Первый слайд презентации: Раздел II Микроэкономика
Слайд 2: Основы анализа спроса и предложения
Теория спроса и предложения Егорова М.А. Основы анализа спроса и предложения Лекция 3
Слайд 3: План лекции
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 3 План лекции 1. Понятие и условия существования рынка 2. Спрос и его особенности. Закон спроса. Детерминанты спроса. 3. Предложение и его факторы. 4. Рыночное равновесие 5. Государственное воздействие на рыночное равновесие.
Слайд 4: 1. Рынок
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Позволяет координировать разные виды деятельности и производства посредством системы цен. Условия существования рынка: 1. Общественное разделение труда. 2. Обособленность товаропроизводителей на базе частной собственности 3. Свобода предпринимательства Теория спроса и предложения Егорова М.А. 4
Слайд 5: Кругооборот товаров, доходов и расходов
Домашние Фирмы хозяйства ЭТ и ОП 2010 Теория спроса и предложения Егорова М.А. 5 Рынок товаров и услуг Рынок ресурсов (факторов производства ) Денежные расходы на потребление Доходы ( плата за ресурсы)
Слайд 6
ЭТ и ОП Теория спроса и предложения Егорова М.А. 6 2.Спрос и его особенности. Закон спроса СПРОС – это количество товаров, которое хотят и могут приобрести покупатели по определенной цене. Платежеспособный спрос - подкрепленный деньгами. ОБЪЕМ СПРОСА – максимальное количество блага, которое покупатель готов приобрести за определенную цену. ЗАКОН СПРОСА - обратная зависимость между ценой и объемом спроса.
Слайд 7: Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем ниже цена на него (и наоборот)
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 7 Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем ниже цена на него (и наоборот). d ( demand ) – спрос на товар P ( prise ) – цена товара Q ( quantiti ) – количество товара (объем спроса) Qd = a – b P Q P d кривая спроса 0 термин "спрос" всегда связывается с положением всей линии спроса термин "объем спроса" относится к какой-либо отдельной точке линии спроса Рис.1. Кривая спроса Qd
Слайд 8: Закон спроса объясняется эффектом дохода и эффектом замещения
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 8 Закон спроса объясняется эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода – при снижении цены на товар покупательская способность денежного дохода (т.е. реальный доход) потребителя увеличивается, поэтому он в состоянии купить большее количество данного товара. И наоборот, удорожание товара ведет к снижению спроса. Эффект замещения – при повышении цены на товар спрос на него сокращается, потому что подорожавший товар можно заменить другим аналогичным товаром.
Слайд 9: Эффект дохода и эффект замещения неодинаковы для разных групп товаров
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 9 Эффект дохода и эффект замещения неодинаковы для разных групп товаров. Нормальные товары – при снижении цены на эти товары покупатели увеличивают их потребление. И наоборот, удорожание товара ведет к снижению спроса. Низшие (низкокачественные) товары – при понижении цены спрос на них сокращается, потому что сэкономленные средства можно потратить на покупку более качественного товара (отрицательный эффект замены).
Слайд 10: 2. Неценовые факторы (детерминанты) спроса
Егорова М.А. 2. Неценовые факторы (детерминанты) спроса денежные доходы населения вкусы и предпочтения потребителей потребительские ожидания общее число покупателей. 5) цены на взаимосвязанные товары товары-заменители (субституты) взаимодополняемые товары (комплементы ) 6) налоги и дотации. 7) внешние условия (сезонные покупки) Qd = f ( P, I, Pn, …, Z)
Слайд 11: Числовой пример Сезонное изменение спроса на квас
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 11 Числовой пример Сезонное изменение спроса на квас Цена кваса Р, руб. за л 5 10 15 20 Спрос осенью Q, л 2,5 1,5 1 0,5 Спрос в жару Q, л 5 3 2 1 Изобразите графически увеличение сезонного спроса на квас.
