передают волнение автора? — Почему Е. Благинина больше всего беспокоится за птиц? — Как дети собираются помогать птицам? Собаке-дворняге? — Какие слова помогают представить картину холодной зимы? Прочитайте. - Прочитайте слова, обозначающие действия. Что они передают в стихотворении, к чему призывают? — В этом стихотворении есть слово, заставляющее тревожиться, беспокоиться. Найдите его. — Что хотела сказать зтим словом поэтесса? — Что вы можете сказать о детях — героях стихотворения? Какие они? — Помогаете ли вы птицам зимой? Как? Какую пользу приносят птицы?
Слайд 18
Почему птицы улетают на юг? Как называют этих птиц, которые улетают на юг? Какие зимующие птицы остались?
Слайд 19
Почему птицы улетают на юг? Правильно, становится холодно, а на юге теплее. Это только одна причина отлёта птиц. Есть и другая. Зимой многие птицы, особенно те, которые питаются насекомыми (стрижи, ласточки, и др.) не могут прокормиться. Как называют этих птиц, которые улетают на юг? (перелётные) Какие зимующие птицы остались? (Ворона. Она умная птица с черной головой, крыльями и серым опереньем. Любит поживиться остатками пищи человека. Еще голуби сизого цвета, которые в холода прячутся на чердаках. Воробей – самая шустрая птица. У самца черный галстук и черная шапочка. У самки этого нет. «Городским птицам», которых называют всеядными, намного легче. Им даже зимой достаточно просто найти пищу. Они переселяются поближе к жилищу человека и остаются зимовать на своей родине). Синица с желтой грудкой, черной шапочкой и галстуком. Любит несоленое сало и семечки. Помните: из 10 синичек зимой выживает всего 1 синичка Птицам зимой страшен не холод, а голод. Это интересно знать
Слайд 20
Каки ́ е пти ́ цы оста ́ лись у нас зимова ́ ть? воро ́ на соро ́ ка сини ́ ца воробе ́ й го ́ лубь дя ́ тел снеги ́ рь у ́ тка ла ́ сточка га ́ лка
Слайд 22: Итог урока. Рефлексия
С каким произведением ознакомились на уроке? Как мы будем помогать птичкам зимой? Чем удивительно это время года? Послушайте стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц» и скажите, как оно перекликается со стихотворением Благининой
Слайд 23
Что мы де ́ лали на уро ́ ке? Мы отга ́ дывали зага ́ дку, бесе ́ довали, отвеча ́ ли на вопро ́ сы, чита ́ ли. МОЛОДЦЫ!