Слайд 2: Средние века – когда это было?
Средние века (средние между Древним миром и Новым временем) Условные рамки: тысячелетие 476-1492, от падения западной Римской империи до открытия Америки. Этот период характеризуется возникновением новых государств на развалинах Римской империи, развитием феодализма и католицизма.
Слайд 3: Три периода Средневековья
В медиевистике (науке, изучающей европейское Средневековье ) выделяется 3 периода средних веков: 1. Раннее Средневековье (темные века) V-X вв. 2. Развитое Средневековье XI-XIV вв. 3. Позднее Средневековье и Возрождение XV-XVI вв.
Преобладание натурального хозяйства (производство и потребление внутри хозяйства, без обмена между хозяйствами) Слабое развитие коммерческих связей и торговли Институт коммерческой рекламы развивался слабо вплоть до позднего средневековья, однако имел свои новации.
Слайд 5: Упадок рекламы в раннем средневековье
В раннем Средневековье начавшая развиваться в античности реклама вернулась к проторекламе Она перестала продавать и погрузилась в христианскую теологию Затухание рекламы объясняется экономическими, социальными и идеологическим причинами: Полное господство натурального хозяйства, Дезурбанизация Отсутствие потребности в массовой информации и коммуникации Доктрина католической церкви Только в развитом средневековье упадок прекратился и началось развитие рекламныхтехнологий
Слайд 6: Ярмарки и развитие рекламы в Средневековье
Ярмарки способствовали развитию разнообразных рекламных технологий – как устной, так и предметно-изобразительной рекламы В период раннего Средневековья традиционные коммерческие "съезды"- ярмарки возникали преимущественно в окрестности крупного почитаемого монастыря (например, известная с VII в. ярмарка в окрестности монастыря Сен-Дени, пригороде современного Парижа) Затем ярмарки ориентируются на окрепшие городские центры. Уже в XI в. общеевропейское значение получают ярмарки во французских городках Шампани, затем - в немецких городах Кельне, Мессене, Майнце. С 1165 г. регулярно проводится ярмарка в Лейпциге, с 1189 г. - в Гамбурге. Затем получают всеевропейскую известность ярмарки в Страсбурге, Нюрнберге, Франкфурте-на-Майне.
Слайд 7: Новое в устной рекламе
Устная реклама продолжала оставаться очень распространенной в связи с практически полной неграмотностью населения Развитие деятельности глашатаев Появление новых фольклорных видов устной рекламы
Слайд 8: Возрождение деятельности глашатаев
Глашатаи становятся одной из важнейших фигур средневекового города. В отличие от античности со свободными рыночными глашатаями, в средневековье деятельность глашатая серьезно регламентирована государством и во многом является монопольной
Слайд 9: Глашатай – почетная должность
В общественной иерархии должность городского глашатая располагалась достаточно высоко и контролировалась со стороны государства. Государство следило за: расписанием работы глашатаев: глашатаи обязаны были выкрикивать не менее 2 раз в день, кроме дней с неполной работой (Великий пост, Рождество и др.), запрещение работы – Великая пятница, дни смерти членов королевских фамилий) фиксированными ценами на услуги глашатаев деятельностью глашатаев - «винных» выкликал
Слайд 10: Глашатаи в Англии
В Лондоне XIV века никто, кроме глашатаев, не мог рекламировать что-либо своим криком, нуждающиеся в устной рекламе обращались к глашатаю
Слайд 11: Рекламная деятельность герольдов
Герольд (нем. Herold, позднелат. heraldus ) - в странах Западной Европы в средние века специальный глашатай рыцарей -феодалов, Герольд также 1. выполнял функции церемониймейстера при дворах королей и крупных феодалов и распорядителя на торжествах, рыцарских турнирах. Герольды обеспечивали ритуально разработанный порядок рыцарского единоборства и были ответственны за соблюдение сложной внутрисословной иерархии при комплектовании групп состязающихся. 2. ведал также составлением гербов и родословий, т.е. был специалистом по геральдике
Слайд 12
Герольд Уильям Уэлдон ( William Weldon ), норройский герольдмейстер, 1902 г.
