Первый слайд презентации: Девятое ноября Классная работа Жанр басни в мировой литературе. Истоки басенного жанра. Теория литературы. Басня. Понятие об эзоповом языке
Басня – поэзия рассудка. B. Белинский Девятое ноября Классная работа Жанр басни в мировой литературе. Истоки басенного жанра. Теория литературы. Басня. Понятие об эзоповом языке
Слайд 3: Что такое басня?
БАСНЯ - короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл.
Слайд 4: Назначение басен
«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир? и как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом. На второй вопрос – басней» (М. Л. Гаспаров«Басни Эзопа»)
Слайд 5: Эзоп – отец жанра басни
Часто родители и взрослые, окружающие вас, читают вам нравоучения. Нравится ли это вам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения? Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме. По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном - басне.
Слайд 6: Эзоп Лисица и виноград
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.
Слайд 7: Жан де Лафонтен (1621-1695)
Лисица и виноград Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен – Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
Слайд 8: И.А. Крылов Лисица и виноград
Голодная кума Лиса залезла в сад; В нём кисти винограду рделись. У кумушки глаза и зубы загорелись, А кисти сочные, как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним не зайдёт, Хоть видит око, Да зуб неймёт. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьёшь».
Слайд 9: Общие особенности жанра басни
общая тема, общий герой, Лисица; басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей; в басне высмеиваются людские пороки; басня имеет поучение, мораль.
Слайд 10: Различия
Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль.
Слайд 11: Различия
Басня Лафонтена более развернутая: действие переносится во Францию (лис-гасконец, лис-нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.
Слайд 12: Различия
Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), «отколь», «око», «неймет», «попусту». Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую Крылов иллюстрирует своей басней.
Слайд 13: Басни Ломоносова — это новый этап в развитии жанра русской басни. Им присущи необычность слога, острота мысли. В них нашли свое отражение литературные и человеческие принципы, которых придерживался Михаил Ломоносов
Слайд 15: Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня состоит из вступления, описания событий и морали
«Словарь литературоведческих терминов». С жанром басни связаны некоторые слова и словосочетания: - аллегория, -эзопов язык, - мораль. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 16: Аллегория (греч.)
— один из видов тропов - иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты и признаки этого образа вызывают то представление о нём, которое хочет создать писатель. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличий волка, коварство - в виде змеи и т. д.
Слайд 17: Эзопов язык -
речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла
Слайд 18: Мораль (лат.)
- логический, поучительный вывод из чего-нибудь Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.
Слайд 19: Подведём итоги:
Что такое басня? Что такое мораль? С именами каких баснописцев мы познакомились на сегодняшнем уроке? Выполните задание в электронной тетради, перейдя по ссылке https://edu.skysmart.ru/student/lofanaduzu
Слайд 20: Домашнее задание:
выучить определения «басня», «мораль», «эзопов язык», «аллегория»; научиться выразительно читать басни А.П. Сумарокова «Кокушка» и И.И.Дмитриева «Муха», найти в них мораль.
Слайд 21
Александр Сумароков Кокушка Грач вырвался из рук, из города домой. Кокушка говорит: «Скажи, дружочек мой, Какая в городе молва о песнях наших?» Он ей ответствует: «Из жителей там ваших Прославлен соловей, о нем везде слова, О нем великая там носится молва». Кокушка говорит: «О жавронке известно?» Грач ей: «И жавронка там пение релестно». Кокушка говорит: «Во славе ль там скворец?» Грач ей: «И он у них известный там певец». Кокушка говорит: «С тобой жила я дружно. Для дружбы той скажи, что знать еще мне нужно, Да только ничего, дружок, не утаи. Какие речи там про песенки мои?»Грач ей: «О том людей на речь не позывало, Как будто бы тебя на свете не бывало». Кокушка говорит: «Коль люди без ума, Так я могу сплести хвалу себе сама».
Последний слайд презентации: Девятое ноября Классная работа Жанр басни в мировой литературе. Истоки
Иван Иванович Дмитриев Муха Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!» От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»