Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века — презентация
logo
Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века
  • Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века
  • Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века
  • Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века
  • Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века
  • Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века
  • Антиутопия в русской литературе
  • Антиутопия Замятина « Мы»
  • Антиутопия в зарубежной литературе
  • Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века
  • Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века
  • Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века
1/11

Изображение слайда

Слайд 2

Антиутопия как специфический литературно-философский жанр формируется и достигает своего расцвета в первой половине XX в., в период бурных социально-политических и культурных событий, двух мировых войн и революций, интенсивного развития науки и создания тоталитарных режимов. Эти явления нашли свое отражение в литературном жанре антиутопии. Это не случайно, поскольку именно в антиутопии возможное выступает как сущее, идея становится реальностью, мечта превращается в действительность.

Изображение слайда

Слайд 3

Именно в XX веке в разных странах, почти одновременно, появляется множество произведений антиутопий, хотя многие исследователи практически единодушны, называя в качестве литературных источников жанра антиутопии "Путешествия Гулливера" (1726) Дж. Свифта, произведения Г. Уэллса, Дж. Лондона, Ф. М. Достоевского и т.д..Следовательно, предпосылки образования нового жанра в искусстве были заложены за несколько веков до непосредственного появления, значит, эти авторы уже тогда видели возможность развития общества по представленной антиутопией модели, что говорит о невероятной глубине данного жанра и огромной важности его анализа.

Изображение слайда

Слайд 4

Жанр антиутопии -предмет исследования философии, истории, социологии, политологии и позиционирует себя как роман - предупреждение. То есть предупреждение романов - антиутопий состоит в том, что каждый человек должен совершенствоваться духовно, потому что именно богатый духовный мир позволяет человеку не только видеть какие-либо явления и принимать их, но и анализировать, самостоятельно делать выбор, мыслить широко, нестандартно, душа персонифицирует человека, делает его личностью. А личность в свою очередь порождает культуру, которая зачастую мешает становлению тоталитаризма. Ведь жива и действенна лишь та культура, что живет в душе человека. И чтобы подчинить человека (а через него и общество), надо уничтожить живую культуру - это задача тоталитарной системы, представленная в антиутопиях, которые описывая возможный ход событий предупреждают своих читателей. Антиутопия в литературе ХХ века как жанр, выразила тревоги и опасения людей «технического века».

Изображение слайда

Слайд 5

Антиутопии появились в виде романов-предостережений, сатирических притч, научной фантастики. В антиутопиях выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленная революционная борьба, подчеркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека. Антиутопия - идейное течение, которое в противоположность утопии, ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого общественного строя, а также исходит из убеждения, что произвольные попытки воплотить в жизнь справедливый общественный строй сопровождаются катастрофическими последствиями.

Изображение слайда

Роман Евгения Замятина “Мы” и повесть Андрея Платонова “Котлован” представляют жанр “антиутопии” в русской литературе. Долгое время они были под запретом. Но теперь, эти произведения помогают нам осмыслить трагедию человека при тоталитарной системе, установленной в государстве. Уже в 20-х годах эти писатели сумели рассмотреть грядущую трагедию. В своих книгах они рассматривают проблему будущего, проблему общечеловеческого счастья. “Котлован” - рассказ о закладке здания в городе и о недельном пребывании героев в близлежащей деревне. Люди отрицают себя, свои интересы ради будущего, ради мечты о новом человеке, о смысле жизни, о счастье детей и ждут, что вот-вот оно наступит, это “будущее неподвижное счастье”. И хотя мы понимаем, что строители действительно хотят сделать людей счастливыми, но что-то подсказывает нам, что это лишь мечты, которым не суждено сбыться. Эти люди строят утопический город счастья, но каждый их шаг разрушает надежды на чудо.

