Первый слайд презентации: Путешествие в мир Эрмитажа
Слайд 2
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге (от фр. ermitage— место уединения, келья, приют отшельника) — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга — Зимний дворец. Главная лестница Зимнего дворца
Слайд 4
Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II. В 1852 из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.
Слайд 6: Картины из коллекции И. Гоцковского
Франц Хальс Портрет молодого человека с перчаткой в руке (около 1650 г.) Ян Стен. Гуляки (около 1660 г.)
Слайд 7: Картины из коллекции И. Гоцковского
Хендрик Голциус Адам и Ева (1608 г.) Якоб Йорданс Семейный портрет (начало 1650-х гг.)
Слайд 8
В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля,насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр. Тициан. Бегство в Египет (1508 г.)
Слайд 10
Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла покупка Екатериной в Париже коллекции живописи барона Кроза в 1772 г. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали полотна итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.
Слайд 11
Джорджоне Юдифь, (около 1504 г.) Рафаэль Святое семейство (1507-1508 гг.)
Слайд 12
Тициан Даная (1553-1554 гг.) Рембрандт Автопортрет с женой Саскией на коленях (1636 г.)
Слайд 13
Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретенная в 1779 г., добавила ряд шедевров Рембрандта и Ван Дейка. Рембрандт Жертвоприношение Авраама (1635 г.) Рембрандт Немилость Амана (около 1665 г.)
Слайд 14
Портреты кисти Ван Дейка Портрет мужчины с лютней (1622-1632 гг.) Принц Карл Луи с братом (1637 г.) Портрет Карла д`Эсте (1634-1635 гг.)
Слайд 15
Портреты кисти Ван Дейка Семейный портрет (1621 г.) Портрет графа Томаса Стаффорда (1633-1636 гг.) Портрет короля Англии Карла I верхом на коне (1635 г.)
Слайд 16
Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе в 1781 г., в которой находился портрет неизвестного работы Жана Фуке.
Слайд 17
Еще одной значительной покупкой Екатерины II стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, которая включала скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик», а также античные статуи и бюсты. Микеланджело Скорчившийся мальчик (1530-1534 гг.)
Слайд 18
В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. Выставка в Эрмитаже "Судьба одной коллекции. 500 резных камней из Кабинета герцога Орлеанского"
Слайд 20
В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже. В 1819 году была куплена «Мадонна в пейзаже», приписываемая кисти Джорджоне
Слайд 21
В Риме на распродаже коллекции Джустиниани через Виван-Денона были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов» (ныне находится в Вашингтоне). Караваджо Лютнист (1596 г.) Боттичелли Поклонение волхвов (1475-1476 гг.)
Слайд 22
Жозефина Богарне, первая жена Наполеона Бонапарта, подарила Александру I камею Гонзага. В 1810-е была приобретена галерея дворца Мальмезон, в том числе работы Рембрандта и Кановы. Еще одной вехой для музея стало приобретение собрания испанской живописи Кузвельта в 1814 г. Камея Гонзага (Александрия, III в. до н. э.)
Слайд 23
Николай I, реализовавший идею превращения Эрмитажа в публичный музей, внес существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа (хотя при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США). На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у гроба Господня» Аннибале Карраччи. Рафаэль. Мадонна Альба (ок 1510-1511 гг.) Карраччи Три Марии у гроба Господня (1597-98 гг.)
Слайд 24
В 1845 г. по завещанию Татищева к собранию приобщились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Кампен. Створки диптиха «Троица. Богоматерь у камина.» (ок. 1430 г.) Ван Эйк. Диптих «Распятие. Страшный суд.» (1425-1430 гг.)
Слайд 25
Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта Ван Эйк. Благовещение (1420 г.) Себастьяно дель Пьомбо. Пьета (ок. 1515 г.) Госсарт. Снятие с креста (1510-1520 гг.)
Слайд 26
В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана и Пальмы Веккьо. Тициан. Несение креста (1565 г.)
Слайд 27
Когда Эрмитаж был открыт, он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, впрочем, в 1895 году они были переданы Русскому музею. Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его фонд.
Слайд 28
В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были очень ценные произведения, в том числе и средневековых мастеров, например, всемирно знаменита картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая была написана в Голландии в XVII веке, в переломный период между средневековьем и Новым временем.
