Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН) — презентация
logo
Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
1/62

Елена Овсянникова, проф. Севгу, член Экспертного совета Севгорнаследия, член Секции советского периода Научно-методического совета по охране наследия Министерства культуры РФ; проф. кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура» МАРХИ

Изображение слайда

Слайд 2

Введение Историзм культуры VIII -го – первой половины XIX веков стал смысловой подоплекой так называемой «стилистической» реставрации, сформировавшейся во второй половине XIX века. После моды на руины сложилась противоположная тенденция – мода на завершенные памятники архитектуры, причем даже те, о которых не имелось исторических сведений. Ведущими зодчими-практиками, работавшими в этого направления надо назвать немцев Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841), Лео фон Кленце (1784-1864) и француза Эжена Виоле- ле -Дюка (1814-1879). К.Ф. Шинкель был замечательным живописцем, а не только архитектором. Он показал в своих картинах-фантазиях красоту готических соборов и античных построек, разработал проект воссоздания Афинского Акрополя неосуществленный, но оказавший влияние на современников. Л. Фон Кленце (1784-1864) работал в Касселе, Мюнхене, Афинах, где предложил свою версию воссоздания Афинского Акрополя.

Изображение слайда

Слайд 3

К.Ф. Шинкель. Архитектурная фантазия

Изображение слайда

Слайд 4

К.Ф. Шинкель. Архитектурная фантазия

Изображение слайда

Слайд 5

К.Ф. Шинкель. Архитектурная фантазия

Изображение слайда

Слайд 6

К.Ф. Шинкель. Архитектурная фантазия

Изображение слайда

Слайд 7

К.Ф. Шинкель. Архитектурная фантазия

Изображение слайда

Слайд 8

К.Ф. Шинкель. Стена интерьера. Развертка. 1830-е годы

Изображение слайда

Слайд 9

К.Ф. Шинкель.. Мавзолей Шарлоттенбург. 1810

Изображение слайда

Слайд 10

К.Ф. Шинкель. драматический театр. Берлин (проект осуществлен).181818-1821

Изображение слайда

Слайд 11

К.Ф. Шинкель. Храм (евангелическая кирха) в Кенигсберге (проект осуществлен). 1845

Изображение слайда

Слайд 12

К.Ф. Шинкель. «Старый музей». Берлин. 1822-1830

Изображение слайда

Слайд 13

К.Ф. Шинкель. Проект воссоздания Афинского Акрополя. 1834

Изображение слайда

Слайд 14

К.Ф. Шинкель. Проект воссоздания Афинского Акрополя. 1834

Изображение слайда

Слайд 15

К.Ф. Шинкель. Проект воссоздания Афинского Акрополя. Портик Эрехтейона. 1834

Изображение слайда

Слайд 16

Изображение слайда

Слайд 17

К.Ф. Шинкель. Античный интерьер

Изображение слайда

Слайд 18

Л. фон Кленце. Афинский Акрополь. Архитектурная фантазия на тему воссоздаия

Изображение слайда

Слайд 19

Паккард. Парфенон. Реконструкция цветового решения. 1940-е годы

Изображение слайда

Слайд 20

Изображение слайда

Слайд 21

В отличие от тщательной детализации внешнего облика Афинского Акрополя, как и архитектурных фантазий не тему готики немецких К.Ф. Шинкеля и Л. фон Кленце, французский зодчий-практик, историк и теоретик Э. Виоле- ле -Дюк предлагал детальный анализ всевозможных исторических конструкций зданий. Написав книгу «Беседы об архитектуре» Виоле- ле -Дюк дал детальный обзор воззрений мастеров древности с позиций архитектора XIX века. Реставрационная концепция Виоле- ле -Дюка была признана многими его современниками. Суть ее состояла в том, чтобы воссоздать исторические объекты во всем их блеске даже не имея для этого достаточных исторических сведений. Многие средневековые крепости, церкви и монастыри были воссозданы этим зодчим и выглядят до сих пор как будто-то недавно возведены. Так, он воссоздал ряд недостроенных башен готических соборов и крепостей ( Пьерфон, Каркассон ). Главной его работой стало воссоздание утраченных частей собора Парижской Богоматери, включая «Королевский ряд» – скульптуры французских монархов на главном фасаде. Памятники архитектуры Средневековья больше всего привлекли его внимания. Фактически он показал современникам непреходящую ценность готической архитектуры.