Слайд 13: Крики улиц как средневековый « саундтрек »
«Крики улиц » – это громкая реклама продавцов, т. е. оперативные текущие сообщения о товарах, услугах бродячих торговцев, ремесленников, фокусников и акробатов. В XIII-XVI вв.были составлены сборники устных рекламных текстов: «Крики Парижа» «Крики Лондона», «Крики Рима » . Этим крикам придавалась ритмическая стихотворная форма; каждый определенный «крик» – это четверостишие, посвященное предложению и восхвалению одного определенного товара. Для каждого товара – еды, вина или вещи – были свои слова и своя мелодия крика
Слайд 14: Пример из криков Лондона
«Дзинь! — дзинъ ! — дзинь! Вот жирная овца для заклания! Одна нога для священника, Вторая — для аббата. Бальи и дьяконы возьмут следующую, А если четвертую не удастся продать, Овца может оставить ее себе И идти пастись на холм» « Cries of London » издания 1608 г.
Слайд 15: Новое в предметно-изобразительной рекламе
В средние века получила широкое развитие ЭМБЛЕМАТИКА ( c греческого – выпуклое украшение) – дисциплина, объектом изучения которой является Эмблема – условное изображение понятий, идеи в виде рисунка, содержащего в себе определённый смысл, знак, заменяющий идею, её «иероглиф» облечённый в реальный образ. Эмблематика : рыцарская ( родовая) политическая (гербы городов, государств) торгово-ремесленническая
Слайд 16: Что такое геральдика
ГЕРАЛЬДИКА (лат. ars heraldica - ремесло герольдов) – вид эмблематики, эмблематическая система, сложившаяся на протяжении Средних Веков в Западной и Средней Европе Геральдическая система – это система презентации и идентификации личности или группы с помощью символов, нанесенных на определенные объекты (сегодня – рекламоносители ). Чаще всего роль таких символов играли гербы Первоначальные рыцарские гербы (Цюрих)
Слайд 18: Геральдика и реклама
Рекламное сознание человека средневековья могло развиваться лишь в рамках геральдической символизации. У людей того времени символическая картина мира преобладала над реальной (религиозное мировоззрение), им была присуща сверхчувственность, любовь к сильным зрелищам и ярким контрастным цветам. Геральдика стала наиболее развитой формой имиджевой рекламы в Средневековье
Слайд 19: Гербы в геральдике
Особенности рыцарского вооружения были таковы, что одетого в доспехи рыцаря могли опознать лишь по особому знаку – гербу. Как технология идентификации геральдика стала распространяться с первых крестовых походов Х I-XII вв (появилась необходимость различать статус закованных в броню крестоносцев). Расцвет рыцарской геральдики приходится на конец ХІІ-ХVІ в Гербы сначала появляются: как личные знаки наиболее влиятельной военной знати, позже - простых рыцарей, младшей знати, знатных женщин. затем получают распространение гербы духовных лиц и корпораций (в т.ч. городов), Потом гербы используются горожанами и даже крестьянами
Слайд 20: Блазиронивание как искусство описывать гербы и продвигать рыцаря
Блазон (от старофранц. blason — щит), язык геральдики. Он был создан первыми герольдами как язык, позволяющий подробно и точно описать герб, чтобы его рисунок можно было воспроизвести по описанию. Есть версия, что французское название геральдики — « blason » — происходит от немецкого « blasen » — «трубить в рог» Блазиронивание как искусство описывать гербы и продвигать рыцаря
Слайд 21: Блазонирование
Когда рыцарь подъезжал к барьеру, ограждавшему место проведения турнира, он трубил в рог, чтобы возвестить о своём прибытии. Далее герольд возвещал о предстоящем турнире, числе его вероятных участников, их поименном составе, а также и о степенях благородства, древности рода, имущественной состоятельности бойцов. Эта процедура называлась блазонированием (от blasen — трубить в рог) и сопровождалась звуковым аккомпанементом. Сами рыцари имели не только изобразительные, но и звуковые опознавательные знаки. Таковыми являлись специфические позывные мелодии их горнов.