Слайд 12
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 12 Рис. 2. Влияние неценовых факторов Р Q D D 1 D 2 Влияние неценовых факторов приводят к сдвигу кривой спроса D –первоначальный спрос D1 - возросший спрос D2 – уменьшившийся спрос
Слайд 13
ЭТ и ОП 2009 Теория спроса и предложения Егорова М.А. 13 ВОПРОСЫ: 1. Что случится с линией спроса на говядину при повышении цены на баранину? 2. Что случится с линией спроса на малолитражные экономичные легковые автомобили при повышении цены на бензин? 3. Что случится с линией спроса на видеомагнитофоны при увеличении доходов населения? 4. Что случится с линией спроса на хлеб при увеличении доходов населения? 5. Что случится с линией спроса на поваренную соль при увеличении доходов населения?
Слайд 14: Исключения из закона спроса
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 14 Исключения из закона спроса 1) Парадокс Гиффена. При повышении цен на товары первой необходимости спрос на них не снижается, а растет. (картофель, хлеб, крупы ) d Кривая спроса Гиффена P Q
Слайд 15: Исключения из закона спроса
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 15 Исключения из закона спроса При снижении цены на престижные дорогостоящие товары спрос на них снижается (престижные марки автомобилей, ювелирные изделия, модели одежды) Q P d P1 P2 Q1 Q2 2) Эффект Веблена 3) Эффект ожидания снижения цены
Слайд 16: 3. Предложение и его факторы
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 16 3. Предложение и его факторы Предложение – модель поведения продавцов на рынке. Предложение - это количество товаров или услуг, которое производитель готов продать при каждой данной цене, складывающейся на рынке. Объем предложения – максимально возможное количество блага, которое продавцы готовы реализовать при заданной цене. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага. Кривая предложения – это множество точек, каждая из которых соответствует минимально допустимой цене, по которой продавцы готовы реализовать данное количество товара. ( Цена должна позволить продавцу возместить все издержки производства и принести прибыль)
Слайд 17: Закон предложения : при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 17 Закон предложения : при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара. S – supply – предложение товара S = f ( P ), Qs = a + b x P, Q s - объем предложения товара, Р - цена товара S P Q Рис.3. Зависимость величины предложения от цены При прочих равных условиях – неизменность издержек и технологии производства данного товара. Кривая предложения
Слайд 18: Неценовые факторы предложения:
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 18 Неценовые факторы предложения: 1. Цены ресурсов. Повышение цен на факторы производства означает увеличение издержек и соответственно сокращение производства, то есть сдвиг кривой предложения. 2. Технология производства (способ производства товара). Как правило, технологический прогресс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения. 3. Налоги и дотации. 4. Количество продавцов. 5. Ожидания продавцов относительно изменения цен. 6. Временной интервал, необходимый для наращивания производства. 7. Внешние условия ( природные условия, катастрофы, войны)
Слайд 19
Nestle – крупнейший производитель кофе, Kit Kat и т.п. пришлось повысить цены на свою продукцию в связи с ростом цен на топливо и другие ресурсы (кофе и сахар). 13 млрд. долл. было внесено на улучшения в технологии. Поэтому за год чистая прибыль увеличилась на 11% и на столько же увеличился объем продаж на американском и европейском рынках. Источник. Evronews, 2006, 24 авг. P Q2 S S1 S2 Рис.4. Воздействие неценовых факторов S – S1 – сокращение предложения S –S2 – увеличение предложения Р Q Q1 Q
Слайд 20: 4. Рыночное равновесие и равновесная цена
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 20 4. Рыночное равновесие и равновесная цена. Рынок сводит вместе интересы покупателей и продавцов. На основе взаимодействия спроса и предложения формируются рыночные цены. Цена спроса – максимальная цена, по которой покупатели готовы приобрести данный товар. Цена предложения – минимальная цена, по которой производители согласны реализовать этот товар на рынке. Равновесная цена – цена, при которой количество предложения на рынке товара равно количеству товара, на который предъявлен спрос.