Изображение слайда

Слайд 22

Э. Виоле- ле -Дюк. Реконструкции античных сооружений

Изображение слайда

Слайд 23

Изображение слайда

Слайд 24

Э. Виоле- ле -Дюк. Интерпретация готической стилистики в технологиях XIX века

Изображение слайда

Слайд 25

Изображение слайда

Слайд 26

Изображение слайда

Слайд 27

Э. Виоле- ле -Дюк. Интерпретация стилистики русской архитектуры. Деталь фасада храма Покрова на Нерли XII века

Изображение слайда

Слайд 28

Э. Виоле- ле -Дюк. Интерпретация стилистики русской архитектуры. Деталь фасада здания XVII века

Изображение слайда

Слайд 29

Готика по Э. Виоле- ле -Дюку

Изображение слайда

Слайд 30

Готика по Э. Виоле- ле -Дюку

Изображение слайда

Слайд 31

Э. Виоле- ле -Дюк. Замок Пьерфон. Рисунок с натуры Руины

Изображение слайда

Слайд 32

Э. Виоле- ле -Дюк. Проект реставрации замка Пьефон

Изображение слайда

Слайд 33

Замок Пьефон После реставрации Э. Виоле- ле -Дюка

Изображение слайда

Слайд 34

Э. Виоле- ле -Дюк. Собор Парижской Богоматери

Изображение слайда

Слайд 35

Э. Виоле- ле -Дюк. Собор Парижской Богоматери Главный фасад

Изображение слайда

Слайд 36

Э. Виоле- ле -Дюк. Проект достройки башен соборы

Изображение слайда

Слайд 37

Изображение слайда

Слайд 38

Российская предыстория научной реставрации Конец XIX века – начало ХХ века

Изображение слайда

Слайд 39

Поиск национального своеобразия шел по линии разработки «русского стиля», основанного на древнерусских аналогах, таких как архитектура XVII века с ее яркой декоративностью. В соответствии с официально признанной триадой, введенной в обиход министром просвещения графом С.С. Уваровым (1786-1865): «Православие, Самодержавие, Народность», в моду вошла стилистическая реставрация исторических зданий. Главной чертой ее стало произвольное воссоздание «исторических» форм. Лидеры стилистической реставрации стали одновременно и ведущими зодчими-практиками. Среди таких практиков особое место заняли архитектор Ф.Ф. Рихтер (1808-1868) и гражданский инженер Н.В. Султанов (1850-1908). Их работы были на слуху и стали эталонами стилистической реставрации своего времени (см. подробнее в приложении к лекции).

Изображение слайда

Слайд 40

Ф.Ф. Рихтер. Палаты бояр Романовых. Произвольная реставрация древнейших палат (цокольной части здания) в виде надстройки двумя этажами в « девнерусском » духе. Декоративная окраска цокольной части под «бриллиантовый» руст Грановитой палаты в Кремле. Пристройка крыльца а ля Царская башня Московского Кремля. Имитация в кирпиче деревянных светелок верхнего этажа.

Изображение слайда

Слайд 41

Ф.Ф. Рихтер. Чертеж фасада Теремного дворца в Московском Кремле

Изображение слайда

Слайд 42

Ф.Ф. Рихтер. Чертежи Верхоспасского собора и колокольни Ивана Великого в Московском Кремле

Изображение слайда

Слайд 43

Н.В. Султанов. Исторические детали старинных зданий как образцы для стилистической реставрации и проектирования новых объектов. 1880-1890-е гг.

Изображение слайда

Слайд 44

Н.В. Султанов. Историческая одежда. Зарисовки. 1884-1885 Театральность новых образов проявилась и в архитектуре, и во всей художественной культуре, и в быту, например, в карнавалах с «древнерусскими» костюмами

Изображение слайда

Слайд 45

Н.В. Султанов. Типичный пример стилистической реставрации, реконструкции и обновления интерьеров палат боярина Волкова для князя Ф.Ф. Юсупова (Сумарокова-Эльстона)

Изображение слайда

Слайд 46

Н.В. Султанов. Проект интерьера палат Волкова. Перспектива. Осуществлены в 1880-1890-х годах Типичная эклектическая смесь архитектурных деталей различной стилистики

Изображение слайда

Слайд 47

Н.В. Султанов. Проект интерьера палат боярина Волкова. Перспектива Характерная перенасыщенность псевдоисторическими архитектурными деталями и антикварными предметами

Изображение слайда

Слайд 48

Н.В. Султанов. Интерьер палат Волкова с антикварными и псевдоисторическими бытовыми предметами

Изображение слайда

Слайд 49

Палаты царевича Димитрия в Угличе после реставрации Н.В. Султанова в 1890-1892 годах Здание дворца князей Углича. Было воссоздано как архитектурная фантазия в духе старины. Даже размеры кирпичей и форма декоративных элементов кладки не имеют ничего общего с подлинными.

Изображение слайда

Слайд 50

Реставрация ХХ века. Новые тенденции на рубеже XIX и XX веков К началу ХХ века начала складываться неорусская версия стиля модерн. В ее основе был протест художников и зодчих против бездумного копирования исторических аналогов, потери архитектурной выразительности и авторского лица создателя новых зданий. На таком общекультурном фоне начала формироваться новая тенденция реставрационной деятельности – сохранение и демонстрация подлинных элементов древних сооружений, отказ от их переделки и искажения с целью приукрашивания.