Слайд 22: Фрагмент ковра, изображающий Вильгельма-Завоевателя, приподнимающего шлем, чтобы показать воинам своё лицо
Слайд 23: Изображения на гербах
Гербы создавались строго по правилам, описывались с помощью специальных терминов. На гербах фигурировали разные изображения: звери (реальные или фантастические), предметы воинского вооружения и снаряжения – стрелы, копья, мечи, топоры и т.д. Нидерланды Австрия Испания
Слайд 24: Примеры рыцарских гербов
Герб герцога Анжуйского Герб маркиза Миланского
Слайд 25: Где использовался герб
Герб обозначал обладателя в полноте его социальных проявлений и, соответственно, помещался на разнообразных предметах военного и мирного быта щитах, знаменах, одеждах, попонах, надгробиях, зданиях, мебели, сосудах, документах, печатях и т.д
Слайд 26: Женские гербы
Дамы и девушки могли иметь свой герб, но щит при этом мог быть только ромбовидным и без шлема и нашлемника. Если не имеется наследников мужского рода, наследницей отцовского герба становится дочь. При замужестве ее герб помещается в центре герба мужа на маленьком щите. Вдова помещала свой брачный герб в ромбе.
Слайд 27: Основные правила геральдики
В геральдике существуют жесткие правила – только 2 металла 5 эмалей (финифтей) 2 меха Металлы Металла два – золото и серебро. Там, где золотую и серебряную краски применить нельзя, золото обозначают желтым цветом, а серебро – белым. Для передачи геральдических цветов и мехов в черно-белом изображении используется штриховка.
Слайд 28: Основные правила геральдики
Цвета Базовых цветов (эмалей) в геральдике используется пять, другие цвета встречаются крайне редко Меха Меха два: горностаевый и беличий. Традиция использовать в геральдике меха происходит, от древнего обычая обивать щиты мехом животных.
Слайд 30
По основному правилу геральдики финифть не накладывают на финифть, металл на металл, а мех на мех. Известны и исключения: чтобы подчеркнуть уникальный статус столицы королевства крестоносцев Иерусалима в его гербе золотые кресты поместили на серебряном фоне. Пурпур употребляется и с финифтями и с металлами. Кроме меха, щит могут покрыть чешуей, перьями или крыльями бабочек.
Слайд 31: БЕСТИАРИЙ, или геральдические животные
Мифические фигуры: единорог, крылатый змей, дракон, феникс. Классический геральдический лев должен стоять на задних лапах, и быть повёрнут в профиль.
Слайд 32: ОРЕЛ
Орёл - царь птиц. Наравне со львом он является старейшим и самым распространённым геральдическим существом. Ещё в древности во многих странах мира орёл был символом власти, могущества, смелости и быстроты.
Слайд 33: Единорог
Единорог - великолепное мифическое животное, названное так из-за единственного длинного прямого рога во лбу. Одно из самых популярных мифических существ, символ чистоты и целомудрия. В разное время и в разных странах он выглядел по-разному, но в нашем понимании единорог такой, каким он предстаёт на гербе Великобритании
Слайд 34: Феникс
Феникс - известная с древности удивительная птица, обладающая способностью возрождаться к жизни после самосожжения. Классический феникс выглядит как птица, напоминающая орла (или цаплю) с золотыми и красными перьями. Феникс воспринимался христианами как символ воскресения, возрождения и бессмертия. Он был эмблемой английской королевы Елизаветы I.
Слайд 35: Лилия
Она почитается особливо за знак добрыя надежды и непорочнаго жития, и похож цветок сей не только по внешнему своему виду, чистый и изрядный цвет; но и по внутреннему своему свойству, приятный запах, некоторую полезную силу имеет, того ради и те, которые употребляют лилеи в своих гербах, имеют быть добрых, справедливых и честных. Лакиер А.Б. Геральдика 1855. Герб Франции при Бурбонах Флёр-де-лис в гербе провинции Квебек
Слайд 36: Некоторые геральдические толкования
Ель – символ королевской власти Дуб – высокие военные качества Кипарис и сосна – смерть Виноградная лоза – веселье Виноградная гроздь - богатство
Слайд 39: Полное геральдическое снаряжение рыцаря
Штандарт – широкий флаг с символами, логунгами, использованием геральдических цветов Узкий рыцарский флажок с символами Квадратный или прямоугольный флаг с гербом Изображение герба на щите и плаще Эмблемы на шлеме и убранстве лошадей Собственный звуковой символ (используется при выезде на турнир, при начале сражения и т.п.)