Слайд 21: Рыночное равновесие означает такое состояние рынка, когда при определенной цене спрос равен предложению
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 21 Рыночное равновесие означает такое состояние рынка, когда при определенной цене спрос равен предложению. Е – точка равновесия ( equilibrium – сбалансированность ) Ре – равновесная цена Qe – равновесный объем продаж Излишек – избыток предложения Дефицит – избыток спроса Р Q S D E Pe Qe Излишек Дефицит Р1 Р2 Рис.5. Рыночное равновесие
Слайд 22: Равновесие в трех периодах
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 22 Равновесие в трех периодах Мгновенный период – производитель практически не может изменить объем выпуска своей продукции. Короткий период невозможно ввести новые мощности по производству данного товара, однако можно несколько увеличить выпуск продукции на имеющихся мощностях ( многосменная работа, дополнительные рабочие и т.д.) Длительный период – возможность расширить производство за счет ввода новых мощностей, реконструкции и обновления действующих предприятий.
Слайд 23: Изменение цен и объема производства в трех периодах
ЭТ и ОП 2009 Теория спроса и предложения Егорова М.А. 23 Изменение цен и объема производства в трех периодах Р Р Р Р1 Р0 Р1 Р0 Р1 Р0 Q Q0 Q1 Q0 Q1 Q Q Q Мгновенный период Короткий период Длительный период
Слайд 24: Излишки потребителя и производителя
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 24 Излишки потребителя и производителя Выигрыш (излишек) потребителя – разница между максимальной ценой спроса, которую готов предложить покупатель и рыночной ценой при покупке данной единицы товара. Выигрыш ( излишек) производителя – разница между ценой предложения (минимальной ценой, по которой производитель готов продавать свою продукцию) и рыночной ценой. Выигрыш потребителя Выигрыш производителя Р Q Рис.6. Выигрыш потребителя и производителя S D
Слайд 25: 5. Государственное воздействие на рыночное равновесие
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 25 5. Государственное воздействие на рыночное равновесие. Прямые методы вмешательства – введение фиксированных, твердых цен. Цена «потолка» ( верхний предел цен) - государство вводит цену ниже равновесной, то есть ограничивает повышение цены. В целях сдерживания инфляции, поддержания низкооплачиваемых слоев населения. Цена «пола» (нижний предел цен) - устанавливается минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Для поддержания той или иной отрасли экономики. Пример. Многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары (пшеницу, кукурузу) в США посредством предоставления субсидий фермерам с тем, чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки непроданного товара. В США излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в дальнейшем экспортируются.
Слайд 26: Косвенные методы вмешательства государства в ценообразование Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Дотации - выступает как налог «наоборот». Устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага
Теория спроса и предложения Егорова М.А. 26 Косвенные методы вмешательства государства в ценообразование Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Дотации - выступает как налог «наоборот». Устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Воздействие введения налога на производителя Воздействие введения дотации покупателю (напр., компенсация за повышение цены на товар) Q2 Q1 Q 0 0 Q 1 Q 2 S1 S2 D P+ P 0 P- P T D 2 D 1 V Q S P + P - P Т - налог Р+ цена покупателя Р- цена продавца V - дотация - доля продавца - доля покупателя - доход государства Е 1 Е 2 Е 1 Е 2
Последний слайд презентации: Раздел II Микроэкономика: Прямые методы – введение фиксированных, твердых цен. Цена «потолка» (верхний предел цен) – государство вводит цену ниже равновесной, то есть ограничивает повышение цены. В целях сдерживания инфляции, поддержания низкооплачиваемых слоев населения. Цена «пола » (нижний предел цен) – устанавливается минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Для поддержания той или иной отрасли экономики. Косвенные методы вмешательства государства в ценообразование. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Дотации - выступает как налог «наоборот». Устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага
Q2 Q1 Q 0 0 Q 1 Q 2 S1 S2 D P+ P 0 P- P T D 2 D 1 V Q S P + P - P 0 P Т - налог Р+ цена покупателя Р - цена продавца V - дотация - доход государства Рис.5. Воздействие введения налога на производителя Рис. 6. Введение дотации покупателю Доля налога на покупателя Доля налога на продавца Доля продавца Доля покупателя Е2 Е1 Е1 Е2