Первый слайд презентации: ПРЕ- И ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ
Тема 1.1 Понятие об онтогенезе. Введение в эмбриологию.
Слайд 2: РЕГЛАМЕНТ ЗАНЯТИЯ
№ п / п Этап практического занятия Примерное распределение учебного времени (%, мин) 3 ак.часа 1 Организационная часть ~ 7% ~ 10 мин 1.1 Приветствие, овладение вниманием аудитории, установление контакта с аудиторией 1.2 Проверка присутствующих (отсутствующих), записи в журнале 2 Введение ~ 7% ~ 10 мин 2.1 Сообщение темы, цели (актуальность и проблемность практического занятия), план практического занятия 3 Разбор и контроль материала ~ 60% ~ 80 мин 3.1 Разбор материала с элементами опроса/дискуссии и разбором ситуационных задач с использованием плазменных панелей, муляжей для демонстрации 3.2 Тестовый контроль 4. Ориентирование на новую тему ~ 20% ~ 25 мин 4.1 Введение в новую тему с демонстрацией презентации и учебных пособий. 4.2 Выдача методических указаний 5 Заключительная часть ~ 7% ~ 10 мин 5.1 Подведение итогов работы. Оценка результатов, ответы на вопросы. Информация для студентов, которые получили неудовлетворительные оценки 5.2 Задание для самостоятельной работы, источники информации, рекомендуемая литература 6 Завершение занятия, оформление учебного журнала
Слайд 3: УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Общекультурные компетенции (ОК) ПК-16 Способен и готов использовать… знания анатомо-физиологических основ… организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов Зн.1 - источники, стадии, сроки пренатального онтогенеза органов пищеварительной системы Зн.2 - стадии, сроки постнатального онтогенеза органов пищеварительной системы Зн.3 - анатомические предпосылки возникновения пороков развития органов пищеварительной системы Ум.1 - решать ситуационные задачи по онтогенезу человека Ум.2 - рисовать схемы развития органов и систем органов Профессиональные компетенции (ПК) ПК-31 Способен и готов изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования Ум.1 - решать ситуационные задачи по онтогенезу человека
Слайд 4: АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Слайд 5: ПОНЯТИЕ ОБ ОНТОГЕНЕЗЕ
Онтогенез человека – процесс индивидуального развития организма, проходящий весь жизненный цикл, начиная от зиготы и до смерти. Термин «онтогенез» введен Э. Геккелем в 1866 г. В процессе онтогенеза происходят рост, дифференцировка и интеграция частей развивающегося организма. Онтогенез есть реализация генетической программы развития, которая ориентирована на постепенную коррекцию морфологии и функций организма под влиянием внешних факторов и для согласования с ними.
Слайд 6: Периоды онтогенеза
Онтогенез человека составляет несколько крупных периодов и включает пренатальный онтогенез, появление на свет и постнатальный онтогенез. Существует несколько вариантов периодизации онтогенеза человека. В 1965 году на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии была принята периодизация постнатального развития (т. е. после рождения), нашедшая широкое применение в отечественной антропологии, педиатрии и педагогике.
Слайд 7
Новорожденные 1 – 10 дней Грудной возраст 10 дней – 1 год Раннее детство 1 – 3 года Первое детство 4 – 7 лет Второе детство 8 – 12 (мальчики), 8 – 11 (девочки) Подростковый возраст 13 – 16 (мальчики), 12 – 15 (девочки) Юношеский возраст 17 – 21 (юноши), 16 – 20 (девушки) Зрелый возраст I период 22 – 35 (мужчины), 21 – 35 (женщины) II период 36 – 60 (мужчины), 36 – 55 (женщины) Пожилой возраст 61 – 74 (мужчины), 56 – 74 (женщины) Старческий возраст 74 – 90 (мужчины и женщины) Долгожители 90 лет и выше
Слайд 9
Пренатальный онтогенез человека включает стадии зиготы (одноклеточного зародыша), дробления (возникновение многоклеточности ), гаструляции (формирование зародышевых листков — экто-, энто- и мезодермы), первичного органогенеза, или нейруляции (образование осевого комплекса органов — хорды нервной трубки, сомитов и кишки), вторичного гисто- и органогенеза (развитие тканей и органов), периода роста и функционального созревания плода
Слайд 10: Поперечное сечение эмбриона (обязательный рисунок!!!)