Слайд 42: Цеховые организации в средневековье
Цех (гильдия, братство) - торгово-ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих профессий, или союз средневековых ремесленников по профессиональному признаку. Первые гильдии как сообщества, основанные на клятве о взаимной помощи и поддержке, возникли за полтысячелетия до узкопрофессиональных объединений и объединяли активных горожан в борьбе с разбоями и беспорядками Позже в цехи начали объединяться по профессиональному признаку, сначала ремесленники, потом и другие слои городского населения: розничные торговцы различных специальностей, врачи, музыканты, учителя
Слайд 43: Развитие цехов
Первой цеховой организацией производителей стал цех свечников в Париже – 1061 г. Полного развития цеховые организации достигли в XIII-XIV вв. Это было поистине массовое явление. В английском королевстве в позднее Средневековье существовало, по самым скромным подсчетам, около 30 тысяч таких объединений - в среднем по одному на каждую сотню жителей
Слайд 45
Деятельность цехов была строго регламентирована. Ее целью была монопольное право на производство и сбыт определенного вида продукции. Для отличия цехов друг от друга каждый цех: имел свою эмблему с изображением орудий труда или продукта, утверждал индивидуальные эмблемы и клейма своих мастеров. пользовался цеховой печатью имел свой девиз – прообраз слоганов использовал элементы цеховой корпоративной эмблематики в вывеске,
Слайд 54: Прото -PR гильдий
Гильдии строили свои церкви и капеллы, создавали приюты и богадельни, за право разместить в городском соборе свои знамена они финансировали его ремонт или переоснащение, заказывая и оплачивая статуи святых, оконные витражи и так далее. Так гильдия заявляла о себе, о своем месте в обществе, создавала элементы корпоративной культуры В гильдии люди с разным социальным положением, бедные и богатые, находили и возможность респектабельной идентификации, и поддерживали социальный мир в обществе
Слайд 55: Цеховые event- мероприятия, использующие цеховую эмблематику
Деятельность уже созданной гильдии опиралась на регулярно повторявшиеся ритуалы совместной пирушки или молитвы, в которых принимали участие члены братства. Само слово " gild " дословно с древне-немецкого переводится как "жертвенная еда" Цехи организовывали цеховые ежегодные праздники - демонстративные акции, как правило, приуроченные к дню покровителя-святого. В таких шествиях большую роль играли предметные украшения – одежда с эмблемами, гипертрофированные предметы, связанные с производственной темой и т.д.
Слайд 56: Современный праздник в соответствии с средневековыми традициями на Кипре
Слайд 60: О празднике Длинной Колбасы
Первый раз он был устроен в день Нового 1520 года, когда процессия кёнигсбергских мясников важно прошествовала по всему городу, неся колбасу длиной в 41 локоть. Наибольших размеров в 1005 локтей колбаса достигла в 1601 году. Три мастера и восемьдесят семь подмастерьев потратили на её изготовление восемьдесят один свиной окорок и восемнадцать фунтов (7,3 кг) перца. Сто три подмастерья в праздничной одежде тащили гигантскую колбасу (весом в триста шестьдесят три килограмма !). Со знамёнами и музыкой шествие к замку, где часть колбасы была передана герцогу и его советникам в качестве новогоднего подношения. Затем мясники, пекари и прочие горожане вместе съели остаток колбасы, запивая её очень большим количеством пива.