Слайд 29
После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций. Поступили в числе прочего работы Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из Основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов. Сокровища из коллекции Великих Моголов
Слайд 30
В результате перераспределения культурного наследия между музеями Петербурга и Москвы в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Если до революции в музее были представлены работы, исполненные не позднее XVIII века, то теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений. Ван Гог Хижины ( 1890 г.) Пикассо Натюрморт с гитарой (1921 г.)
Слайд 31
Вместе с тем, имели место и тяжелые потери. Императорская Рентерия (или Бриллиантовая Комната) Зимнего Дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в Музей изящных искусств Москвы. Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929-34 годах, в результате которых 48 знаменитых шедевров навсегда покинули Россию.
Слайд 32
Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более миллиона единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать. Здание Эрмитажа после обстрела фашистами Сокровища Эрмитажа вернулись из эвакуации
Слайд 33
Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур территории бывшего СССР. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами. Палеолитические Венеры, найденные при раскопках в селе Костенки
Слайд 34
Картинная галерея включает в себя работы западных художников XIII—XX веков. Наиболее полно представлены мастера Италии XVI—XVIII, Франции XVII-начала XX столетия, Испании XVI—XVIII, а также Фландрии и Голландии XVII века. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрандта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена и др. Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа (1478-1480 гг.)
Слайд 35
Корреджо Женский портрет (1517-1519 гг.) Гейнсборо Дама в голубом (ок. 1770 гг.) Тициан. Святой Себастьян (1575 г.)
Слайд 36
Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа: Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли) Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад. Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен) Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов) Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги), который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I. Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены: Запасной дом Зимнего дворца (1877 — 1878) Эрмитажный гараж (1911, архитектор Н. И. Крамской)
Слайд 37
До 1863 г. Эрмитаж находился под личным управлением императора, главы отделений: Флориан Антонович Жиль и Фёдор Антонович Бруни. Далее Эрмитажем руководили: с 1863 по 1878 — Степан Александрович Гедеонов с 1879 по 1888 — Александр Алексеевич Васильчиков с 1888 по 1899 — Сергей Никитович Трубецкой с 1899 по 1909 — Иван Александрович Всеволожский с 1909 по 1918 — Дмитрий Иванович Толстой с 1918 по 1927 — Сергей Николаевич Тройницкий с 1928 по 1929 — Павел Иванович Кларк 1930 — Леонид Леонидович Оболенский с 1931 по 1934 — Борис Васильевич Легран с 1934 по 1951 — Иосиф Абгарович Орбели с 1951 по 1964 — Михаил Илларионович Артамонов с 1964 по 1990 — Борис Борисович Пиотровский с 1990 по наст. время — Михаил Борисович Пиотровский
Слайд 38
У Государственного Эрмитажа на настоящее время три филиала: в Казани, Амстердаме и в Выборге. Центр Эрмитаж-Казань Филиал Эрмитажа в Амстердаме Филиал Эрмитажа в Выборге
Слайд 39
На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Для того чтобы познакомиться с экспозициями всех залов музея, потребуется проделать путь в 22 км. Даже если задерживаться у каждого хранящегося здесь экспоната хотя бы на минуту и проводить в музее ежедневно по 8 часов - на осмотр коллекции придется затратить почти 15 лет.
Слайд 40
При подготовке презентации использовался материал с сайтов : http://fealot.ru/cgi-bin/index.py?page=28&number=3 http://www.rospisatel.ru/dubova5.htm http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st012.shtml http://blogs.privet.ru/community/vremja_poznanii/111296730 http://architectoram.com/photo-id-11199.html Список использованной литературы: Валова-Шамшурина, Е. Прогулки со Сфинксом. Эрмитаж. [Текст]/ Е. Валова-Шамшурина.-СПб.: Лимбус Пресс, 1996.-136 с.: ил. Воронихина, Л.Н. Государственный эрмитаж. [Текст]/ Л.Н. Воронихина.-СПб.: «Искусство», 1983.-456 с.:ил. 100 великих музеев мира [Текст] / под ред. Н.А. Иониной.- М.: Вече, 1999.- 512 с.
Последний слайд презентации: Путешествие в мир Эрмитажа
Автор презентации – Шумакова О.В. Компьютерное оформление – Шумакова О.В. - Сафонова Б.А. Центральная городская библиотека им. Э.Э. Баллиона Читальный зал Наш адрес: 353900 г. Новороссийск, Ул. Советов, 44 т. 64-20-83 www.ballion.ru