Изображение слайда

Слайд 51

Тенденция отказа от произвольного воссоздания исторических форм с желанием их «улучшить» наметилась в реставрационном деле. Впервые научный подход к реставрации проявился в деятельности А.В. Щусева. В спроектированных им новых постройках появилась монументальность, обусловленная отказом от буквального копирования исторических мотивов. Щусев ввел в профессиональную методику проектирования анализ принципов формообразования, исходя из глубокого изучения произведений древней архитектуры. Он противопоставил их общепринятому копированию исторических зданий и их конкретных форм, применявшихся как декор не только традиционных по структуре зданий, но и объектов с новой организацией внутреннего пространства: пассажей, вокзалов, магазинов, учебных заведений и пр. Это способствовало предложенному им методу полного сохранения подлинных частей исторических зданий без их приукрашивания.

Изображение слайда

Слайд 52

А.В. Щусев. Реставрация церкви Св. Василия в Овруче. 1904-1908 Новый принцип реставрации с сохранением на виду всех подлинных элементов без попыток имитации старины

Изображение слайда

Слайд 53

Приложение Творчество К.А. Тона, В.О. Шервуда, Ф.Ф. Рихтера, Н.И. и И.И. Поздеевых, и др. мастеров историзма (эклектики) Страницы из учебного пособия: Овсянникова Е.Б., Васильев Н.Ю. Архитектура Москвы. Конец XIX века – первая половина 1930-х годов. – Екатеринбург: Татлин, 2019: https://tatlin.ru/shop/istoriya_arxitektury_moskvy

Изображение слайда

Слайд 54

Изображение слайда

Слайд 55

Изображение слайда

Слайд 56

Изображение слайда

Слайд 57

Приложение О формировании неорусского стиля и поисках новой монументальности Страницы из учебного пособия: Овсянникова Е.Б., Васильев Н.Ю. Архитектура Москвы. Конец XIX века – первая половина 1930-х годов. – Екатеринбург: Татлин, 2019

Изображение слайда

Слайд 58

Неорусский стиль стал национальной версией стиля модерн как и ряд национальных разновидностей этого стиля в разных европейских странах

Изображение слайда

Слайд 59

Изображение слайда

Слайд 60

Изображение слайда

Слайд 61

Заключение Итак, признанный современниками как актуальный метод воссоздания исторических объектов почти не критиковался. Лишь Джон Рескин (1819-1900), английский писатель и художник неодобрительно отзывался о реставрационных творениях Виоле- ле -Дюка, утверждая, что в них невозможно найти даже обломков подлинной старины. Вклад К.Ф. Шинкеля был не столько в реставрационные методики, сколько в привлечение внимания к исторической архитектурной стилистике. Русские поклонники Виоле- ле -Дюка вплоть до начала ХХ века превозносили его реставрационную деятельность. Это были Ф.Ф. Рихтер, состоявший с французским зодчим в переписке, Н.В. Султанов и др. Их творчество позволило сохранить многие древнейшие памятники, с одной стороны, однако сильно исказило их первоначальный облик – с другой. Впервые А.В. Щусев (1843-1949), критиковавший с молодых лет эклектику в архитектуре, применил подлинно научные методы реставрации церкви Св. Василия в Овруче (1904-1908), стал членом Академии художеств (1908), академиком архитектуры (1910). Символично, что в Академии художеств он занял место умершего Н.В. Султанова (1850-1908).

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)

Литература Афанасьев К.Н. А.В. Щусев. – М., 1878: https://imwerden.de/pdf/afanasjev_shhusev_1978.pdf Антонова И. Как англичане греческую историю украли. Лорд Элгин и мрамор Парфенона: https://www.vpk-news.ru/articles/45307 Виоле- ле -Дюк Э. Беседы об архитектуре. – М., 1937: http://books.totalarch.com/node/2463 ; Энциклопедия готической архитектуры: https://b-ok.cc/book/2779009/37e32a Михайлина И. Карл Фридрих Шинкель : https://germania-online.diplo.de/ru-dz-ru/kultur/kunst/schinkel-architektur-berlin/1910506 Овсянникова Е.Б., Васильев Н.Ю. Архитектура Москвы. Конец XIX века – первая половина 1930-х годов. – М., 2019: https://tatlin.ru/shop/istoriya_arxitektury_moskvy Рихтер Ф.Ф. Памятники древнерусского зодчества. – М., 1850: http://books.totalarch.com/node/1668 ; Забытый зодчий Ф.Ф. Рихтер. Сборник материалов. ГИМ. – М., 2000: http://books.totalarch.com/n/0845 Султанов Н.В. История архитектуры. – Спб, 1896: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005399722/ Султанов Н.В. Теория архитектурных форм. Каменные формы. – СПб, 1914: http://books.totalarch.com/n/0568 ; Султанов Н.В. Теория архитектурных форм. – М., 1914: https://www.bookvoed.ru/files/3515/11/30/28.pdf

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено