ГЕРАЛЬДИКА — презентация
logo
ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • Что такое «Герб»?
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • Происхождение гербов
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • Как появились гербы?
  • Тамга
  • История
  • История
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • Элементы
  • Геральдика: значение символов и цветов. Виды, форма щитов и их значение в геральдике
  • Что за наука такая
  • Герб и его хозяин
  • Значимость цвета
  • Каноны цветов в геральдике
  • Алый
  • Голубой
  • Для чего украшались щиты
  • Животные на щите
  • Животные на щите
  • Геральдическая флора
  • Формы и виды гербов
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • Французский щит
  • Немецкий щит
  • Рассечения
  • Крест
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • Другие геометрические фигуры
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • Негеральдические фигуры
  • Негеральдические фигуры
  • Негеральдические фигуры
  • Грифоны
  • Птица-феникс
  • Русалки
  • Василиски
  • Пегас
  • Драконы
  • Единорог
  • Антилопы
  • Саламандра
  • Пантера
  • Гербовый девиз
  • Щитодержатели
  • Щитодержатели
  • Щитодержатели
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • Символика детского коллектива – школьный герб
  • ГЕРАЛЬДИКА
  • ГЕРАЛЬДИКА
1/77

Первый слайд презентации

ГЕРАЛЬДИКА

Изображение слайда

Слайд 2

В научном понимании геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая строение и бытование гербов в их исторической динамике. Геральдика тесно связана с рядом других исторических дисциплин: генеалогией, сфрагистикой, нумизматикой, фалеристикой, археологией.

Изображение слайда

Слайд 3

Символический язык гербов. Рыцарские гербы были символами, которые на языке рисунков показывали, кем являются их владельцы. Чтобы не было двух одинаковых гербов, были приняты жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок и кому дозволено их носить. Эти правила пришли из Франции. Создание и изучение гербов называется – геральдикой. Люди, создававшие гербы и правила называются – герольдами. Они были глашатаями и распорядителями на рыцарских турнирах. Герольды приносили приказы, подавали боевые сигналы и считали убитых после боя. Они должны были опознавать мертвых рыцарей по их гербам. Гербы располагались на плащах, рубахах, на шлемах, щитах и знаменах.

Изображение слайда

Слайд 4

Язык геральдики - БЛАЗОН (франц. blason – щит) – обозначает устное или письменное описание элементов, составляющих герб. В книге Джона Гуиллима "Описание геральдики" (1610) приводится такое определение: "выражение форм, видов и цветов всех составляющих элементов герба, вместе с пояснением их смысла".

Изображение слайда

Одним из непременных атрибутов любого государства наряду с флагом и гимном является герб. Заимствовано оно из польского языка. На польском языке «герб» звучит как «херб» (herb). Это выражение является искаженным вариантом немецкого слова, которое переводится как "эмблема". Им изначально обозначали отличительный знак, который передавался по наследству. На гербе изображали предметы, символизирующие его владельца (человека, род, сословие, город или страну). Герб – это немецкое слово. В переводе на русский язык оно означает “наследство”.

Изображение слайда

Слайд 6

Гербы могли принадлежать государствам и отдельным областям, городам, в средние века различным корпорациям: ремесленным цехам, купеческим гильдиям, а также отдельным лицам. Герб российской императрицы Марии Фёдоровны(жены Александра Третьего) Гербы ремесленных цехов

Изображение слайда

Историки считают, что герб восходит к древнейшим культовым символам — тотемам (см. Тотемизм), также, вероятно, игравшим роль и знаков собственности («межи» и «знамена» у древних славян, «тамги» у тюрок и монголов). Эмблемы и символы городов, государств, отдельных родов известны уже в древнем Шумере (3-е тысячелетие до нашей эры), Египте, Греции и Риме. Гербом шумерских городов был орел с львиной головой, Египта — змея (кобра), Персии и Рима — орел. Уже в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее» говорится о личных эмблемах героев. Такие же эмблемы реальных исторических личностей упоминаются в греческих и римских трудах, нередко их находят при раскопках. Имели свои личные знаки и ремесленники. Более сложные знаки гербового типа характерны для правителей (царей) эллинистической поры, в том числе городов-государств этой эпохи, они чеканились на монетах. Но отличие их от гербов в современном понимании в том, что они не наследовались, а принадлежали конкретному историческому лицу, городу, государству.

Изображение слайда

Слайд 8

Птица Анзуд. Шумер

Изображение слайда

Слайд 9

Такие изображения были символами древнегреческих городов-государств и их колоний: Афины – сова, Коринф – пегас, Мирмекий – муравей. Их изображения стали помещать на монетах, печатях и др. предметах.

Изображение слайда

Изображение слайда

Слайд 11: Тамга

Гербы — это европейское изобретение. Однако родовые идентифицирующие изображения использовались также аланами и тюркскими народами. Они были в виде символов и назывались тамга. Среди наиболее известных гербов такого рода можно назвать родовые знаки Тамерлана и крымских Героев. Они кардинально отличаются от европейских, более лаконичны и обычно представляют комбинацию из простейших геометрических фигур. родовые знаки Тамерлана Герб Крымского ханства (Тарка-тамга) – родовой знак правившей династии Героев Герб Чингисхана

Изображение слайда

Слайд 12: История

Исследованием происхождения того или иного герба занимается геральдика — наука, зародившаяся в Средние века. Это серьезная историческая дисциплина, которая точно определяет, какие символы могут наноситься на государственный или фамильный герб и так далее, а также объясняет значение тех или иных фигур. Многие наверняка удивятся, узнав про герб, что такое изображение на щите, оружии и одежде рыцари стали носить из-за необходимости воевать в шлеме с забралом. Он мешал разглядеть человека и узнать в нем врага или соратника, поэтому требовалось нечто, что могло бы идентифицировать воина.

Изображение слайда

Слайд 13: История

Особенно важно это было во время крестовых походов, когда армия рыцарей, прибывших из Европы, состояла из представителей разных стран. Так как чаще всего символами, указывающими на страну и принадлежность той или иной аристократической фамилии, расписывались щиты, многие гербы и по сей день имеют подобную форму. Первое изображение такого рода датируется 1127-м (возможно, 1128-м) годом. Это щит с 6 золотыми львами на лазоревом поле. Предполагается, что он был получен Жоффруа Пятым Анжуйским в подарок на свадьбу от короля Англии Генриха Первого. История

Изображение слайда

Слайд 14

Но далеко не сразу символические знаки стали превращаться в гербовые эмблемы. Тогда же они стали приобретать наследственный характер. Первая причина появления гербов связана с принятием на вооружение рыцарей, составлявших, как известно костяк средневековых армий, закрытого шлема с забралом, скрывавшим лицо воина на войне и турнирах. Поэтому на рыцарских турнирах, очень популярных в средневековой Западной Европе воинских состязаниях, на щитах рыцарей стали помещать различные изображения. С течением времени эти отличительные знаки стали наследственными, родовыми.

Изображение слайда

Слайд 15

Вторая причина появления гербов связана с развитием сословного общества в Западной Европе, где с XII в. шел процесс консолидации и формирования господствующего класса феодалов-землевладельцев. Гербы были призваны четко обозначать место их обладателя в обществе, его сословие, профессиональную принадлежность, право на владение землей, положение внутри господствующего класса. Таким образом, возникнув из практических соображений, чтобы отличить рыцарей во время турнира, в дальнейшем гербы стали отвечать социальным потребностям феодального класса и общества в целом. В средневековом обществе герб получил правовую окраску, функцию. Например, если в него включались изображение (или эмблема) какой либо земли, то это расценивалось как знак владения этой землей. Претензия на один и тот же герб было равносильна претензии на земельные владения.

Изображение слайда

Слайд 16

Русь имела собственные геральдические традиции, несколько отличные от западноевропейских. Постепенное знакомство с Европой сближало отечественную символику с внешними геральдическими формами, но не с правовой основой европейских гербов. Отечественные исследователи XIX - начала XX вв., отстаивавшие самобытные основы русской геральдики, не имели возможность доказать наличие полноценных гербовых изображений на Владимирской и Московской Руси. В своих изысканиях они не могли ссылаться на древнерусскую иконопись, сохранившую хоть и немногочисленные, но бесспорные свидетельства древности геральдической традиции на Руси. Процесс расчистки и реставрации древнерусской живописи лишь начинался в начале XX века, достигнув своего расцвета уже в советское время. Впереди были и археологические раскопки древних поселений. .

Изображение слайда

Слайд 17

История русской символики в целом и российского геральдического наследия в частности не может ограничиваться изучением традиционных геральдических источников: печатей, монет, знамен и гербов. Эти памятники представляют собой «вершину» материального воплощения национально-государственной идеи, выраженной в эмблематической и геральдической форме. Символика мифов, уходящая корнями в далекое прошлое, составляет «подножие» этой пирамиды, изучена еще довольно слабо. Это зачастую порождает непонимание используемых ныне древних знаков и символов, приводит к отличному от их подлинного значения толкованию. В последнее время мифология обращает на себя пристальное внимание историков.

Изображение слайда

Слайд 18

В свою очередь понимание древних мифологических сюжетов будет неполным, а то и невозможным без изучения соответствующих графических знаков – различных пиктограмм (элементов рисуночного письма), символов, орнаментов. С течением времени менялись культовые представления, забывался скрытый смысл знаков, но люди продолжали использовать освященные традицией рисунки и образы. Культовая символика оказалась одним из наиболее стойких элементов культуры. Постоянно меняются орудия труда, средства производства, жилище, одежда, обычаи, но символы сохраняются тысячелетиями.

Изображение слайда

Слайд 19

Представляется правильным включить в разряд источников отечественного гербоведения материалы археологических изысканий, иконопись и миниатюру летописных сводов и книг, предметы декоративно-прикладного искусства, этнографическое наследие. Это помогает проследить преемственность символики на протяжении столетий, а иногда и отсеять версии заимствования Русью иностранной символики, которые все еще популярны в отечественной историографии.

Изображение слайда

Слайд 20

Свидетельством того, что на Руси хорошо знали европейские геральдические правила, может служить печать царского наместника в Ливонии (1564 год). Это также яркое свидетельство того, что отечественная геральдика началась задолго до заимствования конца XVII века европейских правил. На печати двуглавый орел опирается лапами на опрокинутые гербовые щиты побежденных к тому времени в ходе Ливонской войны магистра Ливонского и епископа Дерптского. Обычай выставлять на всеобщее обозрение перевернутый щит рыцаря, бежавшего с поля боя, был широко распространен в средневековой Западной Европе.

Изображение слайда

Слайд 21

Массовое употребления гербов и их усложнение вызвали к жизни потребность в лицах, специально занимавшихся геральдикой. Так появились герольды. Они ведали церемонией проведения рыцарских турниров, составлением и толкованием гербов, а также дипломатическими переговорами, обменом пленных и т.д. Именно герольдами, которым было уже достаточно трудно удержать в памяти обилие геральдических символов и правил стали впервые создаваться «гербовники» (т.е. справочники, собрания гербов и родословных) и первые труды в области геральдики и гениологии.

Изображение слайда

Слайд 22

В 16 в. появляется практика составления гербовников для страны в целом. Причем гербовники были продолжающимися изданиями. Этим государство стремилось узаконить ограничить кругу официально признанных гербов, зафиксировать их и сделать эту информацию доступной для себя и для всех заинтересованных лиц. Изображения из Цюрихского гербовника 14 века

Изображение слайда

Слайд 23

В 16-17 вв. написано большинство трактатов, посвященных геральдике, в них разрабатываются основные геральдические правила. Эти века называют временем «геральдической лихорадки» и «бумажной геральдики». Перемещение основной массы геральдического материала в рукописи связано с исчезновением доспеха и практического применения гербов в турнирах. Зато возрастает мода на фамильные и городские гербы. Во многих странах создаются специальные государственные структуры для наблюдения за герботворчеством и правилами составления и применения гербов. Страница гербовника Священной Римской империи

Изображение слайда

Слайд 24: Элементы

Символы герба в старину могли рассказать о его владельце очень многое и служили своеобразным паспортом своего владельца. Они могли быть самыми разными, тогда как основные элементы обычно оставались неизменными. Для их обозначения принята следующая терминология: шлем — элемент герба, располагающийся над щитом; геральдический щит — основа, на которой изображаются основные символы и фигуры; намет, т. е. изорванное в лоскуты шлемовое покрывало, обычно имеющее верхнюю сторону того же цвета, что и главная финифть герба; нашлемник — фигура над шлемом; корона — изображение, располагающееся над щитом и указывающее на феодальный статус владельца; щитодержатели — человеческие, мифические (козерог, гриф, дракон и др.) или звериные фигуры, расположенные по сторонам от гербового щита; мантия ; девиз.

Изображение слайда

Слайд 25: Геральдика: значение символов и цветов. Виды, форма щитов и их значение в геральдике

Ни одно государство не может существовать без собственных символов, по которым его будут узнавать. Если задуматься, в современном мире флаги и гербы играют весьма и весьма значительную роль, поскольку в них сочетаются особенности страны, ее дух и основные черты. В еще большей мере это касается государственного герба. Особое внимание изучению их уделяет такая наука как геральдика. К ней мы и обратимся.

Изображение слайда

Слайд 26: Что за наука такая

Несмотря на замысловатое наименование, суть науки довольно проста. Изучает геральдика значение символов и цветов, использованных при создании герба. Такого рода знание на первый взгляд может показаться бесполезным, однако не стоит делать поспешных выводов. Геральдика зародилась во времена крестовых походов и с течением времени впитала в себя многие традиции рыцарства, отразила быт и культуру феодальной Европы. Герб может рассказать очень много о своем обладателе: сильные и слабые стороны, девиз, его жизненное кредо и даже социальное положение. Все, что нужно для того, чтобы понять все это, - всего лишь обратиться к знанию, накопленному за долгие столетия изучения.

Изображение слайда

Слайд 27: Герб и его хозяин

Прежде чем перейти к более конкретному рассмотрению тех или иных символов, определим, кому может принадлежать герб. В понимании современного человека это слово ассоциируется прежде всего с государством. У России, к примеру, в таком качестве выступает двуглавый орел. Тем не менее, как говорит геральдика, значение символов и цветов может быть важно не только стране, но также городу, конкретной территории или даже конкретному роду. К слову сказать, именно последний вариант ранее был наиболее распространенным. Герб рода Лермонтовых (девиз « Spero – Я надеюсь»)

Изображение слайда

Слайд 28: Значимость цвета

В эпоху Средневековья, когда повсеместно было распространено увлечение мистическими особенностями тех или иных явлений и существ, в эпоху, когда люди старались разглядеть скрытый смысл и некое божественное откровение в окружающем их мире, символам и цветам стали придавать особое значение. Значение цветов в геральдике особенно велико, поскольку именно на них в первую очередь обращается внимание. Кроме того, цвет дополнительно характеризует владельца герба. В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Изначально использовались лишь четыре цвета, однако со временем палитра расширилась путём смешения красок. Отдельным типом геральдического окраса считаются меха – горностаевый и беличий. Горностай Белка

Изображение слайда

Слайд 29: Каноны цветов в геральдике

Изображение слайда

Слайд 30: Алый

Червленые гербы и щиты любили представители воинствующих родов. Именно оттенки красного говорили о храбрости, непоколебимости и могуществе носителей. Это цвет огненный, мощный. К слову, в славянской культуре даже существовал обычай червления щитов перед боем путем окропления собственной кровью. Это не только устрашало врагов, но и обеспечивало мощную защиту для самого носителя. Примерно тем же принципом руководствовались и спартанцы, выбирая оттенок своего одеяния.

Изображение слайда

Слайд 31: Голубой

Преобладание голубого цвета в символике говорило о приверженности носителей вечным идеалам красоты. Лазурный оттенок на щитах и гербах должен был свидетельствовать о ясности суждения, безупречности и элитарности.

Изображение слайда

Слайд 32: Для чего украшались щиты

Очень часто на щитах и гербах изображают животных, чьи отличительные особенности должны были поведать окружающим о характере рыцаря. Значение животных в геральдике обычно сводится к отождествлению волевых и героических качеств рыцаря, который украсил ими свои регалии.

Изображение слайда

Слайд 33: Животные на щите

Так, к примеру, лев в геральдике традиционно считается символом мужества, отваги и великодушия. Альтернативой льву часто выступает леопард. Чаще всего лев изображается на гербе или щите один, однако иногда можно встретить изображение нескольких зверей. Таких львов принято считать львятами.

Изображение слайда

Слайд 34: Животные на щите

Орёл – это также очень распространенный геральдический символ, можно даже сказать, что после главенствующей по численности позиции льва орёл занимает второе, не менее уверенное место. Животные на щите Государственный герб Албании

Изображение слайда

Слайд 35: Геральдическая флора

Растения в геральдике значение имеют ничуть не меньшее, нежели животные образы. Использование различных растений в геральдике имеет длительную историю. Наиболее распространённым образом среди растений является символ розы. Королева цветов часто занимает почётное место на гербах разных знатных фамилий. По законам геральдики, украсить свой герб венком или гирляндой из розы могут себе позволить только члены королевской фамилии. Другим популярным символом растительного происхождения является лилия. Она символизирует чистоту, святость, непорочность. Герб коммуны Роза провинции Виченца. (Италия) Герб Флоренции

Изображение слайда

Слайд 36: Формы и виды гербов

В современной геральдике выделены классические щиты. Всего их девять: варяжский, итальянский, испанский, французский, византийский, английский, ромбический, немецкий и квадратный.

Изображение слайда

Слайд 37

французский - прямоугольный с заострением внизу в середине Главной частью герба является щит, представляющий собой условное пространство для размещения гербовых полей (фонов) и фигур. Обычно, хотя и не всегда, этому пространству придаются очертания, напоминающие о средневековом боевом или турнирном щите, отсюда и идет название. германский – с вычурно вырезанными формами. итальянский – овальной формы варяжский – треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами испанский – прямоугольный, с плавно закругленной нижней частью Различают несколько видов формы геральдических щитов:

Изображение слайда

Слайд 38: Французский щит

Самым распространенным был французский щит. Его форма соответствовала четырехугольнику с заострением внизу. Такие гербы пользовались особенной популярностью и в России. Символы с этими очертаниями брали себе знаменитые дворянские роды и губернские города XIX века. Современная форма российского герба также выполнена во французской традиции. Чем можно объяснить такую популярность? Форма герба России (то есть французская) предоставляет максимум свободного места для геральдических фигур на рисунке. Такой щит наиболее практичен с точки зрения художника. На французском щите можно изобразить самую сложную и оригинальную композицию.