Изображение слайда

Своеобразную картину будущего можно найти и в романе Е. Замятина “Мы”. Здесь Единое государство обеспечивает для всех “математически безоблачное счастье”. И хотя люди живут под ярким солнцем, в красивых стеклянных домах, заняты общим делом, хотя им не о чем беспокоиться, потому что у них есть все: еда, одежда, работа, крыша над головой, -- они лишены свободы, у них нет даже собственных имен. Люди вместо имен носят золотые бляхи с присвоенным номером. Даже само понятие “человек” заменено понятием “нумер”. Люди, “счастливые нумера”, спят, едят, работают в одно и то же время, по раз и навсегда установленному порядку, они отказались от живых чувств, собственных стремлений, естественных желаний -- от всего того, что делает одного человека непохожим на другого. И многие действительно считают, что в этом их счастье.К болезненным фантазиям относятся искусство, литература, наука, любовь и свобода. Налицо революционное вмешательство государство в строение личности. “Я” перестает существовать как таковое, -- оно становится клеточкой общего “мы”, песчинкой коллектива, безликой частью толпы. В своем романе Замятин показывает, как сама человеческая природа не выносит безличного существования. Созревают заговор и восстание -- за право на собственные чувства, за право вернуться к нормальной человеческой жизни.

Изображение слайда

В зарубежной литературе к наиболее известным антиутопиям относятся “О дивный новый мир” О.Хаксли, “Скотный двор”, “1984” Дж. Оруэлла и "451градус по Фаренгейту" Рея Брэдбери. В произведении Брэдбери «451градус по Фаренгейту" автор романа выразил отношение к бездуховному обществу, которое променяло красоту и мудрость книги на индустрию удовольствий и беспамятство В “О дивном новом мире” О.Хаксли описывается мир далёкого будущего, в котором люди выращиваются на специальных заводах. В этом обществе нет места чувствам, основной лозунг «каждый принадлежит всем остальным». Люди в этом «Мировом Государстве» не стареют, а для поддержания хорошего настроения, они употребляют наркотик «сому», у которого нет негативных действий. • “1984” Дж. Оруэлла - это роман с элементами сатиры, считается одним из известнейших произведений в жанре антиутопии, предупреждающим об угрозе тоталитаризма. Роман показывает человеконенавистническую сущность как коммунизма в его вульгаризированном понимании, так и капитализма. В романе можно увидеть много черт не только тоталитарных режимов, но и современной автору буржуазной Англии.

Изображение слайда

Слайд 9

Автор Название Проявление идеального общества в произведении Проявление антиутопии в произведении Олден Хаксли «О дивный дивный мир» Все счастливы,все получают то,чего хотят и никто никогда не хочет того,что он хочет получить Появление инакомыслящих,идущих против системы Рой Брэдбери «451° по Фаренгейту» Создание идеального общества без живой мысли,без любви,без семейного счастья Главный герой нарушает закон, становится носителем книжной мудрости,уходит с себеподобными в лес Джордж Оруэлл «Скотный двор» Создание равноправного общества среди животных скотного двора,без человека,с помощью тяжелого труда Хряки заняли привилигированное положение, нарушили законы, которые сами сочинили,а остальные животные работали на них как рабы Евгений Замятин « Мы » Идеальное машинное общество,антипод счастья,все подчинено разуму,номера вместо имен,одинаковая униформа, созданная из нефти еда,индивидуальность утрачена Существование зеленой стены,за которую выходит Д-503,таит в себе притягательность для тех, кто хочет жить по другому,а за зеленой стеной жизнь свободного человека вне закона, вне режима,вне вне назначения

Изображение слайда

Слайд 10

В XX веке появились произведения, авторы которых предупреждали об опасностях, поджидавших социалистическую идею на пути превращения ее в действительность. Идеи социализма, спроецированные в будущее, давали неожиданную и довольно безрадостную картину. В антиутопиях, основанных также на раскрытии разных сторон жизни так называемого “идеального общества”, мир дан глазами его обитателя, рядового гражданина, изнутри, чтобы проследить движение разума и показать чувства человека, претерпевающего на себе законы этого общества. .

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Развитие жанра антиутопии в литературе ХХ века

Столкнувшись с невозможностью в короткие сроки переделать мироздание и удовлетворить все потребности человека, утописты быстро приходят к тому, что легче переделать самого человека: изменить его взгляды на жизнь и на самого себя, ограничить потребности, заставить думать по шаблону, определяющему изначально, что есть добро и что есть зло. Поэтому конфликт личности и тоталитарной системы становится движущей силой любой антиутопии, позволяя опознать её черты в самых различных произведениях. В отличие от утопии, то есть идеального общества, антиутопии проливают свет на эпоху, в которой они появились, отражают ее страхи и надежды, ставят человека перед нравственным выбором.

Изображение слайда

Похожие презентации