I – энтодерма II – мезодерма III – эктодерма 1 — сомит 2 — нефротом 3 — спланхнотом из: 4 — соматоплевры 5 — висцероплевры 6 — вторичной полости тела ( celom ) 7 — дорсальная брыжейка 8 — вентральная брыжейка 9 — нервная трубка 10 — хорда
Слайд 11: ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ ТЕМУ
Тема 1.2 Обзор развития пищеварительной системы. Развитие ротовой полости, зубов, языка, слюнных желез.
Слайд 12: Источники развития
Энтодерма - эпителий и железы. Эктодерма – эпителий и железы начального и конечного отделов. Мезенхима - все остальное. Мезенхима - один из эмбриональных зачатков, представляющий собой разрыхленную часть мезодермы ( энтомезенхима ) или эктодермы ( эктомезенхима ), способную к миграции.
Слайд 14: Схема первичной кишки 4 неделя
1 — головная ( глоточная ) кишка 2 — туловищная кишка: 2а — передняя кишка 26 — средняя кишка 2в — задняя кишка 3 — желточный мешок 4 — желточно-кишечный проток 5 — ротовая бухта 6 — глоточная мембрана ( прорыв на 4 неделе с образованием зева ) 7 — анальная бухта ( клоака) 8 — анальная мембрана
Слайд 15: Висцеральные дуги
5 пар висцеральных дуг, охватывая глотку латерально и вентрально, сливаются попарно друг с другом по средней линии. 1 - нижнечелюстная, 2 – подъязычная. Каждая содержит хрящ, черепной нерв, кровеносный сосуд и мезенхиму ( мезодермальную ), из которой образуется поперечнополосатая мускулатура головы.
Слайд 16: Формирование лица
Элементы Источники Верхнечелюстные отростки (2) I висцеральная дуга Нижнечелюстные отростки (2) То же Лобный бугор Эктодерма (при развитии лобных долей мозга) Медиальные носовые отростки (2➙1) Латеральные носовые отростки ( 2 ) Лобный отросток = срединное возвышение (1)
Слайд 18: Ротовая бухта (обязательный рисунок!!!)
1 — нижнечелюстной отросток (парный) - нижняя челюсть, нижняя губа, дно полости рта 2 — верхнечелюстной отросток (парный) - верхняя челюсть, щеки, латеральные части верхней губы, скуловая кость, нёбная кость, медиальные пластинки крыловидных отростков клиновидной кости 3 — боковой носовой отросток (парный) - боковые поверхности носа, носовые и слёзные кости, лабиринты решетчатых костей
Слайд 19
4 — лобный отросток (непарный) – спинка и верхушка наружного носа, glabella 5 — срединный носовой отросток (парный) - носовая перегородка, резцовая часть твердого нёба и фильтрум (губной желобок, или цедилка ); 6 — зачатки ноздрей 7 — зачатки глазниц 8 — зачатки ротовой щели.
Слайд 20: Твердое небо
1 – верхнечелюстные отростки 2 – небные валики 3 – медиальные носовые отростки 4 – резцовая часть твердого неба
Слайд 21: Аденогипофиз
Вырост дорсальной стенки ротовой бухты – карман Ратке формирует аденогипофиз
Слайд 22: Язык
Передние две трети – из I висцеральной дуги Задняя треть – из II, III, VI висцеральной дуги Слизистая - из эктодермы ротовой бухты и энтодермы вентральной стенки глотки Мышцы – парные закладки мезенхимы
Слайд 23: Щитовидная железа
От for.caecum языка идет ductus thyroglossus ( формирует щитовидную железу, остаток его – пирамидальная доля)
Слайд 24: Зубы
Эмаль – эктодермального происхождения Дентин, пульпа, цемент – мезенхимного происхождения
Слайд 25: Слюнные железы
Паренхима – эктодермального происхождения Строма – мезенхимного происхождения
Слайд 26: Вопросы для самоподготовки
Понятие онтогенеза Периоды онтогенеза Поперечное строение зародыша (рисунок) Источники развития органов пищеварительной системы Отделы первичной кишки Формирование лица (рисунок) Источники развития языка Источники развития аденогипофиза Источники развития щитовидной железы
Слайд 27: Темы презентаций
Особенности ротовой полости новорожденного Молочные зубы (зубная формула, прорезывание и смена)