Слайд 63: Если в доме есть хлеб и сало – значит, все хорошо, - решили в Артемовске и в День города презентовали 65-метровый бутерброд с национальным продуктом украинцев
Слайд 64: Имиджевая общность
Главный ритуал праздника создавала чаша, пускаемая по кругу. Гильдейский ритуальный кубок был особо ценимой вещью, поскольку символизировал идею единения. Все братья и сестры носили одинаковые одеяния (платья и капюшоны) во время трапез и других совместных церемоний. Кроме того, участников праздника выделяли специальные значки
Слайд 65: Письменная реклама в Средневековье
Данный вид рекламы был распространен незначительно, в связи с тотальной неграмотностью населения. Несмотря на то, что печатный станок был изобретен в Европе во временных рамках Средневековья (1450 г.), это изобретение воздействовало на развитие рекламы в более позднем историческом периоде
Слайд 66: Виды письменной рекламы в Средневековье
Листовки « si quis » - «если кто» - обращения, исполненные писцами по заказу на бумаге – расклеивались в людных местах – постоялые дворы, рынки, почтовые станции ( posters). Часто их вывешивали на стенах соборов, где располагались места для религиозных объявлений, в том числе педагогических услуг. «Это место священно, никто не может посягнуть на него» Афиши, в том числе зрелищные - play bills Рукописный каталог Средневековая гравюра – предвестник тиражирования. Появляются исполненные граверным способом летучие листки.
Слайд 67: Один из первых летучих листков
Мартин Лютер вывешивает на портале католической церкви в Виттенбурге свои «95 тезисов о пороках католической церкви». Это событие, как известно, оценивается как начало движения Реформации
Слайд 68: Религиозная изобразительная реклама: донаторы
Донаторы – люди, оплатившие церковный заказ или решившие пожертвовать самостоятельно заказанную картину в храм. Ганс Гольбейн Младший « Мадонна бургомистра Мейера», 1526
Слайд 69: Регулирование и саморегулирование в средневековой рекламе
Государственная власть не могла полностью контролировать весь процесс регулирования цеховой рекламы, Законодательство о товарных знаках пока не получило развитие, Важная роль отводилась саморегулированию цеховой эмблематики и рекламы
Слайд 70: Жесткая регламентация средневековых «брендов»
За использование чужого знака или клейма существовали строгие наказания. Цель такой политики – Монополизация цеховых товаров, защита от подделок, контроль качества изделий.
Слайд 71
« Положим, что существует некий искуснейший кузнец, который на своих мечах и других изделиях ставит определенные знаки, по которым узнаются изделия этого мастера и поэтому эти товары охотнее покупаются. Таким образом, я полагаю, что если другой сделает такое же клеймо, оно может быть запрещено, т.к. это наносит ущерб народу Ведь изделия одного принимаются за изделия другого» Средневековый юридический трактат, Италия
Слайд 72: Примеры регулирования в использовании символики
В Англии королевским распоряжением с 1266 г. хлебопеков обязали ставить клеймо на свои изделия. С 1373 г. клеймо ставят практически все производители стеклянной тары Через 5 лет успешного обучения каменщику во Франции выдавался личный знак изготовителя, чтобы ставить его на каждом изделии (найдены на каменных частях соборов). Знаком могла стать также фамилия изготовителя
Слайд 73: Ограничения рекламы в Средневековье
В некоторых городах, например, в Страсбурге, принято ограничение на количество выставляемого в витрине товара, строго утвержден порядок его демонстрации Во многих городах ограничивалась яркость вывесок Существовали ограничения привлечения покупателей « Никто не может и не должен зазывать, ни привлекать покупателя, который стоит у другого прилавка или у другого дома; а если кто так делает, он платит королю 5 су штрафа и 5 су братству..». Регистр ремесел и торговли Парижа
Слайд 74: Распоряжения в австрийском городе Мурау
« Там, где пекари или их подмастерья торгуют рядом на площадях или в лавках, запрещается переманивать друг у друга покупателей, тянуть их к себе, утверждая, что у него, дескать, лучший хлеб. Необходимо, чтобы никто не создавал препятствий другому продавать его хлеб, но позволял бы покупателю, не зазывая его, брать хлебу того, у кого тот захочет»
Последний слайд презентации: Реклама в Средние века: Общие выводы
Несмотря на некоторый спад коммерческих коммуникаций в Средние века, сформировавшиеся в античности виды рекламы продолжали развиваться. Геральдика как развитая знаковая система идентификации стала основным вкладом Средневековья в копилку рекламных технологий