Первый слайд презентации: Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
Елена Овсянникова, проф. Севгу, член Экспертного совета Севгорнаследия, член Секции советского периода Научно-методического совета по охране наследия Министерства культуры РФ; проф. кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура» МАРХИ
Слайд 2
Введение Историзм культуры VIII -го – первой половины XIX веков стал смысловой подоплекой так называемой «стилистической» реставрации, сформировавшейся во второй половине XIX века. После моды на руины сложилась противоположная тенденция – мода на завершенные памятники архитектуры, причем даже те, о которых не имелось исторических сведений. Ведущими зодчими-практиками, работавшими в этого направления надо назвать немцев Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841), Лео фон Кленце (1784-1864) и француза Эжена Виоле- ле -Дюка (1814-1879). К.Ф. Шинкель был замечательным живописцем, а не только архитектором. Он показал в своих картинах-фантазиях красоту готических соборов и античных построек, разработал проект воссоздания Афинского Акрополя неосуществленный, но оказавший влияние на современников. Л. Фон Кленце (1784-1864) работал в Касселе, Мюнхене, Афинах, где предложил свою версию воссоздания Афинского Акрополя.
Слайд 10
К.Ф. Шинкель. драматический театр. Берлин (проект осуществлен).181818-1821
Слайд 11
К.Ф. Шинкель. Храм (евангелическая кирха) в Кенигсберге (проект осуществлен). 1845
Слайд 15
К.Ф. Шинкель. Проект воссоздания Афинского Акрополя. Портик Эрехтейона. 1834
Слайд 18
Л. фон Кленце. Афинский Акрополь. Архитектурная фантазия на тему воссоздаия
Слайд 21
В отличие от тщательной детализации внешнего облика Афинского Акрополя, как и архитектурных фантазий не тему готики немецких К.Ф. Шинкеля и Л. фон Кленце, французский зодчий-практик, историк и теоретик Э. Виоле- ле -Дюк предлагал детальный анализ всевозможных исторических конструкций зданий. Написав книгу «Беседы об архитектуре» Виоле- ле -Дюк дал детальный обзор воззрений мастеров древности с позиций архитектора XIX века. Реставрационная концепция Виоле- ле -Дюка была признана многими его современниками. Суть ее состояла в том, чтобы воссоздать исторические объекты во всем их блеске даже не имея для этого достаточных исторических сведений. Многие средневековые крепости, церкви и монастыри были воссозданы этим зодчим и выглядят до сих пор как будто-то недавно возведены. Так, он воссоздал ряд недостроенных башен готических соборов и крепостей ( Пьерфон, Каркассон ). Главной его работой стало воссоздание утраченных частей собора Парижской Богоматери, включая «Королевский ряд» – скульптуры французских монархов на главном фасаде. Памятники архитектуры Средневековья больше всего привлекли его внимания. Фактически он показал современникам непреходящую ценность готической архитектуры.
Слайд 24
Э. Виоле- ле -Дюк. Интерпретация готической стилистики в технологиях XIX века
Слайд 27
Э. Виоле- ле -Дюк. Интерпретация стилистики русской архитектуры. Деталь фасада храма Покрова на Нерли XII века
Слайд 28
Э. Виоле- ле -Дюк. Интерпретация стилистики русской архитектуры. Деталь фасада здания XVII века
Слайд 38
Российская предыстория научной реставрации Конец XIX века – начало ХХ века
Слайд 39
Поиск национального своеобразия шел по линии разработки «русского стиля», основанного на древнерусских аналогах, таких как архитектура XVII века с ее яркой декоративностью. В соответствии с официально признанной триадой, введенной в обиход министром просвещения графом С.С. Уваровым (1786-1865): «Православие, Самодержавие, Народность», в моду вошла стилистическая реставрация исторических зданий. Главной чертой ее стало произвольное воссоздание «исторических» форм. Лидеры стилистической реставрации стали одновременно и ведущими зодчими-практиками. Среди таких практиков особое место заняли архитектор Ф.Ф. Рихтер (1808-1868) и гражданский инженер Н.В. Султанов (1850-1908). Их работы были на слуху и стали эталонами стилистической реставрации своего времени (см. подробнее в приложении к лекции).
Слайд 40
Ф.Ф. Рихтер. Палаты бояр Романовых. Произвольная реставрация древнейших палат (цокольной части здания) в виде надстройки двумя этажами в « девнерусском » духе. Декоративная окраска цокольной части под «бриллиантовый» руст Грановитой палаты в Кремле. Пристройка крыльца а ля Царская башня Московского Кремля. Имитация в кирпиче деревянных светелок верхнего этажа.
Слайд 42
Ф.Ф. Рихтер. Чертежи Верхоспасского собора и колокольни Ивана Великого в Московском Кремле
Слайд 43
Н.В. Султанов. Исторические детали старинных зданий как образцы для стилистической реставрации и проектирования новых объектов. 1880-1890-е гг.
Слайд 44
Н.В. Султанов. Историческая одежда. Зарисовки. 1884-1885 Театральность новых образов проявилась и в архитектуре, и во всей художественной культуре, и в быту, например, в карнавалах с «древнерусскими» костюмами
Слайд 45
Н.В. Султанов. Типичный пример стилистической реставрации, реконструкции и обновления интерьеров палат боярина Волкова для князя Ф.Ф. Юсупова (Сумарокова-Эльстона)
Слайд 46
Н.В. Султанов. Проект интерьера палат Волкова. Перспектива. Осуществлены в 1880-1890-х годах Типичная эклектическая смесь архитектурных деталей различной стилистики
Слайд 47
Н.В. Султанов. Проект интерьера палат боярина Волкова. Перспектива Характерная перенасыщенность псевдоисторическими архитектурными деталями и антикварными предметами
Слайд 48
Н.В. Султанов. Интерьер палат Волкова с антикварными и псевдоисторическими бытовыми предметами
Слайд 49
Палаты царевича Димитрия в Угличе после реставрации Н.В. Султанова в 1890-1892 годах Здание дворца князей Углича. Было воссоздано как архитектурная фантазия в духе старины. Даже размеры кирпичей и форма декоративных элементов кладки не имеют ничего общего с подлинными.
Слайд 50
Реставрация ХХ века. Новые тенденции на рубеже XIX и XX веков К началу ХХ века начала складываться неорусская версия стиля модерн. В ее основе был протест художников и зодчих против бездумного копирования исторических аналогов, потери архитектурной выразительности и авторского лица создателя новых зданий. На таком общекультурном фоне начала формироваться новая тенденция реставрационной деятельности – сохранение и демонстрация подлинных элементов древних сооружений, отказ от их переделки и искажения с целью приукрашивания.
Слайд 51
Тенденция отказа от произвольного воссоздания исторических форм с желанием их «улучшить» наметилась в реставрационном деле. Впервые научный подход к реставрации проявился в деятельности А.В. Щусева. В спроектированных им новых постройках появилась монументальность, обусловленная отказом от буквального копирования исторических мотивов. Щусев ввел в профессиональную методику проектирования анализ принципов формообразования, исходя из глубокого изучения произведений древней архитектуры. Он противопоставил их общепринятому копированию исторических зданий и их конкретных форм, применявшихся как декор не только традиционных по структуре зданий, но и объектов с новой организацией внутреннего пространства: пассажей, вокзалов, магазинов, учебных заведений и пр. Это способствовало предложенному им методу полного сохранения подлинных частей исторических зданий без их приукрашивания.
Слайд 52
А.В. Щусев. Реставрация церкви Св. Василия в Овруче. 1904-1908 Новый принцип реставрации с сохранением на виду всех подлинных элементов без попыток имитации старины
Слайд 53
Приложение Творчество К.А. Тона, В.О. Шервуда, Ф.Ф. Рихтера, Н.И. и И.И. Поздеевых, и др. мастеров историзма (эклектики) Страницы из учебного пособия: Овсянникова Е.Б., Васильев Н.Ю. Архитектура Москвы. Конец XIX века – первая половина 1930-х годов. – Екатеринбург: Татлин, 2019: https://tatlin.ru/shop/istoriya_arxitektury_moskvy
Слайд 57
Приложение О формировании неорусского стиля и поисках новой монументальности Страницы из учебного пособия: Овсянникова Е.Б., Васильев Н.Ю. Архитектура Москвы. Конец XIX века – первая половина 1930-х годов. – Екатеринбург: Татлин, 2019
Слайд 58
Неорусский стиль стал национальной версией стиля модерн как и ряд национальных разновидностей этого стиля в разных европейских странах
Слайд 61
Заключение Итак, признанный современниками как актуальный метод воссоздания исторических объектов почти не критиковался. Лишь Джон Рескин (1819-1900), английский писатель и художник неодобрительно отзывался о реставрационных творениях Виоле- ле -Дюка, утверждая, что в них невозможно найти даже обломков подлинной старины. Вклад К.Ф. Шинкеля был не столько в реставрационные методики, сколько в привлечение внимания к исторической архитектурной стилистике. Русские поклонники Виоле- ле -Дюка вплоть до начала ХХ века превозносили его реставрационную деятельность. Это были Ф.Ф. Рихтер, состоявший с французским зодчим в переписке, Н.В. Султанов и др. Их творчество позволило сохранить многие древнейшие памятники, с одной стороны, однако сильно исказило их первоначальный облик – с другой. Впервые А.В. Щусев (1843-1949), критиковавший с молодых лет эклектику в архитектуре, применил подлинно научные методы реставрации церкви Св. Василия в Овруче (1904-1908), стал членом Академии художеств (1908), академиком архитектуры (1910). Символично, что в Академии художеств он занял место умершего Н.В. Султанова (1850-1908).
Последний слайд презентации: Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия (ОКН)
Литература Афанасьев К.Н. А.В. Щусев. – М., 1878: https://imwerden.de/pdf/afanasjev_shhusev_1978.pdf Антонова И. Как англичане греческую историю украли. Лорд Элгин и мрамор Парфенона: https://www.vpk-news.ru/articles/45307 Виоле- ле -Дюк Э. Беседы об архитектуре. – М., 1937: http://books.totalarch.com/node/2463 ; Энциклопедия готической архитектуры: https://b-ok.cc/book/2779009/37e32a Михайлина И. Карл Фридрих Шинкель : https://germania-online.diplo.de/ru-dz-ru/kultur/kunst/schinkel-architektur-berlin/1910506 Овсянникова Е.Б., Васильев Н.Ю. Архитектура Москвы. Конец XIX века – первая половина 1930-х годов. – М., 2019: https://tatlin.ru/shop/istoriya_arxitektury_moskvy Рихтер Ф.Ф. Памятники древнерусского зодчества. – М., 1850: http://books.totalarch.com/node/1668 ; Забытый зодчий Ф.Ф. Рихтер. Сборник материалов. ГИМ. – М., 2000: http://books.totalarch.com/n/0845 Султанов Н.В. История архитектуры. – Спб, 1896: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005399722/ Султанов Н.В. Теория архитектурных форм. Каменные формы. – СПб, 1914: http://books.totalarch.com/n/0568 ; Султанов Н.В. Теория архитектурных форм. – М., 1914: https://www.bookvoed.ru/files/3515/11/30/28.pdf