Изображение слайда

Слайд 39: Немецкий щит

Самым сложным был немецкий щит. В его форме с краю была выемка. Эта геральдическая традиция зародилась как перерисовка настоящего немецкого щита. Он также называется тарчем. Его использовали западноевропейские рыцари XIII–XVI вв. Тарч появлялся даже в русских дружинах. Выемка в нем нужна была для того, чтобы зафиксировать копье, которым можно было бы сразить неприятеля. Гербы рыцарей Германии особенно часто включали в себя эту художественную особенность формы. Тарчи распространились по всей Европе в XIII веке. Их могли делать из доступной породы дерева. Этот материал был гораздо доступнее железа. Для большей защищенности тарч обтягивали мехом. Поэтому в геральдике на рисунке часто имитируется кожа животных. Описание герба не могло обойтись без упоминания о том материале, из которого сделан щит. Эта особенность подчеркивала принадлежность владельца к тому или иному роду. Богатые рыцарские семейства могли позволить себе железо, соответственно, оно изображалось на их символе.

Изображение слайда

Слайд 40: Рассечения

Чтобы понять, как составить герб своей семьи, необходимо знать не только формы щитов, но и другие геральдические художественные особенности. Одной из них является традиция делить фигуры на несколько частей. Художники используют рассечение, пересечение, а также диагональные линии. Они позволяют разделить геральдический щит так, чтобы на нем присутствовало сразу несколько цветов. Разнообразная палитра является одним из самых популярных геральдических инструментов, необходимых для придания рисунку уникальности и узнаваемости. С помощью диагональных линий можно отсечь и подчеркнуть значимость определенной части щита. Например, так отделяют главу или вершину герба. Если диагональная полоса пересекает весь щит, то такой прием называется перевязью.

Изображение слайда

Слайд 41: Крест

Другой важной геральдической фигурой является крест. Гербы рыцарей часто включали в себя изображение этого символа. Логично предположить, что в Европе крест был главным знаком христианства, благодаря чему его так часто использовали. Впрочем, со временем этот геральдический символ получил второе дыхание. Его стали изображать без оглядки на первоначальное христианское значение. Универсальность креста может легко подтвердить вся человеческая история. Такие рисунки использовались задолго до зарождения геральдики. Например, у язычников крест был синонимом поклонения солнцу. Если на гербе соединить две перевязи, то получится знакомый россиянам символ флота. Это так называемый Андреевский крест, который также можно встретить на флаге Шотландии и во многих других геральдических композициях. Другие виды этого распространенного символа могут иметь замысловатые укорачивания или прочие декоративные продолжения (округления, зазубрины и т. д.).

Изображение слайда

Слайд 42

Изображение слайда

Слайд 43: Другие геометрические фигуры

Помимо рассечений и креста, в геральдике существует еще несколько распространенных геральдических фигур, рисовавшихся на щите. В этот список можно отнести : квадрат, кайму, треугольник, острие, прямоугольник, круг, ромб, веретено и т. д. Описание герба обязательно содержит в себе упоминание о нарисованных фигурах. В позднем Средневековье появилась традиция изображать геометрические элементы в углах щита. Это «вольная часть» - распространенный геральдический прием. Кроме того, основной щит, который образует всю форму герба, может иметь внутри себя щит поменьше. Такая рекурсия была нормой для геральдики. С помощью щитков подчеркивалось рыцарское происхождение владельца герба.

Изображение слайда

Слайд 44

Изображение слайда

Слайд 45: Негеральдические фигуры

Есть еще одна большая группа составных частей герба. Эти фигуры также называются негеральдическими. Они подразделяются на три вида: искусственные, естественные и легендарные. Как правило, самым узнаваемым элементом герба становится уникальный рисунок. Поэтому рыцари (а потом и города) старались изобразить на своем щите что-то редкое и оригинальное. К естественным фигурам относятся рисунки животных и птиц. Обладатели гербов подбирали их согласно фауне родных краев. Кроме того, правила геральдики совсем не запрещали изображение рек, гор – в общем, всего того, что создала природа. Герб Траховых

Изображение слайда

Слайд 46: Негеральдические фигуры

Искусственные фигуры представляют собой рисунки оружия и доспехов. Особенно популярны они были у рыцарей и воинов, которые таким образом подчеркивали свою любовь к военному ремеслу. Негеральдические фигуры

Изображение слайда

Слайд 47: Негеральдические фигуры

Наконец, самой любопытной и неординарной группой можно назвать легендарные фигуры. Это рисунки вымышленных существ, популярных в геральдике. Даже самые ревностные христиане могли изобразить на своем гербе кентавров, грифонов и других персонажей античной мифологии. Самым известным в этом ряду является, наверное, фигура двуглавого орла. Эта мифическая птица была изображена на гербе Византийской империи. Оттуда вместе с православием и другими греческими реалиями она перешла на Русь. Первым двуглавого орла в качестве собственного символа в Москве начал использовать Иван III в XV веке. Негеральдические фигуры

Изображение слайда

Слайд 48: Грифоны

Фигуры фантастических животных, как правило, заимствовались из фольклора или же мифологии. Среди такого рода изображений чаще всего встречаются на гербах грифоны. Грифон - древнее мифическое существо с телом льва и головой и крыльями орла. Древнейшее изображение грифона находится на печати, найденной на территории современного Ирана. Этой печати пять тысяч лет. Грифон очень большое, мощное и грозное животное. В мифологии грифоны часто выполняют функции стражей золота. Величественный грифон, сочетающий в себе льва - царя зверей и орла - царя птиц, был популярным геральдическим животным.

Изображение слайда

Слайд 49: Птица-феникс

Феникс - известная с древности удивительная птица, обладающая способностью возрождаться к жизни после самосожжения. Классический феникс выглядит как птица, напоминающая орла (или цаплю) с золотыми и красными перьями. Феникс воспринимался христианами как символ воскресения, возрождения и бессмертия. Он был эмблемой (badge) английской королевы Елизаветы I.

Изображение слайда

Слайд 50: Русалки

Герб Варшавы представляет собой щит, в червлёном поле которого изображён символ города — варшавская русалка, держащая в левой руке золотой щит, а в правой меч того же металла. Щит увенчан королевской короной. Большой герб Варшавы, помимо этого, содержит ленту с девизом «Semper invicta» (с лат. — «Всегда непобедима»), исходящую из верхних углов щита. Снизу щита расположен орден Вислы с надписью на знаке ордена «Virtuti Militari» (с лат. — «Подчинены Военной»).

Изображение слайда

Слайд 51: Василиски

Василиск - экзотический монстр, убивающий взглядом. Историк и натуралист I века Плиний Старший в своей Естественной истории рассказывал о василиске как о небольшой змее с тремя выступами на голове, образующими что-то наподобие диадемы. Отсюда происходит и его название basiliscus-regulus (др.греч. базилевс - царь) и титул короля змей. Но в Средние века к описанию Плиния прибавились подробности происхождения василиска, что вызвало перемены в его облике - появилась разновидность василиска, названная "кокатрис". Считалось, что он рождался под звездой Сириус из круглого яйца, снесённого семилетним петухом и высиженного в навозной куче жабой. Столь невероятное совпадение факторов давало исключительный результат: василиск получался небольшим, с кошку, злобным существом с головой и ногами петуха, крылатым туловищем ящерицы (или жабы) и заострённым хвостом змеи. Он мог взглядом убивать людей и животных, от его смертоносного дыхания высыхала трава и растрескивались камни, а свист обращал в бегство даже ядовитых змей.

Изображение слайда

Слайд 52: Пегас

Пегас - белоснежный крылатый конь из греческой мифологии. Изящный пегас был избран в качестве эмблемы Тамплиерами. Он символизировал славу, красноречие и созерцание.

Изображение слайда

Слайд 53: Драконы

Популярный в средневековье геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, четырьмя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом, с чешуйчатым телом. Когда дракон изображён без крыльев, он называется " lindworm ", когда без ног - " serpent ". С опущенной головой он называется побеждённым драконом.

Изображение слайда

Слайд 54: Единорог

Единорог - великолепное мифическое животное, названное так из-за единственного длинного прямого рога во лбу.  Одно из самых популярных мифических существ, символ чистоты и целомудрия. В разное время и в разных странах он выглядел по-разному, но в нашем понимании единорог такой, каким он предстаёт на гербе Великобритании, где он появился благодаря королю Джеймсу I (1566-1625), а ранее он был эмблемой английской "королевы-девственницы" Елизаветы I (1558-1603). Здесь он изображён с телом и головой лошади, с ногами и копытами оленя, с козлиной бородой, львиным хвостом и витым рогом во лбу.

Изображение слайда

Слайд 55: Антилопы

Утверждение, что в геральдике использовались существа исключительно фантастические, было бы неверным. На гербах домов и государств нередко встречались не только орлы и львы, но и лошади, антилопы, Геральдическая антилопа, называемая также "Agacella", мало походит на настоящую - это животное с головой геральдического тигра, кабаньими клыками, зазубренными рогами, с гривой на спине, телом антилопы и хвостом льва. Это существо было эмблемой (badge) короля Генриха V.

Изображение слайда

Слайд 56: Саламандра

Саламандра - очень древнее существо, упоминаемое ещё Аристотелем. Это ящерица-амфибия, обладающая чудесной способностью не сгорать в пламени. В геральдике она символизировала стойкость и иммунитет к опасности.

Изображение слайда

Слайд 57: Пантера

Геральдическая пантера всегда изображается "incensed", то есть огнедышащей (разъяренной), с пламенем, вырывающимся изо рта и ушей. Существо описывается как прекрасное и доброе. Когда пантера пробуждается ото сна, она издает приятное высокое пение, и восхитительный поток приятно пахнущего дыхания доносится из ее рта, так, что все звери следуют за ней (кроме дракона, который боится пантеры и убегает прочь). Пантера была эмблемой (badge) королей Генриха IV и Генриха VI. Иногда она изображается как обычное животное типа пантеры, иногда (особенно в немецкой геральдике) как существо с четырьмя рогами, коровьими ушами и длинным красным языком в виде пламени.

Изображение слайда

Слайд 58: Гербовый девиз

Герб Смоленска Гербовый девиз Важной частью любого герба во все времена был девиз. В качестве него использовали короткую запоминающуюся фразу, которая становилась символом рода, города или государства. Из геральдики девизы перекочевали в военное дело и бытовую жизнь. Вне зависимости от того, какой была форма герба семьи, он обязательно имел специальную ленту внизу. На ней и писался девиз. В католических странах использовались латинские крылатые выражения. Популярностью пользовались цитаты из Библии или других античных писаний. Лента и надпись на ней копировали цвет металлов герба. Герб зоопарка

Изображение слайда

Слайд 59: Щитодержатели

В особенно пышных гербах (как правило, королевских или княжеских) часто использовался такой геральдический элемент, как щитодержатель. Он дополнял основную композицию. Щит находится в центре, а щитодержатели изображаются по краям. Поначалу в их качестве использовали людские фигуры. Эта традиция появилась благодаря рыцарским турнирам, на которых всегда присутствовали помощники воинов, державшие их фамильный щит.

Изображение слайда

Слайд 60: Щитодержатели

Однако со временем эти фигуры стали заменяться мифологическими существами и зверьми. Такой прием позволял дополнительно украсить геральдическую композицию. Чтобы знать, как составить герб, надо в точности представлять, кого можно изображать в качестве щитодержателей, а кого – нет. В любом символическом рисунке они олицетворяли стойкость и силу своего владельца. Поэтому в качестве щитодержателей часто изображали могучих существ: львов, орлов, великанов и т. д. К их подбору всегда относились очень тщательно. Щитодержатели

Изображение слайда

Слайд 61: Щитодержатели

Бывают случаи, что щитодержатели отличаются друг от друга. Так, например, обстоит дело с гербом Великобритании. На нем справа нарисован величественный коронованный лев, а слева – мифический серебристый единорог. У христианских рыцарей в средние века была популярна фигура ангела как небесного заступника и покровителя. Поэтому перед боем воин обязательно совершал молитву, при этом держа при себе щит. Для многих суеверных владельцев гербов их рисунок был счастливым талисманом на поле брани. Разбить свой щит с геральдическим изображением считалось несчастливой приметой. Щитодержатели

Изображение слайда

Слайд 62

Расцветка гербовых животных часто приближается к природной. Так, большинство медведей – черные, львы - золотые и т.д., хотя возможны и фантастические цвета.

Изображение слайда

Слайд 63

Все остальные части герба являются необязательными. Шлем, часто помещавшийся над щитом, в основном был двух видов: округлой формы (западноевропейский) и остроконечной (русский). Он мог изображаться как в фас, так и в профиль (в правую геральдическую сторону). Два шлема поворачиваются навстречу друг другу, если шлема три, то средний «смотрит» прямо. Герб Шаховских Герб Барклаев-де-Толли

Изображение слайда

Слайд 64

Шлем в России является принадлежностью родовых и личных гербов. Единственный городской шлем в официальной истории российской геральдики был подтвержден г. Ревелю (ныне Таллинн) в 1730 году. Русский шлем (ерихонка) вносился в гербы старых русских родов со 2-й половины XIX – начале XX веков. В гербах дворян восточного происхождения изредка можно встретить восточный тип шлема (мисюрку): например, у князей Чингисов, князей Чегодаевых или на гербе царского рода Романовых. Герб рода Чингисов Герб рода Романовых

Изображение слайда

Слайд 65

Нашлемник представляет собой фигуру или фигуры, выходящую сверху из шлема или короны. Чаще всего это плюмаж или изображение животного. Иные типы нашлемников могут быть в виде руки с мечом (саблей), пары крыльев (т.н. лет) и т.д. Герб дворян Гордеевых с нашлемников в виде Единорога и пары крыльев Герб дворян Бутурлиных с нашлемником в виде плюмажа Герб дворян Высоцких с нашлемником в виде оленя

Изображение слайда

Слайд 66

Три страусовых серебряных пера стали настолько типичными в русской геральдике, что было издано специальное указание на замену их на разноцветные. Обычно перья были цвета национального флага – бело-сине-красные, либо «императорские» цвета: серебренный, золотой, черный. Герб дворян Деденёвых с нашлемником из павлиньих перьев Герб дворян Ильиных с нашлемником из страусовых перьев

Изображение слайда

Слайд 67

Такие элементы герба как мантия и намёт символизируют плащи средневековых рыцарей. Мантия – бархатное полотнище, выходящее из-под короны и подложенное мехом горностая. В русской геральдике мантия встречается только в княжеских гербах, а также в гербах некоторых дворянских родов, ведущих свое происхождение от удельных князей. Герб князей Путятиных Герб князей Кропоткиных

Изображение слайда

Слайд 68

Намет – украшение в виде виньетки, выходящее из под шлема. Верхняя сторона его могла быть любого цвета, кроме золотого и серебряного, а верхняя наоборот, золотой и серебряной. Обычно намет изображался в виде прихотливого орнамента, подобно растительному. В большинстве случаев намет имеет верхнюю сторону под цвет главной финифти герба, а подкладку под цвет главного металла. Герб рода Бестужевых-Рюминых Герб рода Головкиных

Изображение слайда

Слайд 69

Бурлет – жгут, свитый из разноцветных лент (обычно в цвета намета), венчающий шлем вместо короны и служащий дворянским атрибутом. Следует отметить, что если в России бурлет считался дворянским знаком, то в Европе он был гербовым атрибутом бюргерства.

Изображение слайда

Слайд 70

Девиз – это краткое изречение (часто на латинском языке), характеризующее определенные принципы жизни, поведения, убеждения владельца герба. Например девиз герба графа А.А. Аракчеева, известного государственного деятеля времени царствования императора Александра I гласил: «Без лести предан». Как правило он помещался на ленте под щитом, при этом цвет ленты и букв надписи соответствовали основной расцветке поля герба и главной фигуры.

Изображение слайда

Слайд 71

В некоторых гербах девиз помещался в пределах гербового щита (в т.ч. в последней версии герба знаменитого русского полководца генералиссимуса графа Суворова), хотя помещение девиза в пределах щита в гербоведении не одобряется. Девиз : «За веру и верность» в гербе Суворовых-Рымникских написан на малом щите внутри герба

Изображение слайда

Слайд 72

Сенью называется шатер, помещавшейся под мантией государственного герба. Традиционно сень считалась символом суверенной власти. Сень использовалась также для украшения герба императора и старших по статусу членов династии.

Изображение слайда

Слайд 73

Кроме вышеперечисленных, в гербах могут быть изображены дополнительные почетные элементы, иллюстрирующие положение обладателя герба в административной иерархии или системе формальных почестей. Наиболее типичными примерами таких элементов являются орденские знаки, фельдмаршальские жезлы. В Большом государственном гербе с 1856 года позади сени помещалась «государственная хоругвь», как особый атрибут верховной власти. Редко употреблялись индивидуальные почетные элементы, например пара знамен в гербе графов Чернышевых.

Изображение слайда

Слайд 74

Нечасто, но употреблялись специальные женские атрибуты: венок для девиц, шнур для замужних дам или вдов. Их систематическое употребление было введено лишь для членов императорского дома. Герб Великой княжны Елены Павловны ( жены Михаила Николаевича Романова) Герб Её Высочества Ольги Николаевны Романовой (дочери Николая II)

Изображение слайда

Слайд 75: Символика детского коллектива – школьный герб

В последнее время создавать семейный герб для школы стало очень модной и актуальной тенденцией. В создании такой символики для небольшого коллектива нет ничего противозаконного, в России и других странах регламентируются только территориальные гербы. Прежде всего, проверьте, были ли в роду лица, которые имели официальное право на владение такой почестью. Даже если вы не нашли таких людей среди своих дальних родственников, то всегда сможете включить фантазию и сделать семейный герб своими руками.

Изображение слайда

Слайд 76

Домашнее задание Вспомнить и написать в каких фильмах и сериалах о Средневековье вы видели гербы. И дать описание основываясь на презентацию одному из них.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ГЕРАЛЬДИКА

ГЕРАЛЬДИКА

Изображение слайда

Похожие презентации